«Русская душа… Какая она?» На этот вопрос пытались ответить многие писатели 19-го века. Характер русского человека загадочен. В чем же кроется эта загадка? На этот вопрос попытались ответить учащиеся 10 класса.
Используя человекосообразную технологию, была сделана попытка сравнить главных героев данных произведений, выявить типичные черты их характера, определить, что из себя представляет русский человек. У учащихся была возможность «вжиться» в образ Катерины (драма А.Н. Островского «Гроза», Обломова (роман И.А. Гончарова «Обломов») и Ивана Северьяныча Флягина (очерк-хроника Н.С. Лескова «Очарованный странник». Они могли переместиться в пространстве, оказаться в 19-ом веке (такую возможность предоставляет литература) и понять мотивы поведения данных героев. Кроме того, учащиеся могли умозрительно переместить героев из 19 века в 21-ый, смоделировать ситуации и проанализировать обусловленность явлений и процессов, влияющих на поведение человека. Результатом таких перемещений стали выводы, что, в целом, характер русского человека не меняется, качественные характеристики остаются прежними.
Работая в группах над текстовым материалом, учащиеся совершенствовали навыки комплексного анализа текста, умение работать со словом, определять средства и способы выражения авторской позиции. Реферативные сообщения по каждому произведению демонстрировали уровень подготовки школьников в области исследовательской деятельности.
Используя метод сравнения, учащиеся пришли к выводу, что русский человек, как правило, обладает чистой, доброй, совестливой душой. По натуре русский человек свободолюбив, честен, открыт, талантлив и предан родине, стремится к любви, счастью и гармонии с миром. В то же время он далеко не идеален: грешит, иногда ленив, инфантилен, простодушен и наивен. В душе он максималист и идеалист. Однако все это не мешают ему проявлять артистизм, ранимость, умение любить и глубоко переживать. Совесть русского человека не позволяет ему нарушать нравственные законы жизни. Если же это происходит, он стремится замолить свой грех, очистить душу.
Домашнее задание предполагало продолжение работы над данной темой, совершенствование знаний, носило теоретический и практический характер: были предложены вопросы для раздумий, например, «В чем заключается «загадка» русской души»? и др. Кроме того, учащиеся должны были написать сочинение-рассуждение на тему: «Современный русский человек. Какой он?»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев)
Цель: Исследовать особенности русского национального характера, опираясь на художественные произведения русской литературы 2-ой половины 19-го века: драму А.Н. Островского «Гроза», роман А.И. Гончарова «Обломов» и очерк-хронику Н.С. Лескова «Очарованный странник».
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе «русская литература»;
- показать учащимся важность знания текстов художественной и критической литературы;
- обеспечить углубленное изучение названных выше произведений русской литературы второй половины 19 века;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями.
Развивающие:
- развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими изученных образцов классической русской литературы;
- развитие способности анализировать обусловленность явлений и процессов, характерных для русского общества 2-ой половины 19-го столетия;
- развитие исследовательских навыков учащихся при комплексном анализе текста;
- развитие познавательных стратегий учащихся (использование при подготовке к уроку критической и художественной литературы, а также разных учебников);
- развитие нравственности учащихся («Что такое хорошо и что такое плохо?»);
- развитие умений групповой и дискуссионной работы.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных компетенций;
- формирование гуманистических и демократических ценностей;
- воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование урока:
- тексты художественной литературы (драма А.Н. Островского «Гроза», роман И.А. Гончарова «Обломов», очерк-хроника Н.С. Лескова «Очарованный странник»);
- критические статьи;
- материалы для проведения урока-исследования.
Тип урока: урок закрепления знаний умений и навыков.
Вид урока: комбинированный:
1-ая часть – лекция с элементами беседы;
2-ая часть – работа с текстами, построение устных рассуждений.
Время урока: 2 часа.
Основные понятия: жанровое своеобразие художественного произведения, художественный образ, типичный герой, типичные обстоятельства, портретная характеристика героя, средства художественной выразительности, сравнительная характеристика, монолог, диалог, исповедь.
Подготовительный этап:
К 10 классу учащиеся уже приобрели определенные навыки исследовательской деятельности; у них имеется опыт исследования как лингвистических, так и литературоведческих текстов, они владеют различными методами анализа и оценки не только содержательной стороны, но и речевого оформления текста.
Учащиеся в состоянии проявить способности к образной конкретизации, необходимой для восприятия художественного текста; у них выработаны навыки и умения работы со словом, поэтому процесс подготовки занимает не более одной недели. Класс делится на три группы, в состав каждой обязательно
должны входить учащиеся с креативным мышлением. Первая группа исследует особенности русского национального характера, опираясь на драму А.Н. Островского «Гроза»; вторая группа анализирует образ Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова; третья характеризует самобытный характер «очарованного странника» в очерке Н.С. Лескова.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
Способы и средства выражения авторской позиции в художественном произведении
Вступительное слово учителя.
Каждое произведение имеет свое идейное содержание и художественную форму, которые взаимосвязаны, сосуществуют в единстве.
Идейное содержание – это основной смысл произведения. Художественная форма – это язык, род, жанр, вся система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание.
Значительную роль в художественном произведении играют персонажи (герои) – вымышленные действующие лица произведения (образы), воплощающие в себе определенные характеры Это могут быть люди, животные, предметы, фантастические существа. Создавая образ персонажа, автор всегда выражает свое отношение к нему. С этой целью он использует различные приемы. Назовем основные: характеристика героя через его действия и поступки, прямая авторская характеристика, портрет героев, описание быта, вещей, которые его окружают, пейзаж, а также психологический анализ (воспроизведение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств, стремлений, мотивов поведения и т.п.), характеристика героя другими действующими лицами, дневниковые записи и др.
Существенную роль играют художественные детали – предметы и явления окружающего мира, связанные с героями, их привычками, образом жизни, в которых заключается широкое обобщение, символический смысл.
Для создания аллегорических образов, для отражения внутреннего состояния героя писатели часто используют в качестве художественного приема сновидения, исповеди.
В произведении выражается авторский идейно-эстетический идеал, оно может быть проникнуто пафосом героического, трагического и комического.
Вопрос: Каковы способы создания образов персонажей и их авторской оценки?
По ходу ответов на доске и в тетрадях оформляется схема:
Затем в тетрадях записываются определения понятий: персонаж (художественный образ), портрет героя, художественные детали, художественные символы, речь героя, речь автора:
Персонаж (художественный образ) – вымышленные действующие лица (образы), воплощающие в себе определенные характеры. Создавая образ персонажа, автор всегда выражает свое отношение к нему.
Портрет героя – изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется как одно из средств характеристики человека.
Художественные детали – предметы и явления окружающего мира, связанные с героями, их привычками, образом жизни, в которых заключается широкое обобщение, символический смысл.
Художественные символы – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия, предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл.
Речь героя – важный способ создания образа, с помощью которого выражается своеобразие каждого героя, раскрываются свойства его характера, принадлежность к социальной среде.
Речь автора – один из способов вести повествование от своего имени, от лица рассказчика, способствующий созданию художественного образа.
II. Язык художественной литературы.
Повторение пройденного материала. В процессе беседы с учащимися учитель заостряет внимание на средствах художественной выразительности, используемых как в эпических, драматических, так и лирических произведениях.
Учащиеся демонстрируют знания тропов и стилистических фигур, формулируя:
Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное.
Тропы могут быть разных видов, каждый из которых имеет свое собственное название. К основным тропам относятся метафора, метонимия, ирония и гипербола. К разновидностям основных тропов относятся олицетворение, синекдоха и литота.
Стилистические фигуры – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текстов. Фигуры многочисленны, это анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
III. Формы словесного выражения.
Словесное выражение может осуществляться в диалогической или монологической форме. В диалоге каждое высказывание – реплика – адресуется непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и четко связывается с ситуацией. Если в обмене репликами участвуют более двух собеседников, то такую форму словесного выражения называют полилогом.
В противоположность диалогу монолог не направлен непосредственному собеседнику и не рассчитан на его ответную словесную реакцию. Тематика монолога может быть неограниченно широкой и может меняться в процессе его развертывания, а ситуация, в которой осуществляется монолог, может быть обозначена, а может быть и не обозначена.
Диалоги и монологи героев мы находим прежде всего в пьесах. Обычны они и в повествовательной литературе. Диалоги и монологи в художественной литературе должны по языковым особенностям соответствовать образам персонажей, соотноситься с изображаемой средой и потому могут быть разнообразны по словарному составу, синтаксическому построению и передаче произносительных особенностей.
Монологическая форма словесного выражения в литературных произведениях, в том числе и в большинстве художественных произведений, является основной, главной, органически им присущей. А диалог в художественном произведении всегда есть форма воспроизведения, литературного изображения «естественного» разговора.
Таким образом, при характеристике художественного образа (персонажа) необходимо учитывать все способы и средства выражения авторской позиции.
IV. Работа с текстами, построение устных рассуждений.
1. Первая группа в форме докладов подготовила информацию о том, каким предстает русский национальный характер в драме А.Н. Островского «Гроза» – образце классической драматургии, принцип построения которой заключается в единстве 3-х условий: места, времени и действия. Время – 12 дней драматургической жизни героев. Место – город Калинов, где разворачиваются трагические хитросплетения сюжета, четыре действия из пяти разворачиваются в городе. Город – место, где сосредоточено зло и несчастье. В этом городе все грешат. Это место, из которого тонкая и трагичная Катерина хочет улететь. – Помогают разобраться в этом монологи Кулигина и самой Катерины, а также диалог Катерины и Варвары.
Душа Катерины измучена бытом и злыми нравами. Она нравственная героиня: свободолюбивая, честная, правдивая, не умеющая лицемерить, притворяться. Она фанатично религиозна, боится греха. Живя в перевернутом мире, дантовом «Аду», Катерина испытывает страшные муки совести, хочет покаяться, считает свой грех непростительным. Она боится кары божьей, гнева божьего. Именно муки совести доводят ее до самоубийства
Автор дает своим героям точные имена: Катерина – «чистая», Лариса – «чайка», Варвара – «варварка, дикарка». Катерина – идеалистка, стремится к идеальной жизни, ей хочется любви. Для нее идеальный муж – опора, поддержка, властелин, поэтому она хочет обрести счастье с Борисом. Но ее сердце вступает в противоречие с душой, она испытывает конфликт прежде всего с собой, конфликт этот для нее неразрешим, поэтому ее судьба трагична.
А.Н. Островский сказал о своей героине6 «горячее сердце», Н.А. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве».
Вопрос: Каким предстает русский человек (русская женщина) в изображении А.Н. Островского?
Учащиеся отвечают: Прежде всего, это чистая, светлая душа, «горячее сердце», способное на сильные чувства и глубокие страдания. Это свободолюбивая натура, отличающаяся правдивостью, боящаяся греха.
Это совестливый человек, стремящийся к любви и счастью.
Но фанатичная религиозность, идеализм и максимализм в восприятии окружающей действительности приводят к трагическому финалу.
Вопрос: Какие средства и способы выражения авторской позиции помогли вам разобраться в особенностях русского национального характера в данном случае?
Учащиеся отвечают: Особенность драмы как рода художественной словесности состоит в том, что драматическое произведение предназначается для постановки на сцене и полностью раскрывает свое содержание и особенности формы только в театральном представлении. В сценическом воплощении пьесы главная роль принадлежит слову, тексту пьесы. Для раскрытия идейного замысла, создания с этой целью художественного образа-персонажа (в данном случае образа Катерины) А.Н. Островский использовал следующие средства и способы:
- монологи и диалоги;
- средства художественной выразительности: лексические повторы, художественная символика (образ грозы), сравнение, антитеза, инверсия, риторические вопросы, риторические восклицания;
- характеристика героя через его действия и поступки;
- характеристика героини другими действующими лицами;
- пейзаж;
- психологический анализ (воспроизведение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств, стремлений, мотивов поведения);
- речь героини.
Разобраться в особенностях авторской характеристики героини в драме А.Н. Островского «Гроза» помогли учащимся доклады на следующие темы:
- Роль монологов и диалогов в создании художественного образа (персонажа) в пьесах А.Н. Островского.
- Использование ключевых слов в драме А.Н. Островского «Гроза».
- Действия и поступки героев в драме «Гроза» как один из способов их характеристики.
- Особенности характеристики героини (Катерины) другими действующими лицами.
- Сравнительная характеристика: Катерина и Варвара; Катерина и Кабаниха; Катерина и Тихон; Катерина и Борис.
- Психологический анализ: изображение внутреннего мира Катерины.
- Художественные детали в драме «Гроза», их функция в изображении образа-персонажа.
- Средства художественной выразительности в драме «Гроза», позволяющие более полно и ярко представить русскую душу.
V. РАБОТА 2-ой ГРУППЫ НАД РОМАНОМ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»:
Реферативные сообщения, сделанные учащимися данной группы, заострили внимание на основном художественном приеме, использованном И.А. Гончаровым в романе «Обломов», – антитезе. Для того чтобы у читателя была возможность разобраться в особенностях русской натуры, писатель изображает два типа жизни: Жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя. Первый образ жизни характерен для сильных, энергичных и целеустремленных людей, например, таких, как Андрей Штольц. Второй образ жизни – для натур спокойных, ленивых, беспомощных перед жизненными трудностями, например, Ильи Обломова.
Автор намеренно преувеличивает черты характера и поведения своих героев. Он подводит к выводу, что в каждом русском человеке живет и Обломов, и Штольц, но какой-то из этих типов преобладает.
Гончаров заставляет подумать над вопросом: от чего зависит жизнь и судьба каждого человека? И сам отвечает на него: от воспитания и от его наследственности.
В результате «барского воспитания», жизни за счет других Обломов Илья Ильич становится ленивым, беззаботным, недееспособным человеком, ведущим беспечную жизнь. Более того, он погружается в непробудный сон, он не живет на самом деле, а существует. Главное для него – поесть и поспать. Гончаров подчеркивает. Что зло кроется именно в «барском воспитании», отсюда апатия и неумение самостоятельно распорядиться своей жизнью.
Писатель точно уловил характер русского человека с его леностью и небрежным отношением к жизни. Объясняется это наследственностью – крепостным правом, продолжавшимся около 400 лет в России.
Существует и другая категория людей, подобных Андрею Штольцу, для них характерна большая практическая смекалка, аккуратность, трудолюбие, но это следствие не русского, а немецкого воспитания.
Программа жизни героев: сон – для Обломова и энергия и жизнедеятельность – для Штольца.
Цель жизни Обломова – спокойная жизнь. Цель жизни Штольца – труд.
Вопрос к учащимся: Что такое «обломовщина»? Приемлема ли она для уважающего себя человека?
Учащиеся отвечают, что «обломовщина» – это образ жизни, неумение и нежелание ее построить для себя, осчастливить близких; это состояние покоя, «сна», беспечность и бездеятельность; это постоянная апатия, иждивенчество; это отношение к труду как к наказанию. Уважающий себя человек должен ответственно относиться к себе и своему будущему.
Вопрос: Достоин ли Обломов сочувствия, сострадания?
Ответ: Андрей Штольц сказал об Обломове: «Это хрустальная, прозрачная душа…» В обществе Обломова любят, так как считают его добряком, а самого Штольца не любят – он слишком умный и проницательный. Обломову свойственно определенное «донкихотство» – рыцарское преклонение перед женщиной, «гамлетизм» – постоянные раздумья над вопросом «быть или не быть» («жить или не жить»).
В результате учащиеся приходят к выводу, что русская натура, по Гончарову, натура мечтательная, артистичная, глубокая, одаренная, чистая, добрая, «хрустальная, прозрачная душа».
К отрицательным качествам, по мнению автора, следует отнести проявление лени, апатии, некоторого иждивенчества.
Вопрос: Какие средства и способы помогли разобраться в авторской позиции ?
Ответы: Композиция романа (зеркальная, кольцевая), «Сон Обломова», диалоги, монологи.
- средства художественной выразительности: антитеза, эпитеты, гипербола, инверсия, художественные символы.
- характеристика героя через его действия и поступки.
- портрет героя.
- описание быта, вещей, которые его окружают.
- воспроизведение внутреннего мира персонажа (психологический анализ).
- характеристика героя другими действующими лицами.
- художественные детали.
- речь героев.
Учащимися были подготовлены и предложены аудитории следующие реферативные сообщения:
- Особенности композиции романа И.А. Гончарова «Обломов».
- «У тебя были крылья, да ты отвязал их…».
- «Во мне был заперт свет…»
- Штольц и Обломов.
- «Любовь – претрудная школа жизни!»
- Мое отношение к герою романа И.А. Гончарова – Обломову.
- Обломов и «лишние люди».
VI. ТРЕТЬЯ ГРУППА АНАЛИЗИРУЕТ ПОВЕСТЬ-ХРОНИКУ Н.С. ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
Учащиеся отмечают одну из главных художественных особенностей произведения данного писателя: деление персонажей на «грешников» и «праведников». Например, Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда») – грушница. Несмотря на свою молодость, хрупкость, она легко убивает ради эгоистических побуждений своего свекра, мужа, племянника и соперницу. И нет ей никакого оправдания.
Иван Северьяныч Флягин – главный герой повести «Очарованный странник» - праведник, хотя на его совести много грехов-убийств (по глупости, из озорства, погубил монаха, в честном поединке одолел татарского князя, по просьбе Груши(цыганки) столкнул ее с обрыва в реку, взял ее грех на душу). Он верит в «божественный промысел», в судьбу, борется с бесовскими искушениями, жаждет сразиться с врагами Отчизны и «помереть за народ».
Флягин близок к сказочному герою: «Он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий… Илью Муромца».
Несмотря на грехи, Иван Северьяныч поступает по совести и всегда честен с собой. Жизнь преподносит ему много сюрпризов, но внутреннее чутье, твердость духа, чувство собственного достоинства позволяют не забывать о совести: «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам».
Главный герой повести – удивительный образ: он очарован красотой жизни, ибо жизнь неисчерпаема; это широкая душа, гибкая натура. Он принимает судьбу такой, какая она есть. Ни один из его греховных поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой мести или личной выгоды.
Флягин наивен, прост, как младенец, борется с несправедливостью и злом, может быть не только решительным, но и даже жестоким.
Он любит родную землю: находясь в плену у татар в течение 11-ти лет, он бежит к своим, хотя там его никто не ждет. Это одаренный человек, старающийся жить в гармонии с миром.
По словам Аннинского, такой глубокий подход к человеку, его изображение «из нутра» и есть великое открытие Н.С. Лескова.
Вопрос: Какими средствами художественной выразительности пользовался автор, создавая образ И.С.Флягина?
Ответ: Н.С. Лесков в данной повести использовал такой художественный прием, как исповедь: главный герой, И.С.Флягин, сам рассказывает о своей непростой жизни. Кроме того, имеется прямая авторская характеристика, которая передается рассказчиком.
Героя характеризуют также его действия и поступки, портрет, другие действующие лица (например, Груша) и речь.
Кроме того, автор использовал сравнение, гиперболу, инверсию для того, чтобы его персонаж был ярким и запоминающимся.
При подготовке к уроку учащиеся данной группы подготовили реферативные сообщения на следующие темы:
- Прием контраста в произведениях Н.С. Лескова.
- Сказочные мотивы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
- «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам».
- Образ автора (рассказчика) в повести-хронике «Очарованный странник».
- Исповедь как художественный прием в повести «Очарованный странник».
- «Русская душа» в повести «Очарованный странник»… Какая она?
Выводы: в Приложении.
Домашнее задание:
- Подумайте над следующими вопросами:
- Изменился ли русский национальный характер за последние 150 лет?
- В чем, по-вашему, кроется «загадка» русской души?
- Можно ли дополнить характеристики русской души, представленные писателями второй половины 19-го века А.Н. Островским, И.А. Гончаровым и Н.С. Лесковым?
- Написать сочинение-рассуждение на тему: «Современный русский человек. Какой он?»