Открытый урок "Начало большого стихотворения" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Разделы: Литература

Классы: 9, 10

Ключевые слова: анализ 1 главы «Евгения Онегина»


На дом ученикам предложен был эксперимент - в виде схемы расположить слева – основные события (сюжет), справа – авторские отступления (их содержание ). Например:

Глава первая

1.Детство и юность Онегина.

2. Петербургский день Онегина

3. …….

1. Об образовании

2. Петербургский день Онегина

3. …… и т. д.

Учитель просит коротко пересказать сюжет романа. В итоге приходят к выводу, что это не что иное, как повествовательный сюжет, который характеризуется прямым описанием жизни героя, складывается из его действий и событий его жизни.

Далее ученики передают, о чем говорит Пушкин в своих лирических отступлениях. Если коротко, то обо всем.

Лирические отступления – это часть лирического сюжета. Учащиеся вспоминают, из чего складывается лирический сюжет (композиция, образ, метафора, система рифм, вообще, любое поэтическое высказывание может играть роль события, смена ритмов, интонаций, эмоциональных и стилевых планов и т.д.)

Учитель и учащиеся приходят к выводу, что в 1 главе существенная роль отводится лирическим отступлениям, лирический сюжет занимает главенствующую роль.

Не случайно в предисловии к первому изданию первой главы (1825) Пушкин предупреждал: “Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено.” В этом же предисловии говорится, что “первая глава представляет собой нечто целое”. Но как же и в чем реализуется концепция первой главы как “целого”? Сюжета в романном понимании она лишена, нет самого повествования. Это неудивительно: являясь “началом большого стихотворения”, да еще представляя собой “нечто целое”, первая глава сама является стихотворением. В стихотворении концепция воплощается не в событийном, а в лирическом сюжете.

На предыдущем уроке учащиеся наблюдали, как автор рисует героя, и убедились в том, что Пушкин не создает внутренний портрет героя, а лишь указывает на те или иные его душевные качества, как бы призывая нас верить на слово. Главное для автора, – не характер и личность героя, а его воспитание, занятия в течение дня, образ его жизни. По логике можно предположить, что характер героя раскрывается в последующих главах, но первая глава претендует на нечто гораздо большее, чем просто экспозиция. Учитель просит назвать героев первой главы (Евгений и автор), расположить героев в порядке значимости: кто окажется на первом месте герой или автор? (Сначала герой, а к концу автор).

Учитель цитирует слова П. Анненкова, и предлагает подумать, о ком они сказаны: “С неутомимой жаждой наслаждений бросился молодой человек на удовольствия столичной жизни. С самых ранних пор заметно в нем было постоянное усилие ничем не отличаться от окружающих людей и идти рядом с ними. Запас страстей, еще не растраченных и не успокоившихся от годов, должен был, разумеется, увлечь его за общим потоком…Господствующий тон в обществе тоже совпадал с его наклонностями… беззаботная растрата ума, времени и жизни на знакомства, похождения и связи всех родов, - вот что составляло основной характер его жизни и многих его современников,… которые сами себя называют его друзьями, отыскивая права на это звание в общих забавах и рассеянностях эпохи…Жизнь шла своим чередом и по заведенному порядку.” Ученики прежде всего называют Евгения Онегина, а ведь это П. Анненков пишет о Пушкине. И Пушкин и Евгений вели одинаковый образ жизни, и в этом их близость.

Вопрос: автор романа - это Пушкин, ведущий праздный образ жизни, или человек, отвергающий такую жизнь? (ответы учеников).

Интересная деталь: в 1 главе, как минимум, два времени, какие? Настоящее, когда пишется роман, и прошлое, которое в нем описывается, причем, герой известен нам только в прошлом, автору же принадлежат оба времени.

Учащиеся определяют, с каким героем соотносимо прошлое (с Онегиным, с его образом жизни).

Самый заметный элемент, из которого складывается образ жизни, - перечисления. Что перечисляется в главе? Перечисляются знания и умения героя, способы обольщения, занятия в течение дня, различные предметы и т. д. Итак, все то поэтическое пространство, которое могла бы занимать личность, занимают вещи и отдельные элементы жизни, целостность подменяется множественностью, внутреннее внешним, духовное материальным. Где же концентрируются эти перечисления? В дне Онегина, который занимает центральную часть главы и является основным для построения образа жизни героя. Каков распорядок дня Онегина? Гулянье – обед – театр – кабинет (переодевание) – бал. Обед и кабинет дают центральный мотив – стол.

Вначале - обеденный (16 строфа), далее – туалетный (24 строфа). На обеденном и туалетном столах – целая географическая симфония. Учащиеся называют страны и города, упоминаемые в этих строфах. Кажется, что весь мир просится на стол, взывает, чтобы им насладились.

На фоне мотива стола соответственный облик приобретает все относящееся к герою, в том числе и обширный каталог знаний и умений, грандиозное меню гурмана “страсти нежной”, и, вообще, весь онегинский день, включая не только обед и кабинет, но и балет, который входит в дневной, и чуть ли не обеденный, рацион наравне с жиром котлет и трюфелями - роскошью юных лет.

Если обратить внимание на строки:

Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед..,

то можно увидеть, что в унисон звучат два знаменательных слова брегет, обед. Эхо брегета, возвестившего сначала обед, а потом балет, звучит на всем протяжении онегинского дня, мертвый механизм управляет всею жизнью героя и ее предопределяет:

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова…

Именно этот итог непосредственно подводит к теме хандры. Погоня за наслаждениями превращает жизнь в ряд механических движений. Жизнь героя движется по замкнутому кругу, тема его идет по ниспадающей. Тема автора поступательна и движется по нарастающей. Автор постепенно вытесняет Онегина как главного героя, особенно в эпизоде театра. Пушкин, заменяет пространство и время героя своим собственным временем и пространством, перемещает сюжет к себе в ссылку и организует его вокруг своих собственных переживаний и размышлений. О чем же он вспоминает? (строфа 20) И вот в этот вспоминаемый и мечтаемый автором “былой”, доссылочный петербургский театр, где танцует Истомина и гремит овация, “Онегин входит…”

Жизнь героя, его плоские, замкнутые в круг время и пространство включены в объемное и многомерное авторское время и пространство. Миры героя и автора внешне связаны между собой, но внутренне противопоставлены: автор восхищенно вспоминает, “как балерина ножкой ножку бьет”, а герой “идет… по ногам”, то, что для автора полно жизни и красоты, скучно объевшемуся герою. В присутствии героя волшебство распадается, его взгляд убивает поэзию, как смертоносный взор Горгоны. Появление героя в театре после восторженного описания автором танца Истоминой знаменуется точкой, разрубающей строку пополам ( 21 строфа) , резко отделяющей автора от Онегина. Онегин – а точнее, “онегинское”, - это то, от чего автору хотелось бы избавиться. Что можно отнести к “онегинскому”? (версии ребят).

Если рассматривать первую главу как лирическое стихотворение, то ярко выступают две основные темы, противостояние и борьба которых этот сюжет и образуют. Это – тема жизни, ее полноты, открытости, свободы и тема смерти – глухой замкнутости и бесперспективности.

С какой темы начинается весь роман? Герой ожидает смерти родственника, живой человек ему неинтересен и не нужен. Почти одновременно с “Началом большого стихотворения” было написано другое – “Демон”. Учитель просит найти строки, отражающие “онегинское” в этом стихотворении.

Тема смерти, мертвизны сопровождает героя на всем протяжении первой главы (безличность, автоматизм жизни, подчиненной механизму часов, антипоэтичность).

Рядом с обеденным и туалетным столами появляется еще и третий стол ( 52 строфа ),на котором вместо яств гроб стоит.

Когда дочитываешь главу до конца, обнаруживаешь, что так еще и не знаешь, что же такое Онегин как личность. На первый план выходит “онегинское” - как образ жизни. Но автор относится к герою не так, как “Евгений Онегин”, проживающий жизнь бессмысленно и бездарно. Что нравится автору в Онегине? “Добрый мой приятель, с ним подружился я в то время. Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность…” (строфа 45). В последующих главах можно увидеть, что Евгений “вчуже чувства уважал”, по прочтении письма Татьяны “чувствий пыл старинный им на минуту овладел,” автор отмечает его честность и открытость с Татьяной, “всем сердцем юношу любя”, “он обвинял себя во многом”, совесть, побежденная “честью”, не совсем умерла, и наконец – в трехстишии, раскинутом на весь роман:

С душою, полной сожалений … (1 гл.)

В тоске сердечных угрызений (6 гл.)

В тоске безумных сожалений (8 гл.)

Все это подлинное, но “неясно различаемое” находится в сфере возможного, но несбывшегося, воплощено же совсем другое – “онегинское”.

Их встреча произошла в то время, когда Онегиным овладела “русская хандра, недуг, которого причину давно бы отыскать пора.” Какова же причина этой хандры? Судя по всей первой главе, Онегин больше той жизни, которою он живет, и выше того отношения к жизни, которое им усвоено, - отсюда его болезнь. Болезнь – это борьба жизни со смертью. Хандра Онегина – это и страдание и мука не совсем еще умерщвленного в нем “внутреннего человека”, его “здоровых” начал. Это страдание, эта мука и есть, по-видимому, то, за что автор любит героя, что дает автору надежду.

“Недуг” героя, не осознаваемый им как недуг, создает угрожающую ситуацию, которая предоставляет ему возможность увидеть, что он стоит на грани духовной гибели, болезнь, в то же время, чревата опасностями для окружающих. (Татьяна страдает, Ленский убит). То, что мы узнали из первой главы, представляет собой нечто вроде опасного устройства, которое начнет работать, как только герой начнет действовать. Человек, воспитанный в традициях только потребления наслаждений, озабочен тем, чтобы как можно полнее осуществить свои права, прежде чем обратиться в горсть праха. Такой человек “и жить торопится и чувствовать спешит”. Каков же итог такого образа жизни? Духовная гибель, опасность для окружающих.

Но ведь в первой главе два главных героя Кто? (Герой и автор.) Автор к концу первой главы выходит как бы на первый план, вначале оттесняя Онегина, а затем и вовсе оставив героя наедине с самим собой и хандрой, о чем говорят последние шесть строф, явно контрастных “онегинской” теме.

Какое же место занимает “Евгений Онегин” в творчестве А. Пушкина? (Центральное, зрелое семилетие, начавшееся кризисом двадцатых годов и ознаменованное переоценкой нравственных ценностей). Какова же главная проблема, решаемая Пушкиным в это семилетие? (Проблема человека и его место в мировом порядке.) Итак, автор изменился, он пытается избавиться от всего, что представляет собой “онегинское”. Но каков же он сам в первой главе, если в теме героя главным является мотив стола, то какой мотив в теме автора? (Строфы 49 – 50: мотив моря ,излюбленный пушкинский символ простора и свободы). Где автор находит источник творческих сил? (Строфа 55: в деревне, среди русского раздолья, простора). А что же для Онегина деревня? (“ И в деревне скука та же…”)

Итак, линия героя не доходит до конца главы – упирается в смерть, стерегущую Онегина в облике хандры. Автору принадлежит весь финал главы, устремленный к жизни, к творчеству.

Так кто же они (Евгений и автор): игра “природных” стихий, “естественных” желаний и потребностей или нечто “сверхъестественное” ? (версии учащихся).

“Хорошие” и “дурные” обстоятельства не есть содержание “судьбы” – они лишь условия для судьбы, настоящее же содержание жизни, подлинная судьба – это духовный путь человека.

Домашнее задание: письменно, в жанре короткого эссе – размышления ответить на вопрос: “Справедливо ли А. А. Ахматова назвала роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “Воздушной громадой”?”

Используемая литература:

  1. В. Непомнящий “Поэзия и судьба” Москва Советский писатель 1983
  2. Учебник “В мире литературы” 10 класс под редакцией А.Г. Кутузова. Москва Дрофа 2001