Цель: Провести сравнительный анализ литературных сказок А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.
Задачи: Выявить сходные и различные черты литературных сказок. Уяснить, кто из двух авторов лучше написал сказку, подобную народной.
Оборудование: Портреты писателей, изображения волшебных предметов, раздаточный материал (отрывки из произведений).
Ход урока:
1. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы с вами прочитали сказки Василия Андреевича Жуковского “Спящая царевна” и “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Александра Сергеевича Пушкина.
– Какая жизненная история послужила “толчком” для создания этих сказок? (Спор авторов.)
Сегодня, сравнив обе сказки, мы постараемся понять, кто из двух авторов, лучше справился с обработкой народной сказки.
– Как называется сказка, у которой есть автор? (Авторская сказка.)
– Если бы эти сказки бы русскими народными, к какому виду сказок мы бы их отнесли? (Волшебные.)
Для удобства нашей работы мы разделимся на две команды.
1 команда (1 и ½ 2 ряда) В.А. Жуковский “Спящая царевна” |
2 команда (1\2 2 ряда и 3) А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” |
Сравнивая, мы будем отталкиваться от особенностей русских народных сказок:
1) Композиция (построение произведения):
Какие части русской народной сказки мы встречаем в этих произведениях? (Зачин, кульминация, концовка.)
Что такое зачин? Кульминация? Концовка?
– Зачин (Цитирование):
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. |
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. |
– Кульминация (цитирование):
На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; |
Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг |
– Концовка (Цитирование):
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. |
И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
2) Художественные средства выразительности:
Какие еще отличительные черты русских народных сказок нам здесь встретились? (Проверка домашнего задания.)
Каждый пункт поясняется, дается определение.
– Постоянные эпитеты:
Мертвым сном; дикий бор; дремучий лес; губки алые; гробовая тишина; |
Красная девица; черной зависти; злая мачеха; алым губкам; доброй вести; люди добрые; красну солнцу. |
– Сравнения:
Вспыхнул он, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор |
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела. |
– Книжные выражения / народная речь:
Чтобы сказка была подобна народной, в ней должна звучать народная речь. Давайте посмотрим справились ли с этим наши авторы.
Блещут розы по кустам.
Зданье – чудо старины. Молод цвет ее ланит. народная речь: Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит. . Начал жить да поживать. |
Свойство зеркальце имело. Восхищенья не снесла.
Глядючи, белешенька земля, Что-де в гости к ним зашла.
|
– Какие волшебные силы действуют в сказке?
12 чародеек. | Солнце, месяц, ветер; зеркальце. |
– Игра “ Распредели предметы по сказкам и найди лишние”
На доске перемешаны листы, на которых изображены волшебные предметы из разных сказок. Учащиеся сопоставляют предметы и сказки и находят лишние.
– Магические цифры (3, 7, 9):
Три века |
Семь богатырей, семь торговых Городов –приданое, три силы Природы (солнце, месяц, ветер). |
– Троекратные повторы:
Отсутствуют. |
Трижды Елисей обращается к Силам природы. Царица обращается к зеркальцу |
(Цитирование, либо инсценировка заранее подготовленными учениками.)
Такое уважительное отношение к природе, вера в ее могущество характерна для русского народа, что прочувствовал А.С. Пушкин и отразил в своем произведении.
– Олицетворение:
После каждого пункта идет подсчет баллов, чтобы в конце прийти к выводу, кто победил в споре.
– Сравнение описания внешности героинь.
Мы сопоставим, какие слова находят поэты, чтобы описать персонажей. Например, царевну. Найдите эти строки в тексте.
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет. |
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. |
Какое из описаний дает нам больше информации, более образное, яркое?
2. Исходя из этих особенностей, определите перу, какого автора принадлежат эти отрывки?
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Собралися пировать Гости, званые царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить. (Жуковский В.А.) |
Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом. (Жуковский В.А.) |
На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет. (Жуковский В.А.) |
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Пушкин А.С.) |
Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. (Пушкин А.С.)
|
Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили… (Пушкин А.С.) |
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
(Пушкин А.С.)
3. Игра “Вставь пропущенный эпитет”
А.С. Пушкин:
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Год прошел как сон _________, Царь женился на другой.
Видит девица, что тут Коль старушка, будь нам мать, |
Делать нечего. Она . _____ зависти полна, Бросив зеркало под лавку, Позвала к себе Чернавку. В руки яблочко взяла, В тот же день царица злая,
|
В.А. Жуковский:
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как ________ цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Даже облака небес |
И окрестность со дворцом Вся объята _______ сном.
|
4. Подведение итогов.
– Кто же на самом деле, по вашему мнению, написал сказку подобную народной? Дайте письменный ответ.
– Что вам понравилось сегодня на уроке?
5. Домашнее задание
Задание “Будьте внимательны к слову”, страница 102 (письменно).