Цели:
- подвести итог изучения биографии и творчества А.С.Пушкина;
- закрепить знание содержания романа “Дубровский”;
- научиться анализировать произведение, давать характеристику героев;
- воспитание интереса к личности А.С.Пушкина и любви к его творчеству.
Эпиграф: “Пока душа не обезумела и Пушкин в ней – душа жива”. (Е.Евтушенко)
Оборудование:
1. Портреты:
- А.С.Пушкин.
- С.Л. Пушкин.
- Н.О.Пушкина.
- Арина Родионовна.
- И.И. Пущин.
2. Иллюстрации:
- Иллюстрация лицея.
- Кинофильм “Лицейские годы”
- Дуэль Пушкина с Дантесом.
- Домик няни Арины Родионовны
- Иллюстрации к роману “Дубровский”.
3. Технические средства.
4. Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина.
На доске:
Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и все же каждый раз раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, как бы сверкнувшее впервые.
Слово учителя:
У каждого человека, наверное, есть книги, к которым хочется возвращаться. Для меня такими являются произведения А.С.Пушкина. В раннем детстве мама мне читала сказки А.С.Пушкина. Потом в школе я изучала его стихи. Позднее, когда в моей жизни появились светлые чувства любви, я поняла, что так проникновенно и страстно, как А.С.Пушкин, мог написать только человек, сам испытавший такие чувства.
Мы познакомились с романом А.С.Пушкина “Дубровский”. Главные мысль и идея данного произведения в том, что высшими человеческими ценностями являются честь, справедливость и верность данному слову.
А сейчас мы поговорим немного об авторе этого романа и проведем небольшую викторину.
Вопрос: Кто автор романа “Дубровский”? (Автор романа “Дубровский” – А.С.Пушкин)
Вопрос: Где и когда родился А.С.Пушкин?
(А.С.Пушкин родился 6 июня (26 мая) 1799 г. в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана), в доме Скворцова И.В., сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте этого дома стоит здание школы № 353, построенной к 100-летию со дня гибели поэта и носящей имя поэта. На стене школы – мемориальная доска.)
Вопрос: Как звали родителей А.С.Пушкина?
(Отец – Пушкин Сергей Львович – дворянин. Получил светское французское воспитание. Служил в лейб-гвардии егерском полку. В 1798 г. вышел в отставку в чине майора и поселился в Москве. Служил в Комиссариатском штате. С 1814 по 1817 гг. служил в Варшаве, в 1817 г. вышел в отставку в чине статского советника. Жил с семьей в Петербурге.
Мать – Пушкина Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал – внучка сподвижника и любимца Петра I – Ибрагима Ганнибала. Получила прекрасное воспитание, хорошо знала французскую литературу и музыку).
Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: “Пушкина надобно сослать в Сибирь; он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает”. И начались его ссылки. Первой была ссылка на юг, в Кишинев. Там он написал стихотворение “Узник”. (Приложение 1)
Уже прославленным потом Пушкину пришлось прожить два года в ссылке в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей, только няня разделяла его одиночество (см. рис. 1.4).
Вопрос: Как звали няню А.С.Пушкина, которой он посвятил много стихов? Кем она была по происхождению? Почему Пушкин очень ее любил?
(Няню Пушкина звали Арина Родионовна. Это крепостная бабушки Пушкина Марии Алексеевны Ганнибал. Больше всех своих воспитанников Арина Родионовна любила Александра. И он отвечал ей тем же: всю жизнь называл ее мамой, заботился о ней, писал ей письма. С раннего детства она рассказывала ему народные сказки и пела песни, в годы Михайловской ссылки поэт с интересом беседовал с ней, слушал ее, ценил заботу и ласку. Ей он посвятил стихотворение “Няне” Послушаем его.)
Чтение наизусть стихотворения: “Няне”. (Приложение 2).
Когда А.С.Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора – лицей. Так называлась только что открывшаяся школа в Царском селе под Петербургом. Лицей разместился в пристройке царского дворца. А вокруг – парк с могучими деревьями, прудами, памятниками (см. рис. 2.1).
Их было 30 мальчиков, ровесников. Они сдружились. Самым близким другом Пушкина стал Иван Пущин (см. рис. 1.5).
Жано – так называли его лицеисты – был веселым, обаятельным, безупречно честным. Шесть лет, проведенные в лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы, нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село.
А сейчас посмотрим фрагменты кинофильма “Лицейские годы”. (Просмотр к/фильма, см. рис. 2.2).
Поэт горячо верит в дружбу. Он считает, что дружба может сделать все. И если человек в беде, то голос друга ему очень поможет. Пушкин не сомневается, что дружбе не страшны ни “мрачные затворы”, “ни каторжные норы”.
Поэт пишет послания своим товарищам, он утешает их. Но делает это так, что становится видно, какие нежные чувства способен он испытывать к своим товарищам.
Вопрос: Кому из своих друзей – декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь? Как оно начинается?
(И.И.Пущину; оно начинается словами: “Мой первый друг, мой друг бесценный!”)
Чтение стихотворения: “Пущину”.
Глядя на Пушкина, мы начинаем боготворить дружбу, повторяя его слова:
Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я …
Какая должна быть душа у человека, чтобы так вознести дружбу, долг, верность тем, с кем делил когда-то радости и беды. Описывая портреты друзей, Пушкин не искал “родимых пятен”, недостатков в характерах. Вряд ли кто из нас сейчас может сказать о своем друге: “мой первый друг, мой друг бесценный” или: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Мы стали холодны, черствы, и нам быстро надоедают даже те, с кем связь казалась прочной. Не так у Пушкина! Все не так!
Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил в нее душу. И терзался оттого, что никогда не станет эта мраморная девушка живой…
Кажется, так же сильно любил А.С.Пушкин всех своих героинь. Имена он давал им разные, но самое распространенное в его творчестве – имя Маша.
Вопрос: Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых имя главной героини – Мария.
(“Дубровский”, “Капитанская дочка”, “Бахчисарайский фонтан”, “Полтава”, “Выстрел”, “Метель”)
1837 год. В это время назревает серьезный конфликт Пушкина и Дантеса, ухаживающего за женой Александра Сергеевича.Первую дуэль между Пушкиным и Дантесом удалось предотвратить благодаря вмешательству друзей Александра Сергеевича, но вторая дуэль состоялась 8 февраля 1837 года, Пушкин был смертельно ранен и через два дня скончался.
Вопрос: Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом (см. рис. 2.3).
(Жорж Шарль Дантес – кавалергард, поступивший на русскую службу. Приемный сын Нидерландского посланника в России барона Геккерена. Его дуэль с Пушкиным состоялась на Черной речке (ныне Новая деревня, Коломяжское шоссе). В 1937 году к столетию со дня кончины Пушкина, на месте дуэли был открыт обелиск с барельефом Пушкина.)
А.С. Пушкина отправляли в ссылки, он много путешествовал и по новым впечатлениям писал стихи. Он откровенен в своей лирике, пишет о себе, раскрывая нам все уголки своей души, рассказывая о печальных и светлых моментах жизни. “Для Пушкина не было так называемой низкой природы; поэтому он не затруднялся никаким сравнением, никаким предметам, брал первый попавшийся ему под руку, и все у него являлось поэтическим, а потому прекрасным и благородным”, – так говорил о творчестве А.С.Пушкина В.Г. Белинский.
Вопрос: Есть ли у вас, ребята, любимые стихотворения Пушкина? Прочтите их выразительно наизусть (учащиеся читают наизусть “Зимнее утро”, пролог из “Руслана и Людмилы”).
Поговорим с вами об изученном романе А.С.Пушкина “Дубровский”.
Вопросы:
- Кто главные герои данного романа?
- Интересно ли было читать роман “Дубровский”? Почему?
- Кто из героев и почему понравился вам больше всего?
- А кто вызвал неприязнь?
- Какие эпизоды из романа вам запомнились?
Какие иллюстрации вы бы хотели нарисовать? А теперь посмотрите, какие рисовали иллюстрации различные художники к этому роману (см. рис. 2.5, просматривание иллюстраций на интерактивной доске).
Когда вы догадались, что Дефорж – Дубровский? И догадались ли?
Как и где произошла встреча Маши с Дубровским?
Давайте зачитаем этот момент. (Встреча Дефоржа с Марией Кириловной. Зачитывают фрагмент романа – стр.100–101)
Как далее складывались отношения Марьи Кирилловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?
А сейчас, ребята, выскажите общие впечатления о романе.
Он вам понравился?
А как бы вам хотелось закончить роман? Попробуйте!
В заключении хочется спросить: каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений? Наверное, смелым и пылким мужчиной, горячо преданным России. Он стремился к свободе и справедливости, понимая, что без них жить нельзя. Он осуждал месть и раболепство, царившие при дворе. Уже в раннем творчестве юного поэта звучат призывы к вольности: “Свободой Рим возрос, а в рабстве погублен”.
В творчестве А.С.Пушкина соединились лучшие черты, присущие человеку .В его лирике легко найти ответы на многие жизненные вопросы, так часто возникающие у людей. Читая его стихи, легко убедиться, что человек сам вершит свою судьбу. Поэт раскрыл перед нами мир прекрасного, стремился пробудить честность и благородство. Иначе жизнь показалась бы ему бессмысленной…
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Использованная литература
- Методическое пособие №1 для поступающих в вузы по обучению сочинениям. Волгоград. 1992.
- Сочинения. 9 класс. Книга для ученика и учителя. Москва. “Олимп”. 1997.
- Л.А.Жердева, Е.К.Ананьина. Вам, выпускники средней школы. Новосибирск. 1992.
- 250 “Золотых” сочинений. Москва. “Олимп”. АСТ . 1997.
- Литературные викторины составитель В.А.Ильина из-во “Учитель-АСТ”.
- Литература, 6-й кл. учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть I. Автор-составитель В.П.Полухина. Москва. “Просвещение” 2003.
Заключение:
Сегодня мы проводим урок для мам. И хочется в заключении сказать:
“ Дорогие ребята! Заботьтесь с детских лет о матерях, не откладывайте на завтра, на потом.
После, когда вы будете стариками, если ваши дети будут делать эти ошибки,
Вам будет так же больно, как им сейчас, когда вы их обижаете”.