Открытый урок в 6-м классе по теме "И смех, и слезы, и любовь" (по рассказу Ф.Искандера "Чик и Пушкин")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познавательная – показать своеобразие Ф.Искандера как писателя, раскрыть характер главного героя рассказа и определить отношение к нему автора, средства выражения авторской позиции; закрепить понятия юмора и иронии;
  • развивающая – формировать умение переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни, умение характеризовать героя, определять разницу между юмором и иронией, развивать воображение, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитательная – пробудить интерес к творчеству Ф.Искандера, воспитывать позитивное отношение к жизни.

Оборудование: портрет писателя, стенгазета “Дерево детства”, таблички с названиями отделов издательства, кластер, памятки с алгоритмом ответа, книги Искандера; на доске: цели урока, новая лексика, используемая на уроке; эпиграф.

Ход урока.

I. Слово учителя.

- Сегодня на уроке у нас встреча с ещё одним - Ф.Искандером, писателем, для вас ещё малознакомым, не так, как Пушкин, о котором тоже сегодня пойдёт речь. Уже само имя Пушкин вызывает благоговейное отношение к любому его произведению, даже к тому, которое мы не читали. Имя же Искандера вы услышали, может быть, впервые на наших уроках. И от этих нескольких уроков зависит, будете ли вы в дальнейшем читать Искандера, захотите ли вы самостоятельно, по собственному выбору взять в библиотеке его книги и прочитать их абсолютно свободно, для себя и наедине с собой. Сегодня урок приобщения вас как читателей к творчеству замечательного писателя Ф.Искандера.

II. Введение, эмоциональная и интеллектуальная разминка. Приём “погружение”.

- Мы уже кое-что знаем о писателе Искандере. Чтобы настроиться на учебную работу, мы проведём разминку. Одновременно это будет и проверка того, как вы усвоили и материал предыдущего урока. Итак, по “цепочке” отвечаем на вопросы. (Учащиеся последовательно отвечают на вопросы о жизни и творчестве Искандера, изученные уроком ранее: ученик задаёт вопрос рядом сидящему, тот отвечает и, в свою очередь, задаёт вопрос следующему и т.д.).

- Какова одна из главных тем в творчестве Искандера?

III. Контрольно-подготовительный этап. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы проведём с вами ролевую игру. Некоторые учащиеся представляю редакцию одного очень крупного книжного издательства. Так вот социологический отдел этого издательства провёл исследование, насколько читатели хорошо знают творчество Искандера. Сейчас представители этого отдела представят нам результаты социологического опроса. ( Алгоритм ответа:

1. Сколько всего человек опросили?

2. сколько ответили на вопрос “Что вы знаете об Искандере?”:

а) не знаю;
б) знаю кое-что;
в) много знаю.

3. Сколько опрашиваемых читали книги Искандера?

4. Вывод: )

- Итак, мы узнали, что творчество Искандера не очень известно массовому читателю. При подготовке уроков об Искандере возникла ещё одна проблема. Мы с трудом нашли одну-единственную книжку с произведениями писателя, чтобы прочитать рассказ полностью. Стоит ли издавать книги Искандера или нам хватит одной, которая есть у нас в библиотеке? Э то должен решить редакторский совет нашего издательства. А его решение зависит от того, понравится ли нам сегодня работа над произведением и само произведение.

- Мы прочитали один из рассказов писателя Искандера – “Чик и Пушкин”. Нам хотелось бы послушать, какое впечатление произвёл он на вас, подвиг ли он вас на знакомство с другими рассказами о мальчике Чике. Каков ваш первый эмоциональный отклик на творение писателя? Произнесите “защитительную” или “обвинительную” речь. Итак, ваше слово. (Учащиеся читают сочинение-миниатюру “Буду ли я читать Искандера?”, написанное дома.)

IV. Этап целеполагания.

- Мы поделились знаниями об Искандере, поделились первыми впечатлениями о его рассказе. Вроде бы нам многое уже известно. Чем же мы тогда будем заниматься на сегодняшнем уроке?

- Понятна ли вам тема урока? Как она связана с содержанием рассказа? Почему я назвала так урок?

- Как вы думаете, какова должна быть цель этого урока? Что мы ещё должны узнать сегодня об Искандере, чему научиться?

- Каковы ваши личные цели на уроке?

- Итак, цели сегодняшнего урока…(на доске).

- Обращаемся к эпиграфу “забегу к Фазилю И на сердце у меня будет благодать” (Б. Окуджава). Мы вернёмся к нему в конце урока. (Работают лингвисты и литературоведы, объясняя значения слов. Они заранее поработали со словарями.

Своеобразный – отличающийся от других, не похожий на обычное, оригинальный.

Благодать – так говорят об условиях существования, пребывания где-нибудь, доставляющих радость, удовольствие.

Эпиграф – высказывание перед текстом, отражающее его содержание).

V. Сотворчество. Работа с текстом. Составление кластера. (Этап формирования знаний).

-В чём же своеобразие Искандера как писателя? Что может привлечь нас в его творчестве? Каковы особенности рассказа “Чик и Пушкин”? Обратимся к тексту.

- Какова главная тема произведений Искандера? Как она отражена в рассказе “Чик и Пушкин”? (Тема детства).

- Кто рассказывает эту историю? От чьего лица ведётся повествование в рассказе?

- Найдите в тексте примеры, подтверждающие, что герой как бы вытесняет автора. Иногда кажется, будто рассказывает Чик. ( Чик как будто смотрит на себя и оценивает себя со стороны. Герой словно подменяет автора, вытесняет его. Но голос автора всё-таки слышен. Голоса героя и автора сливаются, не поймёшь, это автор говорит или герой).

- Прочитайте отрывок “Когда дело дошло до Чика…”. Какая интонация слышится в нём? Что такое ирония? (Ученик – литературовед читает определение иронии) Для чего она служит? Какие качества Чика автор высмеивает с помощью иронии? (Самоуверенность, амбиции, самомнение, честолюбие, тщеславие, наивность. Лингвист объясняет значение некоторых слов).

- Что показалось вам смешным в рассказе? Что такое юмор? Проследите, как менялись чувства, настроение Чика по ходу повествования. Скажите, сама ситуация была смешной для Чика? Ему было смешно? Тогда откуда юмор? Кому это так смешно? И зачем же автор смеётся над бедным Чиком?

- Как ведёт себя Чик в этой ситуации? Чем он вознаграждён за это?

- В чём же своеобразие рассказа? Каковы особенности творческого стиля писателя. Составьте кластер, в котором назовите эти особенности.

Кластер

- Почему рассказ называется “Чик и Пушкин”?

- Что бы вы сказали о Жоре Куркулия? Как вы оцениваете его поступки? Почему Евгений Дмитриевич отдал ему роль Балды? ( Небольшая дискуссия).

VI. Этап рефлексии.

- С удовольствием ли вы работали над произведением Искандера? Возникло ли у вас что-то похожее на благодать, как у Булата Окуджавы?

- Так нужно ли издавать как можно больше книг Искандера, чтобы ещё больше читателей познакомилось его творчеством? Художественный отдел нашего издательства подготовил решение.

Алгоритм ответа.

1. Чем полезно чтение произведений Искандера? В чём особенности творчества писателя?

2. Издавать или не издавать его книги? Почему?

3. Социологи считают, что Искандер малоизвестен, поэтому много печатать его произведений не стоит? Так ли это?

- Что нужно сделать для приобщения читателей к чтению произведений Фазиля Искандера?

VII. Домашнее задание. Художественному отделу подготовить предложения по оформлению книги, нарисовать обложку, продумать иллюстрации. Режиссёрам и актерам подготовить предложения по постановке сказки Пушкина, кто может сыграть в этом спектакле и как нужно играть.

VIII. Итоги.