Открытый урок (мастерская) по русскому языку (развитие речи), литература: "Родники"

Разделы: Литература


Открытый урок или открытое внеклассное мероприятие по литературе.

Участники: учащиеся 8-9-х классов, учителя, родители.

Тема урока: Родники

Цель:

Дать ценностную ориентацию глубинным свойствам внутренних процессов человека на совершенные образы.

Оформление:

запись на доске: Если вы не поймете что-либо в инструкции, которой я буду сопровождать каждое задание, то заменяйте ее своей. Делайте то, что считаете нужным..

Ход урока

Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Не урок, а мастерская. Представим себе, что мы находимся в мастерской скульптора. Материалом его творчества является глина. Он берет ее в руки, знакомится с ней, прочувствует ее, согреет своими руками, разомнет, попробует слепить какую-то фигурку, потом другую, и когда он почувствует, что глина подвластна его рукам, приступает к работе, к творчеству.

Мастерские бывают разные: мастерские мастеровых, мастерская художника, творческая мастерская писателя.

Представим себе, что мы тоже находимся в мастерской и материалом нашего творчества является слово.

I. Индуктор. Самоконструкция. Чистота.

а) записать столбиком ассоциации к этому слову
б) обменяться в группе листочками, дополнить свои записи
в) составить словосочетания с этими словами, обменяться с соседями, дополнить свои записи.

II. Социоконструкция.

а) составить группой четверостишие из полученных слов, заслушать группы.
б) из полученного текста, четверостишия выбрать главное слово или словосочетание и порассуждать на эту тему в группе, объяснить значения слова.

III. В полученных ранее сочетаниях

а) вычеркните словосочетания или слова, которые не относятся к понятию родник.
б) из оставшихся слов или словосочетаний выпишите главное на середину листа, это заглавие вашего сочинения-миниатюры, порассуждайте на эту тему письменно.
в) социализация в группе или в группах, прочесть вслух свою работу или вывесить работы для ознакомления всех присутствующих.

IV. Разрыв

Дать определение слову “родник” (социоконструкция). Прочесть карточку с определением слова “родник” из “Словаря русского языка” С. И. Ожегова.

Карточка:

  • Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ.
    (С. И. Ожегов “Словарь русского языка”)
  • Родник – чистый Источник Жизни, связь человека с изначально чистым его природы.
    А. В. Нечаев
  • Родник – род, поколения, Родина, защита святых, святыня.
    А. В. Нечаев

V. Работа с карточками стихотворения.

а) прочитали,
б) нашли свою карточку, выделили в ней главную мысль, выписали ее, прочли друг другу в группе,
в) из полученного предложения выписать главное слово или словосочетание и написать текст на эту тему.

Карточка 1:

Изливается вода родниковая,

Изливается вода из глубин Земных,

Изливается вода жива – Живая,

Изливается вода непорочная.

Карточка 2:

Непорочная вода как слеза чиста,

Запредельного след ледяна купель,

А войду в нее и порадуюсь,

А и выйду чистым телом белым голубем

Карточка 3:

Голубь птица – душа на крыло восста,

В синеву поднебесную ты взлети

И в руках – крылах воду чистую

Подними в высоту ты росинкою

Карточка 4:

На лазоревой заре ты на зореньке,

Расплескай ты крылами те капельки

На травинки и цветы росой нежною

И взыграет она цветом радуги.

Карточка 5:

А как радуга, та пойдет по небу

С родника на родник перекинется,

Заискриться в глубине синь – сиянием,

Небо – небушко с земелькой возрадует.

Карточка 6:

Ты прислушайся, душа моя душенька.

Ко словам сиим, звону ясному,

Не перечь дитя Отцу – Матери.

Возлюби весь Мир до окраины.

Карточка 7:

На окраине растет древо древнее,

На зеленых ветвях золоты плоды,

Не срывай их, не пробуй на вкус и цвет, все тогда будем мы со-товарищи.

Карточка 8:

Изливается вода родниковая,

Да чиста она, да вкусна вода.

Ты испей ее, непорочную,

Станешь вечно живым и восславишься.

Нечаев А. В. “Родники живые” 30.07.98г.

VI. Рефлексия

- Как себя чувствуете?
- Как состояние?

VII. Финальная речь учителя:

Где-то в Глубинах Космоса, этой бесконечной жизни, вспыхнул свет и в мгновение ока достиг Земли – матушки. Лучик света, такой трепетный и нежный, но преисполненный величия и силы точкой – звездочкой коснулся поверхности Земли и там, в глубине ее, вдруг возникло движение.

К точке касания стали стремительно, но покойно подниматься волны неизъяснимой радости, одна за другой. Это сама жизнь в Прекрасной Полноте своей является перед нами.

Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой Водой.

И вот он, родник, возникает из Вас самих…

Легкими, неслышными толчками изливается из глубины хрустальная вода, и наполняется чаша до краев… И светится вода сиянием солнечных лучей, окрашенная лазурью небесного свода и пением птиц.

Журчит ручей, бегущий навстречу множеству ручейков, чтобы объединиться где-то там, вдали в океане.

Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни, данной нам Отцом Небесным в сиянии Воли Его.

Наклонитесь над зеркалом родника и всмотритесь в прекрасные образы, всплывающие в нем.

А все кривое, безобразное ложится на дно, окутывается песчинками, исчезая в забытьи.

Посмотрите вокруг себя – этот мир раскрылся сияющей Красотой – необозримой и вечной!