Открытый урок или открытое внеклассное мероприятие по литературе.
Участники: учащиеся 8-9-х классов, учителя, родители.
Тема урока: Родники
Цель:
Дать ценностную ориентацию глубинным свойствам внутренних процессов человека на совершенные образы.
Оформление:
запись на доске: Если вы не поймете что-либо в инструкции, которой я буду сопровождать каждое задание, то заменяйте ее своей. Делайте то, что считаете нужным..
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Не урок, а мастерская. Представим себе, что мы находимся в мастерской скульптора. Материалом его творчества является глина. Он берет ее в руки, знакомится с ней, прочувствует ее, согреет своими руками, разомнет, попробует слепить какую-то фигурку, потом другую, и когда он почувствует, что глина подвластна его рукам, приступает к работе, к творчеству.
Мастерские бывают разные: мастерские мастеровых, мастерская художника, творческая мастерская писателя.
Представим себе, что мы тоже находимся в мастерской и материалом нашего творчества является слово.
I. Индуктор. Самоконструкция. Чистота.
а) записать столбиком ассоциации к этому слову
б) обменяться в группе листочками, дополнить свои
записи
в) составить словосочетания с этими словами,
обменяться с соседями, дополнить свои записи.
II. Социоконструкция.
а) составить группой четверостишие из
полученных слов, заслушать группы.
б) из полученного текста, четверостишия выбрать
главное слово или словосочетание и порассуждать
на эту тему в группе, объяснить значения слова.
III. В полученных ранее сочетаниях
а) вычеркните словосочетания или слова, которые
не относятся к понятию родник.
б) из оставшихся слов или словосочетаний
выпишите главное на середину листа, это заглавие
вашего сочинения-миниатюры, порассуждайте на эту
тему письменно.
в) социализация в группе или в группах, прочесть
вслух свою работу или вывесить работы для
ознакомления всех присутствующих.
IV. Разрыв
Дать определение слову “родник” (социоконструкция). Прочесть карточку с определением слова “родник” из “Словаря русского языка” С. И. Ожегова.
Карточка:
- Родник – водный источник, текущий из глубины
земли, ключ.
(С. И. Ожегов “Словарь русского языка”) - Родник – чистый Источник Жизни, связь человека
с изначально чистым его природы.
А. В. Нечаев - Родник – род, поколения, Родина, защита святых,
святыня.
А. В. Нечаев
V. Работа с карточками стихотворения.
а) прочитали,
б) нашли свою карточку, выделили в ней главную
мысль, выписали ее, прочли друг другу в группе,
в) из полученного предложения выписать главное
слово или словосочетание и написать текст на эту
тему.
Карточка 1: Изливается вода родниковая, Изливается вода из глубин Земных, Изливается вода жива – Живая, Изливается вода непорочная. |
Карточка 2: Непорочная вода как слеза чиста, Запредельного след ледяна купель, А войду в нее и порадуюсь, А и выйду чистым телом белым голубем |
Карточка 3: Голубь птица – душа на крыло восста, В синеву поднебесную ты взлети И в руках – крылах воду чистую Подними в высоту ты росинкою |
Карточка 4: На лазоревой заре ты на зореньке, Расплескай ты крылами те капельки На травинки и цветы росой нежною И взыграет она цветом радуги. |
Карточка 5: А как радуга, та пойдет по небу С родника на родник перекинется, Заискриться в глубине синь – сиянием, Небо – небушко с земелькой возрадует. |
Карточка 6: Ты прислушайся, душа моя душенька. Ко словам сиим, звону ясному, Не перечь дитя Отцу – Матери. Возлюби весь Мир до окраины. |
Карточка 7: На окраине растет древо древнее, На зеленых ветвях золоты плоды, Не срывай их, не пробуй на вкус и цвет, все тогда будем мы со-товарищи. |
Карточка 8: Изливается вода родниковая, Да чиста она, да вкусна вода. Ты испей ее, непорочную, Станешь вечно живым и восславишься. Нечаев А. В. “Родники живые” 30.07.98г. |
VI. Рефлексия
- Как себя чувствуете?
- Как состояние?
VII. Финальная речь учителя:
Где-то в Глубинах Космоса, этой бесконечной жизни, вспыхнул свет и в мгновение ока достиг Земли – матушки. Лучик света, такой трепетный и нежный, но преисполненный величия и силы точкой – звездочкой коснулся поверхности Земли и там, в глубине ее, вдруг возникло движение.
К точке касания стали стремительно, но покойно подниматься волны неизъяснимой радости, одна за другой. Это сама жизнь в Прекрасной Полноте своей является перед нами.
Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой Водой.
И вот он, родник, возникает из Вас самих…
Легкими, неслышными толчками изливается из глубины хрустальная вода, и наполняется чаша до краев… И светится вода сиянием солнечных лучей, окрашенная лазурью небесного свода и пением птиц.
Журчит ручей, бегущий навстречу множеству ручейков, чтобы объединиться где-то там, вдали в океане.
Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни, данной нам Отцом Небесным в сиянии Воли Его.
Наклонитесь над зеркалом родника и всмотритесь в прекрасные образы, всплывающие в нем.
А все кривое, безобразное ложится на дно, окутывается песчинками, исчезая в забытьи.
Посмотрите вокруг себя – этот мир раскрылся сияющей Красотой – необозримой и вечной!