Цель: обзор современной литературной ситуации в России.
Идея урока: заинтересовать присутствующих современной русской литературой
Задачи:
- представить писателей, получивших в 2008 году литературные премии и награды,
- рассказать о своих читательских интересах.
Содержание урока:
I. Слово учителя
На российской литературной сцене наступило
затишье: премиальный сезон 2008 года завершился.
Подведены итоги продаж, розданы главные премии,
писатели получили своё, а читатели отправились в
магазины, чтобы выяснить, что рекомендовали им
эксперты в лице премиальных жюри – и что
ускользнуло от их внимания.
Учебник литературы 21 века еще не написан, и мы
вместе сейчас будем создавать его страницы…
Итак, кого и за что нужно было читать в ушедшем
году? Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы
воспользовались журналом «Русский репортёр»
(декабрьский номер 2008 года), ресурсами всемирной
глобальной сети Интернет и прибегли к помощи
школьной библиотеки.
Простой читатель обычно на собственный вкус не
ориентируется. Он не покупает неизвестные книги
на свой страх и риск, не роется в Интернете в
поисках новинок и вообще не стремится открыть
для себя новое имя, если это имя не открыл перед
ним кто-то другой.
В роли этого «другого» чаще выступает экспертное
сообщество: литературные критики, журналисты и
члены жюри влиятельных литературных премий. Если
бы все они рекомендовали простому читателю одно
и то же, он был счастлив, на книжном рынке исчезла
бы конкуренция, а в среде писателей –
профессиональная зависть.
Но все люди разные. Одному критику нравится
английский детектив, а другой не читает ничего,
кроме философских и социологических
исследований. Одна премия традиционно отмечает
скандальные романы, другая – интеллектуальные
книги «не для всех». К кому примкнуть простому
читателю? Лучше всего сделать свой выбор. А для
этого надо увидеть полную картину – хотя бы за
прошедший год. Мы выбрали 10 писателей, которые
эту картину сформировали. Кто-то из них стал
лидером продаж, кто-то получил престижную премию,
а кого-то событием года посчитали мы сами. В конце
концов, каждый читатель имеет право на
собственное экспертное мнение!
II. Выступления учащихся
Представляем 10 номинаций и десять писателей, их произведения:
- За скандальность. Михаил Елизаров. Роман «Библиотекарь». Премия «Русский Букер».
- За скандальность и литературный талант. Захар Прилепин. Роман в рассказах. «Ботинки, полные горячей водкой». Премия «Национальный бестселлер».
- За важность темы. Владимир Маканин. Роман «Асан». Премия «Большая книга». 1 место по мнению жюри.
- За большую литературу. Александр Архангельский. «Цена отсечения». Лучший роман по версии «Русского репортёра».
- За многолетнюю работу в поэзии. Владимир Аристов. Премия Андрея Белого в номинации «Поэзия».
- За соединение поэзии и религии. Отец Сергий Круглов. Премия Андрея Белого в номинации «Поэзия».
- За любовь к Москве. Рустам Рахматуллин. Книга «Две Москвы, или Метафизика столицы». Премия «Большая книга». 1 место по итогам читательского голосования.
- По старой памяти. Виктор Пелевин. «П 5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» – сборник из 5 рассказов. Лидер продаж 2008 года.
- За кропотливое воссоздание прошлого. Леонид Парфёнов. «Намедни. Наша эра. 1961-1970». Лучший нон-фикшн.
- За ум, честь и совесть интеллигенции. Александр Секацкий. «Два ларца, бирюзовый и нефритовый». Премия Андрея Белого в номинации «Проза».
Примечание. Все выступления построены
по следующему плану: кто?.. произведение…
награда… за что присуждена… цитата из
произведения… (Приложение 1).
Подробная информация в журнале «Русский
репортёр» № 47 (077) 11 – 18 декабрь 2008. (www.rusrep/ru)
III. Слово учителя. Краткий рассказ о фонде Астафьева в Красноярске
Взгляд из Красноярска: десятка лучших писателей 2008 года по мнению Красноярского Некоммерческого фонда имени В.П. Астафьева (обзор с кратким анализом).
Примечание. Подробная информация на сайте www.astafiev.ru.
1. Сергей Круглов (г. Минусинск, Красноярский
край) – лауреат премии имени Андрея Белого в
номинации «поэзия» за 2008 год.
2. Иван Ситников (село Ермаковское Красноярского
края)
3. Владимир Костин (г. Томск)
4. Евгений Степанов (г. Москва)
5. Наталья Скакун (пос. Балахта Красноярского
края)
6. Михаил Стрельцов (г. Красноярск).
7. Эльдар Ахадов (г. Красноярск).
8. Владимир Титов (г. Новосибирск).
9. Рустам Карапетьян (г. Красноярск).
10. Дмитрий Краснопеев (г. Красноярск).
11. Захар Прилепин (г. Нижний Новгород).
IV. Слово библиотекаря. Сообщение о литературных премиях в России и мире, о Нобелевских лауреатах. Рассказ сопровождается слайдами (Приложение 2).
V. Выступления учащихся «Наши литературные предпочтения».
- Сообщение ученицы о современном авторе Антоне Соя, его книгах о молодежи, представителях субкультур.
- Рассказ ученицы с использованием мультимедиа о любимом писателе Джоне Рональде Толкиене, о любимой книге «Властелин колец», о клубе толкинистов.
Обсуждение выступлений
VI. Итог урока
Слово учителя. Вопреки мнению скептиков, литература есть, жива, развивается по новым законам, в духе нового времени, но она выполняет, как и прежде, свои задачи: помогает понять себя, друг друга, помогает нам стать лучше. Новейшая литература рождается и живет рядом с нами, среди нас, прямо сейчас. Представляем на ваш суд нашего «доморощенного» поэта. Это литературный дебют… (читает учитель и сам автор несколько стихотворений – Приложение 4).
VII. Рефлексия – заполнение анкеты (Приложение 3)
Общая оценка урока (по пятибалльной шкале)
__________________________
Ваши комментарии _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо!