Открытый урок в 5-м классе по теме "Сочувствие всему живому в стихах И.Северянина «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк»".

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дидактические:
    • познакомить учащихся с поэтическими произведениями И.Северянина;
    • продолжить формирование умений работать с текстом (в частности поэтическим): определять тему, идею, находить художественно-изобразительные и языковые средства, определять их роль в произведении;
  • развивающие:
    • продолжить формирование логических умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
    • продолжить формирование умения самостоятельно работать с текстом, выражать свое мнение по поводу прочитанного;
    • продолжить формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях;
    • совершенствовать речевые умения;
    • продолжить расширять словарный запас уч-ся;
  • воспитательные:
    • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
    • воспитывать чувство любви к окружающему, умение сочувствовать всему живому.

Средства обучения: портреты поэтов; репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, работы местных фотографов.

Ход урока

Сообщение темы урока, целей.

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с известным поэтом серебряного века Игорем Северяниным, его стихотворениями. Встреча с творческим человеком - всегда радость, открытие нового. Если мы сможем проникнуть в тайны его поэтических произведений, то поймем, что волновало поэта, что он ценил, чем дорожил, насколько близки и понятны нам его чувства.

Тема урока «Сочувствие всему живому в стихах Игоря Северянина. «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк…».

Мы с вами продолжим учиться анализировать поэтические тексты, определим проблемы, поднятые в произведениях. (Запись темы в тетрадь)

I. Опрос и проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальное задание – рассказ биографии И.Севернина.
Вопрос уч-ся: Что вы узнали и запомнили о поэте?

2. Мы отправляемся с вами в мир поэзии, а с собой обязательно нужно взять внимание, воображение и знания.

Беседа по вопросам:

- В чем особенность лирических произведений?
(Нет сюжета, в центре внимания чувства лирического героя, эмоции. Наличие рифмы, ритма.)

- Какие художественные средства, используемые художниками слова, вы знаете?
(Эпитет, сравнения, олицетворения, метафора, их определение)

- Какова их роль в произведении?
(Делают речь более яркой, выразительной, помогают автору дать оценку изображаемого)

II. Работа со словом

Чтобы правильно и точно излагать мысли, чувства нам для работы нужны будут слова-синонимы.

- Каково значение слова сочувствие?
(Отзывчивое, участливое отношение к переживанию, несчастью других)

- Подберите синонимы к данному слову.
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)

- Подберите прилагательные, которыми можно охарактеризовать человека, умеющего сочувствовать и сострадать.
(Отзывчивый, сердечный, душевный, милосердный, чуткий, человечный, благородный, ласковый, нежный )

- А какие слова подберете для характеристики человека, у которого отсутствуют эти качества?
(Жестокий, бездушный, бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный, черствый, мерзкий, отвратительный)

Эти слова мы будем использовать во время работы над текстом.

III. Изучение нового материала

1. Чтение стихотворения «В парке плакала девочка» учителем. Эвристическая беседа.

- Нарисуйте словесную картину, которую вы смогли представить, слушая стихотворение. Раскрасьте ее.

- Почему выбрали именно такие цвета?

Слово учителя: Благодаря вашему воображению, мы перенеслись в мир героев, смогли их представить.

- Прочитайте еще раз внимательно про себя стихотворение, подумайте и ответьте на вопросы: стр. 121 1й ряд – 1 вопрос, 2й ряд -2 вопрос, 3й ряд – задание на карточке.

- Дайте характеристику девочке. Какие отношения между девочкой и отцом? Почему вы так решили? Что потрясло отца и почему?
(Девочка, возможно, была и капризной, и шаловливой, и отец за проказами и проделками не замечал ее «большого» сердца, способного к милосердию, к добру. Отношения в семье строятся на любви, это теплые отношения близких людей («милой маленькой дочери», «папочка», но вы – это и дань традиции, и уважение). Он потрясен тем открытием, которое сделал: его дочь умеет замечать чужую боль, умеет глубоко чувствовать, прийти на помощь.)

- Какие тропы использует автор, их роль в произведении?
(Эпитет «птицу бедную» показывает беззащитность, «хорошенькая» ласточка – отношение девочки к птице)

- А какие рифмы вам запомнились? Как они помогают раскрыть характер девочки?
(Шалость – жалость. Ребенку присущи шаловливость, проказливость, непоседливость, но он умеет чувствовать чужое горе; можно сказать, что автор противопоставляет черты характера главной героини. Папочка-лапочка. Эти уменьшительно ласковые слова произносит девочка, что указывает на то, что она ласковая и нежная.)

- Итак, мы познакомились с произведением и его героями. Давайте определим тему и запишем в тетрадь… О чем это стихотворение?
(Автор показывает отношение девочки (человека) к ласточке (т.е. природе). Взаимоотношения между человеком и природой. Отношение человека к природе.)

- Какие мысли хотел донести автор до нас, читателей? К чему призывает? Какова идея стихотворения?
(Игорь Северянин говорит, что надо с любовью и добротой относиться к окружающему миру, любить природу, жалеть наших братьев меньших; любить и прощать друг друга. Итак, идея произведения – необходимо сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе.)

Запишите идею стихотворения в тетрадь.

- Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение у вас?
(Нужно бережно относиться к природе и животным, сочувствовать всему живому, приходить на помощь.)

- Можете ли вы привести примеры бережного отношения к природе, животным в нашем городе?
(Кормушки для белок, птиц, высаживание деревьев)

2.

- Всегда ли человек относится к природе бережно? С пониманием? Приведите примеры.

Слово учителя: О таком негативном отношении к природе рассказывает И.Северянин в своем стихотворении «Что шепчет парк…».
Чтение стихотворения «Что шепчет парк…» заранее подготовленным учеником.

Анализ произведения:

- О чем это стихотворение? Какие чувства вызвала у вас эта история?

- Как удалось автору вызвать эти чувства у нас, мы узнаем, проанализировав стихотворение?

- Работа со словом. Значение слов и выражений: еловые кущи, исполин и др.
Работу проводит заранее подготовленный ученик.

- Обратимся к вопросам, которые помогут при анализе стихотворения.
Заранее распечатанные вопросы лежат на партах уч-ся.

- Какой художественный прием использован в названии стихотворения «Что шепчет парк…» С какой целью? Объясните свое мнение.
(Основной художественный прием, используемый автором, – олицетворение. Олицетворение дает возможность показать, что парк – живое существо, которое страдает, мучается, умирает под «убийственным топором» человека.)

- О чем шепчет парк?
(Парк шепчет о своей гибели, о смерти)

- Расскажите о лирическом герое (его мыслях, чувствах), опираясь на текст.
(Лирический герой, который услышал шепот парка, любит природу, умеет чувствовать боль, умеет слушать и слышать. Он «тоскует «смертельно» о каждой сломанной веточке понапрасну, «бесцельно», для него это трагедия.)

- Как названы люди в стихотворении? Почему? Какое значение имеет слово животные в данном случае?
(Автор называет людей «животными о двух ногах», т.е. бездушными, черствыми, не умеющими сочувствовать. Вследствие их потребительского отношения к природе, их действий исчезает с лица земли парк, что стоял веками («он был когда-то леса гуще»).)

- Какие художественные приемы помогаю автору выразить свое отношение к описываемому? Какое это отношение?
(Метафора - «в зеркалах осенних луж он отражался исполином». Поэт показывает силу, мощь парка, его желание жить – кажется, что он любуется собой, глядя в зеркало. Олицетворение – «топор разнес», «парк шепчет». Эпитеты – «гулкий взмах», «убийственного топора» (смертоносного, топора-убийцы).

Языковые средства: С какой целью автор повторяет несколько раз слово «редеет»?
(Автор жалеет парк, негативно относится к жестоким людям, называя их животными)

- О чем это стихотворение? Какова его тема? (запись в тетради)
(Взаимоотношения между человеком и природой. Отношение человека к природе. Автор показывает жестокое отношение человека к парку. Парк, который стоял века и радовал людей, уничтожен за короткое время, а чтобы восстановить его, понадобятся десятки, сотни лет.)

- Какова основная мысль произведения? Запишите.
(Идея – необходимо бережно относиться к природе, защищать ее, сочувствовать ей, ведь она живая)

3. Сравнительный анализ стихотворений

- А теперь вспомните, какова тема и идея стихотворения «В парке плакала девочка». Какой вывод вы можете сделать?
(Произведения близки, одинаковые темы и идеи)

- Какую проблему поднимает Игорь Северянин в своих стихотворениях?
(Проблема взаимоотношения человека и природы)

- Таким образом, и темы, и идеи, и проблемы, поднятые в стихотворениях – одинаковы в обоих произведениях. А в чем различие между ними?
(Различие в содержании. В первом стихотворении автор показывает жалость, сострадание человека по отношению к природе. Человек приходит на помощь нуждающемуся в трудную минуту, становится на его защиту. А во втором стихотворении показано потребительское отношение к природе, которое ведет к гибели, разрушению красоты.)

4. Не только писатели, поэты, но и художники обращались и обращаются к теме природы. Посмотрите на картины художников И. Левитана, Ф. Васильева, на фотографии нашего городского фотографа В. Вележанина. Природа дарит нам свою красоту, «Царство Красоты», как говорил И. Северянин, а мы порой вместо того, чтобы беречь этот богатый мир, безжалостно его губим.

- Как связаны человек и природа?
(Воздух, вода, хлеб, дерево – одним словом почти все, что нужно человеку для жизни. Если погибнет природа – погибнет и человек.)

- Не так давно у нас в стране появилась наука экология. Почему она возникла? Что изучает?
(Экология – это наука, исследующая взаимоотношения человека с окружающей средой. Человек задумался о защите окружающей природы, среды. Понял, что своими действиями вредит природе, а гибель природы повлечет за собой и гибель человека. (Экология – эко – дом, жилище, логос – учение, т.е. это наука о защите нашего дома – Земли.) Значит, надо знать все о взаимоотношениях человека и природы.)

- Что мы с вами можем сделать, чтобы принять участие в решении такого важного вопроса?

IV. Подведение итогов урока

1. Слово учителя: Итак, мы с вами познакомились с удивительным поэтом и его произведениями. Чтобы завершить наш важный разговор, я прошу вас ответить на вопрос: «О чем я задумался, познакомившись со стихотворениями И.Северянина».
(Познакомившись со стихотворениями И.С. Р.Р., я задумался о своем отношении к природе, о том, что не всегда бережно отношусь к окружающей природе. Не замечаю ее боли, страдания, не останавливаю других, когда они ведут себя жестоко по отношению к природе. Природа живая. Она страдает, мучается, ей надо помочь.)

2. Дома вы напишете миниатюру «О чем я задумался, познакомившись со стихотворениями И.Северянина»; выучите наизусть стихотворение. Можно (по желанию) нарисовать рисунок к произведению.

3. Слово учителя: Мы говорили с вами о природе, животных, бережном отношении к ним. Я рада, что наши мнения совпадают, что все не так безнадежно в нашем мире. Надеюсь, что сегодняшние ваши высказывания будут ориентиром в дальнейшей жизни. Но тема урока: «Сочувствие всему живому».

- А как же относиться к человеку?
(Конечно, с сочувствием, которое является великой человеческой способностью и потребностью, благом и долгом. Если мы хотим, чтобы нас любили, чтобы нас окружали хорошие люди, необходимо учиться сочувствию и состраданию).

Закончить урок хочу словами Л.Толстого: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Оглянитесь вокруг: дома, в классе, в школе на улице есть те, кто нуждается в вашем сочувствии, милосердии. Не отказывайте им в помощи.