Открытый урок в 9-м классе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Опыт нестандартного прочтения лирического стихотворения «Я вас любил…»"

Разделы: Литература


Цели и задачи: пробудить интерес учащихся к творческому исследованию лирического произведения, научить не только верно определять тему, идею, систему образов, художественные особенности стихотворения, но и творчески, нестандартно интерпретировать их, давая собственную трактовку идеи произведения, соблюдая при этом нравственные и этические нормы.

Оборудование: теле -, видео-, DVD-аппаратура, на которой будут представлены портреты женщин, которым А.С.Пушкин посвятил стихотворения; фрагменты записи т/ф. Л.Парфёнова “Живой Пушкин”, портреты А.С.Пушкина.

Слово учителя.

В чём заключается высшее предназначение поэта? Разве не в воспевании высоких, одухотворённых чувств? В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя лишь страстям, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в пепел. Пушкин не искал вечной любви, для него вечной была лишь потребность любить. Любовь для Пушкина-лирика-предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, прозы жизни. “Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, – подчёркивал Пушкин, – унижают поэзию”. Стихи Пушкина вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни один биографический “розыск”, касающийся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний Пушкина, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, и он воспел Женщину. Но больше всего в жизни он “любил одну только свою Музу” – так писала о поэте М.Н.Волконская.

Сообщение ученика.

Вот лишь немногие адресаты лирики Пушкина.

М.Н. Раевская – “На холмах Грузии”1829 г., “Редеет облаков летучая гряда”1820 г., “Погасло дневное светило”1820 г., “Фонтану Бахчисарайского дворца”1824 г.

Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.

(Из посвящения к поэме “Полтава”)

А.П. Керн – “Я помню чудное мгновенье…” 1825 г.

Послания сёстрам Ушаковым: “В отдалении от вас…”1827 г., “Ответ”1830 г.

Екатерине:

Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые,
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою…

(“Когда, бывало, в старину…” 1827 г.)

Елизавете:

Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была ,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.

(“Вы избалованы природой…”1829 г.)

Е.К. Воронцова.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова-жена новороссийского генерал-губернатора графа М.С.Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе.

Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит, печальна и одна…
Никто её любви небесной не достоин.

(“Ненастный день потух…”1824 г.)

Ей же посвящены стихотворения “Сожжённое письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Всё в жертву памяти твоей”, “Талисман”.

Амалия Ризнич.

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать воображенье?

(“Простишь ли мне…”1823 г.)

Н.Н. Гончарова.

Исполнились мои желания.
Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(“Мадонна”1830 г.)

Идёт показ телесюжета -портретов женщин, которым были посвящены вышеназванные стихотворения. Учащиеся пробуют соотнести стихотворные портретные зарисовки с портретами женщин. Которой из них и почему именно ей отдаст предпочтение великий поэт?

Слово учителя.

Готовясь к женитьбе, Пушкин, так сказать, проиграл заранее все возможные муки живой и даже загробной ревности: это отразилось в как раз тогда написанном “Каменном госте” и письмах. Тем более что он ещё не был безусловно уверен в любви невесты. “Только привычка и длительная близость, – сообщал он будущей тёще,- могли бы помочь мне надеяться возбудить её привязанность, но ничем не могу ей понравиться; если она согласится снова отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательства спокойного безразличия её сердца. Но, будучи всегда окружена восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли сохранит она это спокойствие. Бог мне свидетель, что я готов умереть для того, чтобы оставить её блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа,- эта мысль для меня - ад”. Через несколько лет, умирая, он спокойно, так сказать, благословит её на будущее замужество, точно определив все его условия. И она их точно исполнит. Но пока - лишь ожидания: каков будет ответ будущей тёщи.

- Скажите, каким предстаёт образ возлюбленной поэта в уже известных нам стихотворениях Пушкина о любви? Какие это стихотворения? Можно вновь обратиться к портретам из видеосюжета. (Стихотворения “На холмах Грузии…”, “Я помню чудное мгновенье…”, “Мадонна”. Образы романтичные, возвышенные, портретных черт практически нет.)

- Давайте обратимся к стихотворению “Я вас любил…” 1829 г., написанному в сложный для поэта период ожидания ответа от возлюбленной. Попробуем рассмотреть явные и скрытые особенности стихотворения.

(Чтение стихотворения.)

Вопросы и предполагаемые ответы учащихся:

- О чём стихотворение? Его тема? (Любовь.)
- Как поняли чувства лирического героя? (Возвышенные, романтические, безответные, и само стихотворение можем отнести к романтическому направлению.)
- Определите романтические черты этого стихотворения. Какими предстают лирический герой и лирическая героиня? Составьте ассоциограмму.

(Учащиеся ничего не могут сказать о качествах лирической героини, зато лирический герой полностью ассоциируется с личностью самого поэта. В своих рассуждениях ученики опираются, в основном, на точку зрения литературоведа Д.Благого. Стихотворение очень созвучно стихотворению “На холмах Грузии…”- единая развивающаяся лирическая тема. Поэт говорит, что его любовь, быть может, не совсем угасла (сердце ГОРИТ любовью), но всё стихотворение – непререкаемое свидетельство того, что гореть любовью оно продолжает и сейчас. Троекратным “я вас любил” поэт, в какой-то мере уязвлённый, даже, возможно, оскорблённый тем, что та, кого он так любит, относится к его чувству, как ему кажется, столь безответно, безразлично, хочет больше всего убедить самого себя. Но главное заключается в другом. То, что он говорит о своей любви в прошедшем времени, продиктовано мыслями не о себе, а о ней, нежной заботой о том, чтобы своей настойчивой, а раз она не разделяется, становящейся даже назойливой любовью ничем не потревожить любимую, не причинить ей никакого огорчения. Это уже само по себе лучшее подтверждение того, что любовь не угасла: “Я не хочу печалить вас ничем”. И уже совсем снимается что-либо личное, эгоистическое в концовке стихотворения: пожелание, чтобы любимая нашла такую же глубину чувств в том – другом, кто станет её избранником. В буквально напоённых любовью восьми строчках стихотворения “Я вас любил…” (слово “любовь” в разных его формах: “любил”, “любовь”, “любимой” - повторяется пять раз) заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства. И это не только запечатлённое “мгновенье” сердечного настроя поэта, преходящий мотив. Это – в высшей степени просветлённое состояние души, им в этих строках обретённое и снова порой в нём возникающее).

- Мы рассмотрели лирическую миниатюру “Я вас любил…” как романтическое произведение. А теперь давайте попробуем найти реалистические черты в образах лирических героев. В какой части стихотворения мы можем их найти? (Что произошло между героями, мы не знаем. Первое четверостишие имеет явно романтический характер. А вот во втором четверостишии возникает вполне реалистический герой.)

- Почему лирический герой не сказал о своих чувствах героине? (Он “любил безмолвно, безнадежно”, при этом “то робостью, то ревностью томим”. Герой робок, но ревнив.)
- Как можно ревновать, если героиня, возможно, и не подозревает о его любви? (Это можно охарактеризовать как эгоистические черты главного героя.)
- Герой любил “искренно”, “нежно”, но почему же отдаёт возлюбленную другому? (Возможно, всё дело в характере героя.)

- А может быть, героини? Ведь мы так и не определили никаких черт характера в этом образе. Возможно, они проявились в новом контексте рассмотрения образов героев данного стихотворения? (Здесь вероятны разные прочтения характера героини. Либо это крайне легкомысленная девушка, не желающая замечать любви героя, и тогда вполне понятны его робость и ревность, либо перед нами героиня, страдающая от невозможности этой любви. В любом случае, перед нами предстают очень яркие, живые, интересные, сложные образы лирических героев, поражающие своей неоднозначностью.)

- А какие художественные приёмы использует Пушкин в своём стихотворении для создания этих образов? (Мы их практически не видим. Но стихотворение – ЗВУЧИТ и ПОЁТ.)

- Что почувствовали особенного в звучании и ритмике стихотворения? (Это сложный пятистопный ямб. Необычайно стройный и упорядоченный ритм. Но при всей этой стройности и упорядоченности речь поэта абсолютно естественна. Удивительно музыкальная ритмическая форма стиха: безмолвно – безнадежно, робостью – ревностью. Глубоко содержательный отчётливый перебой “Я – не хочУ”. Совершенно одинаково построены вторые полустишия – с явной инструментовкой на звук Ж. Кроме того, звуки многозначны: в каждом отдельном стихотворении они выступают в совершенно особенной роли. Часто разнообразные созвучия вообще не имеют вполне определённой значимости: они просто участвуют в создании “музыки” и гармонии стиха. Именно такую роль играет и указанная звуковая перекличка рифм.)

Выводы.

- В чём же главное достоинство этого стихотворения? Почему столь малое по объёму стихотворение вошло в классику любовной лирики? (Стихотворение неоднозначно: его герои романтичны, но их чувства имеют и вполне реальные черты. Оно очень гармонично, музыкально, чувственно. Как и вся лирика Пушкина, стихотворение “Я вас любил…” несёт исключительно положительные эмоции.)

Домашнее задание: представить своё прочтение стихотворения А.С. Пушкина, относящегося к любовной тематике.

Список использованной литературы:

  1. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. - М.: “Художественная литература”, 1987.
  2. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). - М., 1967.
  3. Кожинов В.В. Как пишут стихи.- М., 1970.
  4. Болдино. Осень. 1830.- Москва: “Планета”, 1989.