Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11-м классе "Путь как поиск… (по рассказам Б.Екимова)"

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель урока: раскрыть понятие «путь» через произведения Б.Екимова.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление умения ставить перед собой проблемные вопросы;
  • формирование умений понимания смысла произведения через текст путём сопоставительного анализа произведений Екимова;

Развивающие:

  • совершенствование навыков анализа текста, формирование читательской компетентности;
  • развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.

Воспитательные:

  • воспитание ценностей, основанных на доброте, милосердии, самопожертвовании, приоритете духовного над материальным.
  • воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.

Оснащение:

  • презентация;
  • тексты рассказов Б.Екимова;

Предварительная подготовка обучающихся:

  • прочитать рассказы Б.Екимова;
  • подготовить сообщение «Жизнь и творчество Б.Екимова» (индивидуальное задание);
  • подготовить сообщение о многозначности слова «путь» (индивидуальное задание).

Предварительная подготовка учителя: презентация к уроку.

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

I

Организационный момент

 Приветствие учеников. Презентация (Слайд 1)

Ученики приветствуют учителя стоя, затем, проверив подготовку к уроку, садятся на свои места.

II

Мотивация к учебной деятельности  и целеполагание

- Рассмотрите картину польского художника Марцина Колпановича. (Слайд 2) Поделитесь своими впечатлениями. Что вы видите на картине? На какие размышления она вас наталкивает?
- Какие вопросы вы бы задали, глядя на эту картину?

Учащиеся высказывают свою точку зрения:

- Что такое жизненный путь?

- Куда идёт человек? В чём смысл его жизни?

- С какой целью он идёт? (запись вопросов в тетрадь и на доску)

- Какие задачи мы можем поставить перед собой? - Попробовать ответить на эти вопросы, опираясь на рассказы Екимова.
- Назовите ключевые слова, прозвучавшие во время размышления по картине. - Человек, путь, жизнь.
- Обратимся к многозначности слова «путь» (сообщение учащегося). Сообщение учащегося о многозначности слова «путь». (Слайд 3-6)
- Какие значения слова «путь» нам сегодня пригодятся?
- Тема нашего урока «Путь как поиск…» (Слайд 8)
- Переносные значения. (Слайд 7)

III

Формирование у учащихся представления о жизни и творчестве Б.Екимова

-  Помощником в достижении наших целей станет Борис Екимов и герои его рассказов. Знаком вам этот автор?
Устное выступление учащегося с использованием презентации как результатом индивидуальной исследовательской работы. (Слайды 9-12)

Знакомятся со сведениями жизни и творчества Б.Екимова.

IV

Актуализация темы, создание проблемной ситуации.
Приём «Составляем кластер»

- Перед нами рассказы Б. Екимова: «Белая дорога», «Говори, мам, говори», «Ночь исцеления». В каком порядке, глядя на наши вопросы, вы предлагаете их рассмотреть? Почему?
- В ходе анализа я предлагаю вам самим составить свой словарь значений слова «путь» с опорой на рассказы Екимова. Перед вами листы с ключевым словом, вы можете вписывать значения по ходу беседы в произвольной форме: ПУТЬ – это … (можно предложить оформление в виде кластера). (Слайд 13)

- Учащиеся высказывают свои предложения, приводя аргументы.

- Во время восприятия учащиеся заполняют графы кластера (схемы) ключевыми словами.

V

Анализ рассказа «Ночь исцеления»

- С какой целью внук приезжал к бабушке? Чем он занимался? (Слайд 14)

- Катался на лыжах, на коньках, ходил на рыбалку.

- Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью? - Испытывает страх, не спит, удивлен, увидев её слёзы.
- Как позже внук реагирует на крики бабушки во сне? - Вспоминает, думает, как помочь.
- Когда впервые проблема бабушки действительно затронула душу внука? Почему? - Когда увидел бабушкины слёзы.
- Что меняется в поведении внука, его мыслях? - Вспоминает лицо в слезах, думает о ней.
- Что происходит в душе героя? - Стал думать о бабушке, хотя «думать было больно», «в душе что-то теплело и таяло, что-то жгло».

- Какой путь он выбирает?

- Зачитайте кульминационный момент рассказа.

- Выбирает путь помощи, путь сострадания.
- Лёгок ли путь, выбранный мальчиком? Почему? - Нет. Это путь душевных переживаний, путь терпения и понимания.
- Как вы понимаете смысл названия рассказа? О чьем исцелении идет речь? - Исцелилась не только бабушка, но и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия.
- Как вы понимаете: «…жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»?
- «Ночь исцеления» - так называется рассказ Бориса Екимова. Синонимами к слову «исцеление» являются слова «выздоровление, возвращение к жизни».
- Гриша жалеет и любит не только родную бабушку, но и тех, по чьим судьбам прошлась война.

- Итак, по рассказу «Ночь исцеления» путь героя – это …?

- Чтение учащимися записей.

VI

 

Анализ рассказа «Говори, мама, говори»

 

- Какой главный приём лежит в основе рассказа и помогает раскрыть проблемы главных героев? - Диалог.
- Какие диалоги присутствуют в рассказе? - Это диалоги матери и дочери по телефону, героини с соседкой, внутренние диалоги бабки Катерины, героини с радиодиктором.

- Что ждёт героиня от дочери, чего не получает?

- Прочитайте диалог бабки Катерины с радиодиктором.

Какую роль он играет в рассказе?

- Героиня ждёт понимания, доброго слова.
- Сравните, как звучит голос дочери, когда она по утрам звонит матери, и каков голос женщины-диктора? Как её называет героиня? Почему именно так она её называет? - Дочь говорит сухо, короткими фразами, а голос диктора ласковый, от него женщине стало тепло, легко, она даже всплакнула.
- Какое событие является кульминационным в рассказе? Почему же дочь так внезапно позвонила? Что она поняла? - Внезапный звонок дочери.
- Главное в жизни - доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь к близким.

- Проблемный вопрос: Оба героя проходят путь духовного становления. Как вы думаете, стоило ли брать 2 рассказа? О чём хочет нам сказать автор?

- Возрождение, исцеление возможно в любом возрасте.

VII

Анализ рассказа «Белая дорога»

- Какой смысл закладывает Екимов в название рассказа?
- К кому приводит нас дорога?
- Что мы узнаём о герое из рассказа? Как его называют люди? Как к нему относятся?
- Почему автор использует эпитет «белая»?
- (Слайд 15) Символизирует дорога, скорее всего, жизненный путь человека, чистоту его помыслов и смысл существования на этой земле. И чем чище этот путь, тем выше дорога в вечность.

- Это дорога, жизненный путь.
- К главному герою.
- Чтение эпизодов, приведение примеров из текста.
- Это чистая, святая дорога-жизнь.

VIII

Подведение итогов

- Что объединяет все рассказы?
- Помогли ли они ответить нам на вопросы, поставленные в начале урока?
- Каковы значения слова «ПУТЬ» по рассказам Бориса Екимова у вас получились в ходе урока.
- В чём же, на ваш взгляд, заключается путь человека? Жизненный путь?
- Чтение эпизода из рассказа Б.Екимова «Мальчик на велосипеде»: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное - лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живу. И мудрость, чтобы понять: не обжираться и не опиваться он приходит на землю, не собирать побрякушки. Но жить. Единственный раз. На прекрасной земле, устроенной чудно: с зеленым лесом и травой, с синей водой и небом, с людьми-братьями, дорогими, любимыми. И вся мудрость мира, все лучшие люди его из века в век твердят: живите проще. Высшая мудрость в том, чтобы не мудрить. Главное вам дано – жизнь. Иначе собой будете обмануты». (Слайд 17)
- Как вы понимаете слова автора?

- Мотив пути.

 

- Вносятся дополнения в кластер.
(Слайд 16)
- Это путь к милосердию, состраданию;
путь к пониманию;
путь нравственного становления;
путь осмысления, осознания;
путь как поиск себя;
путь к родному дому, к матери;
путь исцеления;
путь взросления;
путь как память о себе;
путь к самому себе и т.п.

Главная тема творчества Б.Екимова - самоопределение человека, поиск своего места в жизни, выстраивание своего жизненного пути. Это рассказы о человеке и для человека. (Слайд 18) - Учащиеся высказывают своё мнение.

IX

Рефлексия

-Выскажите свои впечатления об уроке. О чём вас заставили задуматься произведения? Какие чувства вы пережили?

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, о работе одноклассников.

X

Домашнее задание

Напишите письмо-отзыв автору, высказав свою точку зрения по проблемным вопросам урока.