Методическая разработка урока литературы "Загадки А.С. Грибоедова"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (683 кБ)


Оборудование: карточки с вопросами, бейджики с указанием должности и профессии участника брифинга, ватман, мультимедийная установка, для оформления доски портрет писателя и эпиграф .

Эпиграф: В очках, с пристальным взором исследователя, не на литератора похож он, а скорее на врача, стоящего у изголовья России. Леонид Леонов

Цели урока:

  1. Обобщение изученного материала по комедии
  2. Учить создавать собственные высказывания на основе анализа чужого мнения.
  3. Развитие коммуникативных и социальных компетенций.

Экспозиция: обучающиеся распределяются на три группы ( первая группа –официальные лица, самые сильные ученики класса; вторая группа – представители средств массовой информации, самые слабые ученики класса; третья – сотрудники информационных служб).

Участники брифинга (вымышленные должности)

  1. Официальные лица
    Председатель ассоциации критиков.
    Директор музея А.С.Грибоедова, исследователь его творчества.
    Президент союза дипломатической службы России.
    Руководитель аналитической службы союза писателей.
    Руководитель центра психологии г.Москвы.
  2. Представители средств массовой информации
    Корреспондент газеты «Аргументы и факты»
    Кореспондент газеты «Вечерний Новосибирск»
    Корреспондент журнала «Юность»
    Корреспондент «Ордынской газеты»
    Корреспондент журнала «Современник»
    Корреспондент журнала «Литература в школе» и т.д.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока , цели урока (загадки, которые оставил нам невероятно умный и талантливый человек и гениальный писатель Грибоедов литературоведы, критики и читатели разгадывают до сих пор. И сегодня на нашем брифинге (небольшой пресс-конференции) мы попытаемся тоже поразгадывать эти загадки Грибоедова). Чтение эпиграфа.

Представление участников брифинга.

2. Проведение брифинга.

Представители средств массовой информации задают вопросы официальным лицам (вопросы записаны на карточках), те на них отвечают. Сотрудники информационных служб внимательно слушают информацию, анализируют её и работают над резолюцией конференции ( делают выводы по проблемным вопросам).

Вопросы для проведения брифинга:

  1. Один из современников, близко знавший Грибоедова, отмечал: «Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил своё отечество, как Грибоедов любил Россию».
    Как вы думаете, отразилась ли эта любовь поэта к родине в комедии «Горе от ума»? Если да, то каким образом?
  2. Критик Сомов в журнале «Сын Отечества» писал в 1825 году.: «…Грибоедов очень помнил, что пишет не элегию, не оду и не послание, а комедию: оттого он соблюдал в стихах всю живопись языка разговорного…»
    Что вы знаете о жанрах элегии, оды, послания? Уместен ли, на ваш взгляд, в этих жанрах язык разговорный? Аргументируйте свой ответ.
  3. Критик Полевой упрекал Грибоедова в том, что в его стихе не хватает «гармонии и чистоты». Он заметил, что в пьесе есть выражения, которые «дерут уши», например: «черномазенький», «опротивит» и т.д.
    Чем могла быть вызвана, на ваш взгляд, такая оценка критика? А читателю, зрителю 21 века эти слова «дерут душу»? Как вы думаете, почему?
  4. Критик Греч писал в журнале «Северная пчела» в 1825 году: «Прекрасные стихи, верное изображение характеров и странностей общества, высокие чувствования любви к отечеству, занимательность положений – всё соединяется в этой пьесе».
    О каких странностях общества, изображённых Грибоедовым, говорит критик? Если вы заметили, расскажите о них подробнее.
  5. «Оптимизм – основная настроенность «Горя от ума». Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю» - писал Пиксанов.
    Какова развязка комедии Грибоедова? Она оптимистична или пессимистична , по вашему мнению? Обоснуйте свой ответ.
  6. Критик, имя которого скрыто инициалами О.М., писал в 1825 году о Чацком, что Грибоедов «вовсе не показывает его свободным от недостатков».
    Какие недостатки в характере, манере поведения Чацкого вы заметили?
  7. Видя то, каким нападкам подвергается его пьеса в критике, Грибоедов восклицал в письме к Одоевскому: « Какое торжество для тех, которые от души желают, чтобы Россия оставалась «в вечном младенчестве!!!»
    Как сам Грибоедов выступает против «вечного младенчества» России в «Горе от ума»?
  8. Луначарский говорил о «Горе от ума»: «Комедия – точный, совершенно точный самоотчёт в том, как живёт, вернее гибнет, как умирает на Руси умный человек».
    Согласны вы с тем, что «Горе от ума» - это пьеса о том, как вообще «гибнет, как умирает на Руси умный человек»? Аргументируйте свой ответ
  9. Декабрист Рылеев Н.К. переживал свой «горький жребий одиночества к кругу людей».
    Чем, на ваш взгляд, было вызвано это одиночество героя Грибоедова? Насколько его причины были принципиальны и сродни тем, которые существуют в современном обществе?

Ведущий брифинга (учитель) даёт общее задание для всех (проблемный вопрос): Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются строчки Леонида Леонова. Согласны ли вы с его утверждением?

Порассуждайте на эту тему.

Каждая из групп защищает свою позицию.

3. Подведение итогов урока.