Использование технологий:
- информационно-коммуникационная
- групповая технология
- технология РКМЧП
Тема: «Бунтующее сердце» (Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа))
Цели урока:
- раскрыть суть отношений героев романа "Отцы и дети";
- понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
Задачи:
Дидактические:
- продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
- проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
- показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
- обозначить злободневность произведения.
Развивающие:
- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
- совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
- расширить круг ассоциаций;
- развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
- воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
- показать вневременные рамки классического художественного произведения;
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать альтруистические ценности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Продолжаем работу над содержанием романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
- Кто главный герой романа?
Это центральная фигура. Именно к Евгению Базарову стягиваются все сюжетные линии романа, на этом образе завязаны все проблемы произведения.
Вспомним основные сюжетные линии, определим, с какими проблемами они связаны.
Базаров - Павел Петрович?
Николай Петрович
- Проблема взаимоотношения поколений.
- проблема столкновения различных политических сил
Базаров - Аркадий?
- проблема дружбы
Сегодня я построю другие схемы.
- О какой проблеме пойдет речь на уроке?
3. Сообщение и запись темы
4. Работа по теме урока
Писатели часто проводят своих героев через испытания любовью. Вспомним произведения и героев, которые прошли это испытание. (Обломов, Онегин, Печорин)
У Тургенева свое видение любви.
Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?
По мысли Тургенева в человеке есть не только стремление к социальной деятельности, но и неподвластная ему стихийная сила чувств. Поэтому всех своих героев он проверяет любовью, т.к. именно в любви человек проявляет свою сущность.
- Сколько сюжетных линий в романе связаны с проблемой любви?
5. Работа в группах
- Какова история любви героев?
- Чем является для героев любовь?
- Найти цитаты (рассуждения героев о любви)
- Каким видят свое будущее?
- Соответствует ли их представление о любви их реальной судьбе?
- Подберите ключевые слова, характеризующие их любовь.
6. Отчеты групп. Подбор ключевых слов на магнитной доске (наваждение, страсть, земная, состоявшаяся, семья, уважение)
7. Работа с текстом.
Наибольшее место в романе занимают страницы, посвященные любви Базарова и Одинцовой.
Наша задача - разобраться, как изменяет Базарова любовь.
Существует несколько мнений критиков по этому поводу.
Тургенев возвышает Базарова, показывает его способность к сильной и самоотверженной любви (Г.А.Вялый, С.М.Петров)
Тургенев низводит Базарова с пьедестала, показывает, что любовь его растоптала (П.Г.Пустовойт, А.Г.Цейтлин)
Возвышать (возводить на пьедестал) - признать превосходство, исключительность героя
Низводить с пьедестала - отрицать превосходство и исключительность
- Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?
Гл.7, с.464,465 - отношение к истории любви Павла Петровича
Гл.13, с.492, с.511
Вывод: Базаров презрительно именует это необъяснимое чувство «романтизмом», «белибердой» и «чепухой». Тургенев же всем ходом действия романа стремится доказать. Что романтизм не только не заслуживает презрения, но и живет в самом Базарове, как и во всяком человеке, что это одна из высших ценностей жизни.
- Под влиянием чего меняется отношение Базарова к любви?
- Что представляет собой Одинцова? Найти описание внешности, характера.
Гл. 14 с.495, 496, гл. 11 с.508
Царственно красива и сдержанно холодна, в ней есть природная величавость. Не похожа на остальных: аристократка, но в ней мало сословной спеси, есть некоторый демократизм.
Просмотр фрагмента фильма
- Сумел ли режиссер и актеры передать характер героев, их чувства?
- Сравним с текстом романа. Как воспринимает Базаров Одинцову?
Гл. 14, с 495, 497, 498
- Как понимать его циничные реплики? (пытается подавить зарождающееся в душе чувство, маской цинизма прикрывает, робость, смущение, неожиданно возникший интерес к этой женщине)
- Проследим по тексту, как постепенно зарождается и нарастает чувство Базарова к Анне Одинцовой?
1 встреча гл. 15
Начало встречи - развязность («посмотрим, к какому разряду принадлежит сия особа»)
А затем автор обращает внимание на неожиданные детали
- «он как будто сконфузился»
- «заговорил преувеличенно развязно»
- «говорил против обыкновения довольно много»
- «чувствовал смущение»
- «покраснел»
А Одинцова?
- «оставалась совершенно спокойною»
- «сохраняла одно и то же выражение»
- Смущение Базарова ей «польстило»
Вывод: Мы отмечаем, как чувство постепенно захватывает героя.
2 встреча Посещение усадьбы Одинцовой Отрывок фильма.
Гл. 16, 17
- Каким увидели Базарова? (Старается остаться верен своим принципам, рассуждать хладнокровно, спокойно, как рассуждают нигилисты. Выказывает показное равнодушие к хозяйке дома.)
Но одна деталь, точно подмеченная Тургеневым, выдает его волнение. Какая? («глаза его бегали по углам») с.505.
- Что же происходит в душе Базарова? Какой ответ на этот вопрос дает Тургенев?
Гл.17, с.511.
Вывод: В душе Базарова совершается трагический раскол. Жизнь заставляет его пережить такие ощущения, которые подрывают основы его убеждений. Чувство мучит его, и бесит, вызывает изумление и негодование, возмущает гордость и заставляет забываться в мечтах.
Отныне в нем живут два человека: один - убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви, а другой - страстно и одухотворенно любящий человек.
- Какая сцена является кульминационной в этой сюжетной линии? (сцена признания)
8. Самостоятельная работа. Анализ сцены по вопросам
1.Роль эпизода.
2. О чем в нем рассказывается?
3. Что чувствуют герои, оставшись наедине?
4. Чего добивается Анна Сергеевна?
5. Как ведет себя Базаров?
6. Что означает его признание?
7. Какова реакция Одинцовой?
Ответы учащихся.
- Какие ключевые слова характеризуют эту любовь? (испытание, мучительная)
8. Итог урока.
Ответ на проблемный вопрос.
Возвышает автор своего героя или низводит с пьедестала?
В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. Оказывается, он умеет чувствовать, страдать. Чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам. Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения.
С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии.
А о своём герое сам Тургенев говорил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого и сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».