Методическая разработка урока "Испытание любовью" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". 10-й класс

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 10

Ключевые слова: И.С.Тургенев, И.С.Тургенев «Отцы и дети»


Использование технологий:

  • информационно-коммуникационная
  • групповая технология
  • технология РКМЧП

Тема: «Бунтующее сердце» (Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа))

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа "Отцы и дети";
  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать альтруистические ценности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Продолжаем работу над содержанием романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

- Кто главный герой романа?

Это центральная фигура. Именно к Евгению Базарову стягиваются все сюжетные линии романа, на этом образе завязаны все проблемы произведения.

Вспомним основные сюжетные линии, определим, с какими проблемами они связаны.

Базаров - Павел Петрович?

Николай Петрович

- Проблема взаимоотношения поколений.

- проблема столкновения различных политических сил

Базаров - Аркадий?

- проблема дружбы

Сегодня я построю другие схемы.

- О какой проблеме пойдет речь на уроке?

3. Сообщение и запись темы

4. Работа по теме урока

Писатели часто проводят своих героев через испытания любовью. Вспомним произведения и героев, которые прошли это испытание. (Обломов, Онегин, Печорин)

У Тургенева свое видение любви.

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

По мысли Тургенева в человеке есть не только стремление к социальной деятельности, но и неподвластная ему стихийная сила чувств. Поэтому всех своих героев он проверяет любовью, т.к. именно в любви человек проявляет свою сущность.

- Сколько сюжетных линий в романе связаны с проблемой любви?

5. Работа в группах

- Какова история любви героев?

- Чем является для героев любовь?

- Найти цитаты (рассуждения героев о любви)

- Каким видят свое будущее?

- Соответствует ли их представление о любви их реальной судьбе?

- Подберите ключевые слова, характеризующие их любовь.

6. Отчеты групп. Подбор ключевых слов на магнитной доске (наваждение, страсть, земная, состоявшаяся, семья, уважение)

7. Работа с текстом.

Наибольшее место в романе занимают страницы, посвященные любви Базарова и Одинцовой.

Наша задача - разобраться, как изменяет Базарова любовь.

Существует несколько мнений критиков по этому поводу.

Тургенев возвышает Базарова, показывает его способность к сильной и самоотверженной любви (Г.А.Вялый, С.М.Петров)

Тургенев низводит Базарова с пьедестала, показывает, что любовь его растоптала (П.Г.Пустовойт, А.Г.Цейтлин)

Возвышать (возводить на пьедестал) - признать превосходство, исключительность героя

Низводить с пьедестала - отрицать превосходство и исключительность

- Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

Гл.7, с.464,465 - отношение к истории любви Павла Петровича

Гл.13, с.492, с.511

Вывод: Базаров презрительно именует это необъяснимое чувство «романтизмом», «белибердой» и «чепухой». Тургенев же всем ходом действия романа стремится доказать. Что романтизм не только не заслуживает презрения, но и живет в самом Базарове, как и во всяком человеке, что это одна из высших ценностей жизни.

- Под влиянием чего меняется отношение Базарова к любви?

- Что представляет собой Одинцова? Найти описание внешности, характера.

Гл. 14 с.495, 496, гл. 11 с.508

Царственно красива и сдержанно холодна, в ней есть природная величавость. Не похожа на остальных: аристократка, но в ней мало сословной спеси, есть некоторый демократизм.

Просмотр фрагмента фильма

- Сумел ли режиссер и актеры передать характер героев, их чувства?

- Сравним с текстом романа. Как воспринимает Базаров Одинцову?

Гл. 14, с 495, 497, 498

- Как понимать его циничные реплики? (пытается подавить зарождающееся в душе чувство, маской цинизма прикрывает, робость, смущение, неожиданно возникший интерес к этой женщине)

- Проследим по тексту, как постепенно зарождается и нарастает чувство Базарова к Анне Одинцовой?

1 встреча гл. 15

Начало встречи - развязность («посмотрим, к какому разряду принадлежит сия особа»)

А затем автор обращает внимание на неожиданные детали

  • «он как будто сконфузился»
  • «заговорил преувеличенно развязно»
  • «говорил против обыкновения довольно много»
  • «чувствовал смущение»
  • «покраснел»

А Одинцова?

  • «оставалась совершенно спокойною»
  • «сохраняла одно и то же выражение»
  • Смущение Базарова ей «польстило»

Вывод: Мы отмечаем, как чувство постепенно захватывает героя.

2 встреча Посещение усадьбы Одинцовой Отрывок фильма.

Гл. 16, 17

- Каким увидели Базарова? (Старается остаться верен своим принципам, рассуждать хладнокровно, спокойно, как рассуждают нигилисты. Выказывает показное равнодушие к хозяйке дома.)

Но одна деталь, точно подмеченная Тургеневым, выдает его волнение. Какая? («глаза его бегали по углам») с.505.

- Что же происходит в душе Базарова? Какой ответ на этот вопрос дает Тургенев?

Гл.17, с.511.

Вывод: В душе Базарова совершается трагический раскол. Жизнь заставляет его пережить такие ощущения, которые подрывают основы его убеждений. Чувство мучит его, и бесит, вызывает изумление и негодование, возмущает гордость и заставляет забываться в мечтах.

Отныне в нем живут два человека: один - убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви, а другой - страстно и одухотворенно любящий человек.

- Какая сцена является кульминационной в этой сюжетной линии? (сцена признания)

8. Самостоятельная работа. Анализ сцены по вопросам

1.Роль эпизода.

2. О чем в нем рассказывается?

3. Что чувствуют герои, оставшись наедине?

4. Чего добивается Анна Сергеевна?

5. Как ведет себя Базаров?

6. Что означает его признание?

7. Какова реакция Одинцовой?

Ответы учащихся.

- Какие ключевые слова характеризуют эту любовь? (испытание, мучительная)

8. Итог урока.

Ответ на проблемный вопрос.

Возвышает автор своего героя или низводит с пьедестала?

В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. Оказывается, он умеет чувствовать, страдать. Чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам. Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения.

С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии.

А о своём герое сам Тургенев говорил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого и сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».