Цели урока:
- Обучающая – знакомство обучающихся с творческой судьбой писателя, оригинальностью его ума, нравственной бескомпромиссностью, даром предвидения; знакомство с жанром антиутопии; понятие “возвращенная литература”.
- Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического и рефлексивного характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.
- Воспитательная – воспитание любви к русской литературе, чувства личной и социальной ответственности за свою судьбу, свой дом, свое дело, свою страну; умения работать в команде.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: модульный урок.
Основные приемы: анализ текста по тематическим блокам, работа в парах и группах.
Оборудование:
- портрет Е.И. Замятина,
- текст романа “Мы”,
- план и инструкция по анализу произведения,
- рабочая тетрадь по литературе,
- “Словарь литературоведческих терминов” (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).
Оформление доски:
- портрет писателя,
- эпиграф,
- тема урока,
- словарь к теме.
Эпиграф:
Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?
Н. Бердяев.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока. Целеполагание:
Предметом нашего сегодняшнего разговора будет творческая судьба русского писателя Евгения Ивановича Замятина, нелегкая судьба его романа, написанного в жанре антиутопии “Мы”.
3. Вступительное слово подготовленного ученика о писателе.
Евгений Иванович Замятин (1884-1937гг.) – яркий прозаик и талантливый драматург. Но произведения его нашли своего читателя только в 90-е годы 20-го века.
Замятин родился в дворянской семье. В 1902 г. с золотой медалью окончил Воронежскую гимназию и продолжил обучение в Петербургском политехническом институте на факультете кораблестроения. В студенческие годы был увлечен освободительными идеями, участвовал в бурных политических событиях 1905-1907 гг. Это время влюбленности в революцию и одновременно совершенствования в избранной им профессии инженера-кораблестроителя.
Дальнейшая судьба Замятина: преподаватель корабельной архитектуры, начинающий писатель, строитель ледоколов для России.
Произведения, принесшие Замятину известность: “Уездное” (1913 г.), “Алатырь”, “На куличках” (1914 г.), рассказы “Пещера”, “Мамай”, роман “Мы” (1920 г.), драма “Блоха” (1924-1929 гг.).
Революционные события 1917 г. заставили Евгения Замятина возвратиться из заграницы в Россию. Писатель понял, что революция – это реальность и это надолго. В художественном творчестве писателя отразились сомнения и колебания. Замятин сосредоточил свое внимание на отрицательных сторонах разнообразного и противоречивого революционного процесса.
В 20-е годы 20-го в. писатель участвовал в работе многих литературных изданий, читал лекции по новейшей литературе в Педагогическом институте, выступал как литературный критик, пробовал силы в драматургии и создавал блистательные рассказы.
В конце 1929 г. несколько месяцев длилась переписка Замятина с различными инстанциями о возможности его выезда за границу: для лечения, для постановки своей пьесы в США. Через полтора года он пишет Сталину…
Вскоре после его приезд – в июле 1932 г. в Париже – с ним случайно увиделась литератор Н. Берберова: “Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что он доживет до такой возможности, но для него слишком страшно было окончательно от этой надежды отказаться…”
Сказано в преддверии 1937 г., от которого Замятин уехал, но которого не пережил. Он умер в марте 1937 г. в Париже.
Работа с текстом романа Е. Замятина “Мы”
Учебный материал с указанием задания | Руководство по усвоению учебного материала |
1. Общетеоретический блок. 1.1. Вспомните, что характерно для жанров утопия и антиутопия. “Я” или “Мы” находятся объектом изображения в утопии и антиутопии соответственно? (Помните, что осчастливить человечество легче, нежели помочь конкретному человеку!). 1.2.
1.3. Когда возникает конфликт в антиутопии? |
1.1.– 1.3. Вспомните известные Вам произведения, написанные в жанре утопии. (Например, ро- ман Н.Г. Чернышевского “Что делать?”) Обратитесь к “Словарю инос- транных слов”, “Толковому словарю русского языка”. В случае необходимости об- ратитесь за консультацией к учителю. |
2. Работа с текстом произведения. 2.1. Человек и Единое Государство.
2.2. - Кто такой Благодетель? - Что является апофеозом жизни граждан в Едином Государстве? - Является ли Благодетель олицетворением “Мы” или культ “Мы” - создание его рук? 2.3. - Как характеризуются жителей Единого Госу- дарства наличием или отсутствием следующих качеств: искренность, доброта, безликость, смирение, фантазия, собственное мнение, без- думное служение власти, индивидуальность? 2.4. Как выражает свой протест Д-503? |
2.1.– 2.5. Записи №№ 3, 7, 11, 16, 24, 36 Обсудите в “четверках” Подумайте, не дано ли треть- его? Нужное - выписать Вспомните, что Д-503 делал не так и чего боялся? |
2.5. Расставьте акценты, соответствующие
роману Е. Замятина:
|
Помните об авторской точке зрения! |
3. “Я” и “Мы в романе” 3.1.- Почему у героев романа отсутствуют имена? - Как вы понимаете фразу: “Проинтегрировать всех … от кретина до Шекспира”. 3.2.
3.3. - Почему отлучение от работы является наказанием в Едином Государстве? 3.4. - Почему во время публичных казней в первых рядах сидят женщины и дети? |
3.-3.4. Конспекты №№ 3, 5, 6, 22, 29. Обратите внимание на разви- тие этого чувства у Д-503 Обсудите в “четверках” |
4. Природа, наука, искусство, поэзия
в Едином Государстве 4.1. - Исчезли ли вышеуказанные понятия из жизни граждан Единого Государства? - Каково символическое значение стены? - Чему в Едином Государстве служит наука? 4.2. - Значение слова в Едином Государстве. - Поэт и поэзия – их роль в жизни граждан Единого Государства. 4.3. С чем сравнивается вдохновение? |
4.- 4.3. Конспекты №№ 2, 12, 31, 4, 12 соответственно. Вспомните одноимённый рассказ Л.Андреева “Стена” Обсудите в парах |
5. Нет ли спора в следующих выводах: - Ф.М. Достоевский в романе “Преступление и наказание” говорит о гибельных последствиях неограниченной свободы. 5.1. - Е. Замятин утверждает своим романом, что несвобода тоже ведет к концу света. 5.2. Каково, на ваш взгляд, мирочувствование в идеале? |
5.- 5.2. Помните, что в своем фантас- тическом сне Раскольников тоже видел отдаленное буду- щее человечества. Обсудите в “четверках” |
6. Надежда или беспросветный пессимизм в финале романа? | Вернитесь к предыдущему мо- дулю (5.) и ответьте на вопрос в форме небольшого сочинения-рассуждения. |
Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем):
Роман “Мы” написан в жанре антиутопии. Автор создал гротескную модель Государства, в котором идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, обезличиванием, потерей человеком собственной индивидуальности. Благополучная жизнь людей построена “именно на отказе от собственной личности”. В романе нет “я”, существует только “мы”. Но человеческая природа не выносит безличного существования. А отказ от общения с живой природой грозит всем жителям Единого Государства гибелью.
Всем своим содержанием роман направлен против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности сведено к нулю.
4. Подведение итогов урока посредством заполнения “Индивидуальных карт обратной связи”, которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).
5. Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение на тему: “Надежда или беспросветный пессимизм в финале романа Е. Замятина “Мы”?”
Литература.
- Ф.Ф. Кузнецов. Русская литература 20 в. М.: Просвещение, 2001.
- Н.Г. Чернышевский. Что делать? М.: Просвещение, 1995.
- И.О. Шайтанов. Но Русь была одна…М.: Современник, 1990.
- А.И. Ильин. О тоталитарном режиме. Литературная учеба. Книга вторая. Март-апрель. 1999.
- “…Мне сейчас хочется тебе сказать…”. Из переписки Бор. Пильняка и Евг. Замятина с Конст. Фединым. Литературная учеба. Книга первая. Январь-февраль. 1997.
- Э. Безносов. Предостережении Евгения Замятина. Литература. Приложение к “Первому сентября”. 1998. № 12.