Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе по произведению Саши Чёрного "Дневник фокса Микки"

Разделы: Литература


Справка:

  1. Программа по литературе под редакцией А.Г. Кутузова [4].
  2. Место урока в учебном процессе: II четверть; тема “Литературная сказка”, после урока по сказке Саши Черного “Мирная война” [5].

Цели урока:

  1. Обучающий аспект: знакомство с личностью Саши Черного и его произведениями, расширение кругозора учащихся.
  2. Развивающий аспект: развитие речи учащихся в совместной деятельности; развитие творческих возможностей и неординарности мышления.
  3. Воспитательный аспект: дать возможность услышать другого человека в совместной деятельности (раскованность, свободное общение, учет интересов учащихся, их возможностей).

Оборудование:

  1. Портрет писателя Саши Черного <Рисунок 1>.
  2. На доске написан эпиграф урока.
  3. Выставка книг Саши Черного.
  4. Иллюстрации к произведениям писателя <Рисунки 2-7, 9 и 11>.
  5. Демонстрационный материал.

Задача урока: высветить личность и судьбу А.М. Гликберга – интересного человека, замечательного писателя, так ярко и драматично прожившего свою жизнь; пробудить интерес к чтению как к увлекательному процессу.

Девиз урока: “Учить литературу – скучное и бесполезное занятие”.

Эпиграф к уроку: “Сегодня на балкон попал кусочек солнца: я на него улегся, а оно из-под меня ушло… Ах, Боже мой!”

Форма проведения урока: групповая работа.

Ход урока

I. Слово учителя о теме, целях и задаче урока.

II. Раздача карточек с заданиями (по группам).

№ 1

Найдите и выпишите вопросы с ответами из главы “Стихи, котята и блохи” (стр. 201-202) [1].

Например, “Какие первые в мире собачьи стихи?”

Ответьте на вопросы: Какие у фокса мечты? Что он любит, а что ненавидит?

№ 2

Найдите и выпишите фразы-вопросы Микки, которые приходят ему на ум в результате размышлений.

Например: “Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай?”

(Ищите в главе “О Зине, о еде, о корове и т.п.” стр. 199-200.)

№3

Как вы думаете, что означает сон Микки? Разбейте (разделите) его сон на части и выпишите их названия в таблицу.

(стр. 203 “Мой сон”)

№ 4

Составьте таблицу “Мысли Микки”, выбрав их краткие формулировки из главы “Мои собачьи мысли” (стр. 203-204).

Как вы думаете, это мысли умные или глупые?

№ 5

Составьте таблицу-вопросник “Отношение фокса Микки к осени и весне”. Впишите в таблицу самые остроумные вопросы Микки.

(Глава “Осенний кавардак”, стр. 204-205)

№ 6

Проследите по главе “Я один” (стр. 206-207), чего было больше у Микки – огорчений или радостей? Составьте таблицу, выписав в нее кратко найденные фразы (слова).

Что самое огорчительное для него? Почему вы так считаете? Выделите эту фразу в таблице.

№ 7

Найдите в главе “Переезд в Париж” (стр. 208-209) все фразы Микки, начинающиеся со слов “Если бы я…”. Составьте таблицу из 2-х частей с вопросами и ответами (что сделал бы Микки, “если бы…”).

На какие темы написал бы Микки собачьи сценарии?

№ 8

Проследите по главе “На пляже” (стр. 210-212), как изменилась жизнь Микки и почему.

Что он узнает нового?

Выпишите его наблюдения.

№ 9

Из главы “В зоологическом саду” (стр. 212-214) выберите строчки, рассказывающие, какими увидел и как оценил Микки зверей.

Какие “открытия” были сделаны фоксом?

Кого бы он хотел увидеть в клетке с надписью?

III. Сообщения учеников о жизни, творческом пути и личности писателя.

Александр Михайлович Гликберг (1 октября 1880 г. – 1 августа 1932 г.)

27 ноября 1905 года – день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале “Зритель” под стихотворением “Чепуха”.

1911 годом датировано первое детское (для детей) стихотворение “Катер”.

В 1912 году появился его первый рассказ для малышей “Красный камешек”.

В 1913 году в Петербурге отдельными изданиями вышли стихи для детей:

  • “Тук-тук!”
  • “Живая азбука”

В 1921 году в Данциге – сборник “Детский остров”.

Все, знавшие лично Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы – легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какая-то притягательность детской души ко всему живому – прыгающему, порхающему, плавающему… Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, - Саша Ч. обязательно наклонится и… бережно поместит это существо в стихотворение.

Но особенно неравнодушен Саша Ч. был к кошкам и собакам. Его стихи о лающих и мяукающих могли бы составить целую антологию.

А кот Бэппо и пес Микки стали героями отдельных книг:

  • “Кошачья санатория” <Рисунок 9> и
  • “Дневник фокса Микки” (1927 г.)

Литературный Микки имел в жизни реального “прототипа” - небольшую шуструю собачонку из породы гладкошерстных фокстерьеров, которую поэт завел вскоре после того, как поселился в Париже. Беззаветно преданный хозяину и умевший выделывать всякие “штучки”, песик был любимцем и поистине равноправным членом семьи <Рисунок 10>.

“Дневник…” был отпечатан тиражом в 200 экземпляров, каждый из которых был подписан автором. Книга моментально разошлась.

Произведение это облачено в традиционную дневниковую форму. Только записи ведутся от имени собачьего недоросля.

Он великий озорник и фантазер, этот Микки, и к тому же мечтатель (даже стишки сочиняет). Правда, бывает он хвастлив и ворчлив. Однако о нем не скажешь, что он скучен. Главное в нем – его жизнерадостность и доброжелательность, особенно к детям.

Книга построена в виде монолога.

Монолог – развернутое высказывание одного персонажа или повествователя.

Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей.

Не покажется ли изложение однообразным? Ни в коей мере. Секрет в доверительной интонации, в вовлечении читателей в игру – ту, что на детском языке называется “понарошку”. Разве не интересно узнать, что думают о нас, людях, братья наши меньшие?

В 1929 году “Дневник фокса Микки” был переиздан – на сей раз в уменьшенном формате, зато увеличенным тиражом <Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7.>. На обложке был изображен Микки собственной персоной <Рисунок 2> – портрет автора, выполненный с портретным сходством, в чем легко убедиться, обратившись к фотографическим снимкам. В отличие от хозяина, Микки, видимо, любил позировать и частенько попадал в объектив. На добродушной и словно улыбающейся мордочке как бы написано: “…И в каждом доме, где есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы мое имя – Микки”.

Далее чтение стихотворения “На пне в тени узорной... ” (стр. 152). [1]

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.

V. Викторина по тексту произведения.

  1. Почему хорошо все-таки быть фоксом? (не ем супа, не играю на музыке…)
  2. В каком случае была бы довольна Зинина тетя? (если бы была похожа на Микки)
  3. Что думает фокс Микки о том, почему елки зеленые? (ветер не может их оборвать, потому что проходит сквозь них, как сквозь решето)
  4. Что делал бы Микки, если бы была другая маленькая собачка? (танцевали бы вдвоем)
  5. Что сделала бы Микки, если бы был человеком? (издавал бы журнал для собак!)
  6. Почему Микки считает, что “сердце девочки – одуванчик”? (“забыла куклу, забыла Микки…”)
  7. Как Микки дразнил соседскую собачонку? (становился к ней задом и дергал 5 минут задней ногой)
  8. Почему Микки решил никогда больше не любить мышей? (они проела в его дневнике дырку)
  9. Что сделала Зина, когда Микки как-то погнался за морем? (привязала его чулком к скамейке)
  10. Кого, по мнению Микки, следовало бы посадить в клетку? (садовника с кухаркой вместе)
  11. И что следовало бы надписать? (собачьи враги)
  12. Какая “карусель” была в голове у фокса после посещения зоологического сада? (слоновые перья и страусовые хоботы)
  13. Что сделал бы фокс, когда заблудился, если бы не отлив? (утопился)
  14. Как он собирался отблагодарить девочку, в случае, если она когда-нибудь заблудится? (непременно отвести ее домой)
  15. Что такое ложа в цирке по определению Микки? (“…это такая будка, вроде собачьей, но без крыши”)
  16. Какой цирковой номер Микки посчитал очень интересным? (когда у клоуна чуб на голове то вставал, то опускался)
  17. Какое определение антракту дал Микки? (когда одно кончилось, а другое еще не начиналось)
  18. Кто такой факир по определению Микки? (человек, который сам себя режет, а ему даже приятно и кровь не идет)
  19. Что такое “судьба”, по мнению фокса? (вроде большой и злой летучей мыши)
  20. Как фокс “грозился” навредить сердитой кухарке? (съесть ее помаду, чтобы она ходила с белыми губами)
  21. Что бы сделал фокс, если бы был медведем? (пошел бы в лес, лег в берлогу, вымазал лапу медом и сосал бы ее до самой весны)
  22. Как Микки называл блоху? (кровопийца собачья)
  23. За что Микки рассердился на Зину и решил с ней больше не играть? (за то, что вымазала ему нос губной помадой)
  24. Как смеется Микки? (“…по полу катаюсь и лапами себя по носу бью”)

VI. Ответы по группам.

(см. “Демонстрационный материал”)

VII. Викторина “Короткий ответ: “да” или “нет”

  1. Зависит ли от часов настроение? нет
  2. Следовало бы некоторых собак сажать в клетки (бульдогов или разных других догов)? да
  3. Бывают ли птицы ростом с буфет? да
  4. Интереснее ли “идиотские устрицы” бездомного фокса? да
  5. Добрее ли девочки мальчиков? да
  6. Укусил ли Микки кузена Лили (толстого мальчика)? нет
  7. Лезет ли Микки с дворнягами в драку? нет
  8. Умеет ли фокс Микки делить и умножать? да
  9. Любит ли фокс повторять “глупые человеческие слова”? да
  10. Умеет ли Зина ртом ловить мяч? нет

VIII. Наблюдения за художественными особенностями текста.

Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают читателям с большим интересом следить за событиями повествования?

Ответ: сравнения.

  • …чайки кричат, как голодные котята…
  • …борода у капитана, как у рождественского деда…
  • …волны, как бульдоги…
  • …Зина серьезная, как наказанный попугай…
  • …небо цвета грязной собаки…

Домашнее задание: Найдите примеры других знакомых вам средств выразительности.

IX. Комментарии учащихся к выставочному материалу урока:

Каким вы представляете себе писателя?

Совпадает ли ваше представление о герое повести с данными изображениями?

Прокомментируйте свои рисунки к эпизодам повести.

X. Итоги урока.

Слово учителя о результатах работы. Впечатления учащихся.

Какая фраза повести кажется вам самой яркой (красивой, юмористичной, удивительной…)?

Какие фразы могли бы стать “крылатыми”?

Домашнее задание: Проба пера. Придумайте историю о своем домашнем питомце.

Демонстрационный материал

Мудрые мысли фокса Микки

  • Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак.
  • Вода замерзает зимой. А я каждое утро.
  • Самое гнусное человеческое изобретение – ошейники, обтянутые собачьей кожей.
  • Сердце девочки – одуванчик.
  • Собачья любовь умнее и выше!
  • Море иногда сходит с ума и уходит.
  • Ложа – это такая будка, вроде собачьей, но без крыши.
  • Антракт – это когда одно кончилось, а другое еще не началось.
  • В палисаднике желтые листья плясали фокс-трот.

Мечты и желания фокса Микки

  • Сделаюсь диким фоксом, буду жить на каштане и ловить голубей.
  • Попала бы моя книжка в лапки какой-нибудь девочки в зеленом платьице… Села бы она у камина с моим сочинением, читала бы, перелистывала бы и улыбалась. И в каждом доме, где только есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы мое имя: Микки!
  • Сегодня на балкон попал кусочек солнца: я на него улегся, а оно из-под меня ушло… Ах, Боже мой!

Фокс Микки спрашивает:

  • Зачем наш сосед пашет землю и сеет хлеб, когда рядом с его усадьбой есть булочная?
  • Деревья, даже старые, молодеют каждую весну. А люди и взрослые собаки – никогда. Отчего?
  • Во все щели дует собачий ветер… Почему собачий?
  • Чем мыши виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?
  • Почему елки всю зиму зеленые?
  • И зачем девочке так много учиться?
  • Боже мой, почему у меня нет крыльев?
  • Почему Зинина бонна все была брюнеткой, а сегодня у нее волосы, как соломенный сноп?

Фокс Микки о жизни и о себе

  • Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай?
  • Что важнее всего в жизни? Еда.
  • Зачем вообще варить и жарить?
  • Почему кошка кормит своих котят и больше ни о ком не заботится?
  • Почему Зинин папа сказал, что у него “глаза на лоб полезли”?
  • Живут ли на Луне фоксы, что они едят и воют ли на Землю?
  • Зачем рыбы лезут в пустую сетку?
  • Почему, когда я веду себя дурно, на меня надевают намордник, а садовник буянит – и хоть бы что?
  • Ел колбасу и проглотил нечаянно колбасную веревочку. Неужели у меня будет аппендицит?
  • Почему никто не догадается дать мне кусочек сахару?
  • Отчего это собаки все разные, а кошки все на один фасон?

Рисунок 8

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Саша Черный. Что кому нравится. – М.: Мол. гвардия, 1993.
  2. Саша Черный. Избранная проза. – М.: Книга, 1991.
  3. Саша Черный. Солдатские сказки. – Рига: Альбатрос, 1992.
  4. В мире литературы. 5 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1 /Авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев. – М.: Дрофа, 1995.
  5. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие /Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 1995.