Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Послереволюционное творчеству В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш""

Разделы: Литература


Цель урока:

  • Обучающая – знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В. Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.
  • Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; умения видеть особенности художественной манеры поэта; формирование понятийного аппарата.
  • Воспитательная – создание условий для воспитания любви к русской литературе, неординарному поэтическому слову В. Маяковского; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: проблемно-эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста через анализ его видо-жанровых особенностей, тропов и фигур; новаторских приемов автора

Оборудование: Фотопортреты В.В. Маяковского, портрет Г.Уэллса, репродукция картины А.Рылова “В голубом просторе” (1918 год); текст стихотворения В.В. Маяковского “Левый марш”; книга Г.Уэллса “Россия во мгле”, грамзапись стихотворения, рабочая тетрадь по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портреты писателя, репродукция картины А. Рылова, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.

Эпиграфы:

Уверен, что не скроют тучи солнца, нет, не скроют!
М.Горький. Буревестник

..где,
Когда,
Какой великий выбирал
Путь, чтобы протоптанней
И легше?
В.Маяковский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой:

- Слово о писателе.

- Традиции и новаторство Маяковского В.

- “Россия во мгле” Герберта Уэллса.

- Прослушивание грамзаписи “Левого марша”

- Работа с репродукцией картины А. Рылова “В голубом просторе”

- Анализ стихотворения

- Эстетика Маяковского -поэта

3. Вступительное слово подготовленного учащегося:

Ушел из жизни в роковом для поэтов возрасте – неполных 37 лет, как Александр Сергеевич Пушкин, Рембо, Байрон, Лорка, Хлебников. Звонкое имя Маяковского вписывается в этот печальный мартиролог.

На Владимира Маяковского судьба возложила задачу гигантской сложности – стать поэтом революции, поэтом нового общества, в какой-то мере – поэтом будущего.

Эта ноша, которую он с достоинством и рыцарской верностью нес на себе более 10 лет, оказалась непосильной для одного человека, и он рухнул под ее тяжестью, как та лошадь на кузнецком мосту, к которой он трогательно выразил сове хорошее отношение. Но наш сегодняшний разговор не о том, почему так рано износилась “машина души” поэта.

О Маяковском написано огромное количество книг и исследований. Большинство – о поэтике его лирики и о дореволюционном творчестве. Среди них есть блестящие. Но уязвима общая концепция творческого пути поэта, которой помешала сталинская оценка Маяковского как лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи и последующая его канонизация.

Во 2 половине 80-х годов наступило время прозрений. Ученые – филологи с энтузиазмом бросились заполнять белые пятна на карте литературы XX столетия. Часто оценки делаются на эмоциональном уровне, как это случилось и с Луначарским, Горьким, когда выбор, сделанный людьми в пользу революции, ставится им в вину.

Мол, Маяковский самоотверженно бросился в услужение революции, когда она свершилась, но постепенно стал служить не революции, а власти. Но советская власть означала для Маяковского революцию. И факты говорят, что служба идеалам Советской власти расходилась с отношением Маяковского в реальной власти по мере деформации ее революционной сути.

Революционный пафос поэзии Маяковского словно заранее был запрограммирован на это время – время революций.

4. Слово учителя: Герберт Уэллс, который приехал в Советскую Россию в конце августа 1920 г., в своем произведении “Россия во мгле” писал: “Самое потрясающее из впечатлений, испытанных нами в России, - это впечатление величайшего и непоправимого краха”. Английского писателя увиденные им люди поразили болезненным и подавленным видом. В Петербурге, где нет иного транспорта, кроме редких переполненных трамваев, все носят старые, прохудившиеся сапоги. Полураздетые жители разоренного и разрушенного города живут впроголодь. Страну захлестнул ураган насилия. Ленина, который видит Россию, залитую электрическим светом, Уэллс назвал “кремлевским мечтателем”. Для него существовала одна Россия – “Россия во мгле”.

5. Беседа по картине “В голубом просторе” (подготовленный ученик): на картине изображена не какая-то местность, а романтическая страна счастья, которая обладает русским обликом, душевно родственна России. Это спокойно плещущее море, этот странный гость – парусник, приносящий сюда призраки далеких странствий, эта цепь покрытых снегом горных кряжей, открытых сверкающему сиянию солнца, - все это непривычное сочетание деталей создает какое-то не имеющее строго определенных аналогий и соответствий зрелище...Стремление художника к образам идеально-праздничного плана в таком вот сдвиге и отлете от конкретности. Перед нами воображаемый, блаженный край. Могучий, величественный полет лебедей в синеве высоких небес определяет высокую выразительность картины. Ее пейзажная часть – метафорическое царство красоты и счастья, мотив полета вполне может быть трактован как разновидность традиционного шествия по пути к радости и гармонии. Художника интересовало не случайное впечатление, а глубинное чувство устремленности к светлым, прекрасным горизонтам в самых коренных, “вечных” его чертах.

Вывод делаются учителем: Эта устремленность к светлым горизонтам, “в завтра”, вперед – лейтмотив послереволюционной поэзии и В. Маяковского. Уже зная не только, “что такое хорошо”, но и “что такое плохо”, уже ощущая всю силу сопротивления “дряни” и “прозаседавшихся”, В. Маяковский оставался верен этому стремлению в светлым идеалам. “Солнечный край непочатый” - это было сказано в 1918 году.

6. Звучит грамзапись “Левого марша”: Чтение и комплексный анализ стихотворения “Левый марш”.

Говоря о своем творчестве, Владимир Владимирович Маяковский подчеркивал, что он тщательно работает со словом, не позволяет себе небрежности в написании стихов. Само время сформировало поэта-трибуна, страстного борца за лучшее будущее.

Уже с первых шагов в поэзии Маяковский знал, что его произведения не просто продолжение классических традиций, а новое слово, которое в переломную эпоху должно и зазвучать по-новому.

Стихи Маяковского — это своеобразные манифесты, монологи поэта “о времени и о себе”.

Стихотворение “Левый марш” очень характерное для Владимира Владимировича. В нем поэт отразил свой взгляд на историю, на быстро меняющиеся условия жизни, оттого лексика и внутренний ритм стихотворения чрезвычайно динамичны. Автор сочетает литературную лексику с разговорной, что позволяет ему быть близким и понятным широкому кругу читателей. С первых же строк стихотворения поэт задает высокий темп, подчеркивая напряженность и ответственность исторического момента.

Разворачивайтесь в марще!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.

Бескомпромиссность политической борьбы Маяковский юдчеркивает категорическими выпадами, порой эпатируя своих слушателей и оппонентов.

Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

В. В. Маяковский прекрасно знал силу слова, его воздействие на слушателей. Отсюда краткость, выразительность и образность его стихов. Многословию сейчас не место. Надо быть понятным широкому кругу слушателей и читателей, чтобы вести их за собой, организовать на “бой и на труд”.

Главная идея стихотворения — воодушевить матросов, идущих на защиту революции, внушить им веру в необходимость их борьбы и в неизбежность победы. Поэт не скрывает, что это сражение будет трудным и кровопролитным, но верит, что Россия выстоит в этой нелегкой борьбе.

Пусть бандой окружат нанятой,
Стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

А затем от конкретного случая поэт переходит к широкому обобщению, призывая пролетариат всего мира к объединению.

Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!

Стихотворение читается на одном дыхании, рифма его подчинена ритму марширующих матросов, защитников революции, которых поэт напутствует в решительный бой. Они предельно собранны и готовы к борьбе, и так же чувствует себя Маяковский, органически связанный со своим народом. В едином порыве, помогая борцам революции, он вселяет в них уверенность, поддерживает отстающих и сбившихся с шага.

Грудью вперед браво!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

“Левый марш” - одно из известнейших стихотворений Владимира Маяковского, сразу же завоевавшее популярность среди революционно настроенной молодежи. Уже в начале 20-х годов оно было переведено на многие иностранные языки как один один из наиболее ярких образцов поэзии первых лет революции. Стихотворение было задумано еще в 1917 году. А написано было специально для выступления перед матросами бывшего “Гвардейского экипажа” (так называлась воинская часть особого назначения) 17 декабря 1918 года. Отсюда его подзаголовок “Матросам”. Существует легенда, согласно которой стихотворение было написано В. Маяковским “на извозчике”, что, несомненно, является художественным преувеличением. Оно построено в форме беседы, хотя с первых строк поэт предупреждает, что “Словесной не место кляузе”.

Стихотворение “Левый марш” оказалось удивительно созвучно времени (даже дата написания произведения указана абсолютно точно и враг молодого государства также предельно конкретизирован) и своей темой становления молодой Советской власти во вражеском окружении, и своей идеей единения лирического героя с революционными массами, разговора о главном для поэта: об ожесточённых битвах, о накалённой атмосфере эпохи, о необходимости революции, действия; и своим звучанием, и своей тональностью..

Интонации ораторской речи (обилие риторических вопросительных и восклицательных конструкций: (“Разворачивайтесь в марше!”; “Левой! Левой! Левой!; “За океаны!”; “У броненосцев на рейде ступлены острые клыки?!”; “России не быть под Антантой!”; “Глаз ли померкнет орлий?”;В старое станем ль пялиться?”; “Грудью вперед бравой!”; “Кто там шагает правой?”); глаголы повелительного наклонения (“разворачивайтесь”, “загоним”, “рейте!”, “Грудью вперед бравой!”, “печатай”, “крепи”, “оклеивай”), многочисленные обращения (“Тише, ораторы!”; “Ваше слово, товарищ маузер”; “Эй, синеблузые!”) звучат как призыв к решительным действиям.

Читая строки, видишь, как время спрессовывается, все чувства обостряются. Некогда думать и рассуждать — надо действовать. Поэт предупреждает своих "слушателей”, что наступил решающий момент. Молодая страна в опасности, ей грозят интервенты, но, объединившись, защитники родины должны выстоять и победить. В этом уверен поэт и мы, его читатели.

Пусть,
Оскалясъ короной,
Вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!
Пусть бандой окружат нанятой,
Стальной изливаются лавой, —
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Форма стихотворения соответствует поэтическому темпераменту и стилю поэта. Четкость шага защитников родины подчеркивается рефреном - “Левой! Левой! Левой!”, который звучит как команда к бою. Рефрен. Наполняет оптимизмом, призывает к действию, к объединению. Маузер, банда нанятая - художественные детали, характеризующие эпоху.

Идут не просто солдаты и матросы, а уверенные в своей правоте и силе сознательные революционеры. Они смогут повергнуть самых сильных врагов, отстоять свое право на существование. Некогда защитникам оглядываться назад, надо выполнять свои обязанности, не сбиваясь с намеченного пути и ритма:

Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?
Крепи
У мира на горле
Пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Из средства художественной выразительности, использованных автором, наиболее характерными являются окказионализмы, военная лексика (“марш”, “маузер”, “броненосец”), т. к. обращался к революционным матросам); эпитеты, выраженные существительными (“за мора море”, “за горами горя”), контрастная лексика - смешение разговорного и публицистического стиля (“Клячу истории загоним”); фонетическая резкость: “Довольно жить законом”; “Клячу истории загоним”.

Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

Таким образом, мы отчетливо видим, что Маяковский не преуменьшал трагедийность времени - “Горы горя. Голод. Мора море” - но он смотрит вперед. А там, “за горами горя, солнечный край непочатый”. Этим солнечным светом наполнено все, написанное им в том году, когда Г. Уэллс приедет в Россию –“Стена теней, ночей тюрьма под солнц двухстволкой пала” (“Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче”).

То, о чем рассказал Г.Уэллс, Маяковский не только видел – испытал на себе. Достаточно вспомнить картины жизни того времени в поэме “Хорошо!”: “Мы – голодные, мы – нищие”, “...есть революция, а нету масла”. И все-таки, и несмотря на ни на что, и вопреки всему – “стихов и света кутерьма” и “Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!”

7. Подведение итогов урока посредством заполнения “Индивидуальных карт обратной связи”, которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

Литература.

  1. Жив ли Маяковский. Н. Миронова. - М.: “Первое сентября “Литература” №1, 2001.
  2. Заметки о Маяковском// Новое о Маяковском. Харджиев Н.И. – М.: Издательство АНСССР, 1958. – т.1. – 430 с.
  3. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. Медведев В. П. – М., 1985.
  4. Изучение литературного произведения в школе // Анализ литературного произведения / Под ред. Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова. – Л., 1976. – 235 с.
  5. Изучение художественных произведений в их родовой специфике // Проблемы преподавания литературы в средней школе. Богданова О. Ю., Демидова Н. А. – М., 1985. – 126 с.
  6. Историзм школьного курса литературы. Курдюмова Г.Ф. – М., 1974.
  7. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского. Готовимся к сочинению. О. Ерёмина. - М.: “Первое сентября “Литература” N9, 2005.
  8. Маяковский В. Сплошное сердце: стихотворения и отрывки из поэм / сост. предислов. и примеч. Вл. Смирнова. – М.: Детская литература, 1983.
  9. Маяковский и проблемы новаторства / Отв. ред. В.О. Перцов. — М.: Наука, 1966. — 288 с.
  10. Маяковский: Жизнь и творчество (1893—1917). Перцов В. — М.: Наука, 1969. — 366 с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3