Цели:
- учить детей анализировать литературное произведение;
- формировать читательский навык;
- воспитывать нравственные качества;
Задачи:
- создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара;
- формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
- продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
- развивать образное мышление, речь;
- способствовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся;
- воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к нему, как человеку;
- формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
Планируемые метапредметные результаты:
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из текста;
- на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре, группе;
регулятивные УУД:
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, русский язык.
Используемые ресурсы:
- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
- книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда»;
- презентация
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сергей Михалков
- К чему нас призывает автор этих строк Сергей Михалков?
- Какова польза чтения?
- Любите ли вы читать?
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Понравилось ли оно вам?
- Хотите ли вы продолжить знакомство с творчеством А.П.Гайдара?
- Я желаю вам успехов сегодня на уроке?
- И прежде чем приступить к работе над новым произведением Гайдара предлагаю вам проверить как вы справились с домашним заданием.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
- Итак, внимание задания!
1. - Отметьте признаки жанра рассказ.
Деление на главы |
|
Небольшой объём |
|
Много персонажей |
|
Большой объём |
|
Много событий в жизни героя |
|
Описание событий в течение долгого времени |
|
Описание одного эпизода из жизни героя или автора |
|
Немного действующих лиц. (1-2 главных героя) |
|
- Проверьте работу по образцу.
2. - По иллюстрациям восстановите последовательность событий.
- Какая группа готова защитить свой проект?
- Назовите номера иллюстраций в получившейся последовательности.
- У кого работа выполнена также?
- У кого по-другому?
- Объясните почему?
- Кто думает также?
3. Композиция рассказа «Горячий камень»
- Что мы отнесём к вступлению? (описание одинокого старика – одинокий старик)
- Подумайте и скажите, что относится к завязке произведения? (встреча Ивашки со стариком)
- Как развивались события дальше? (Ивашка нашёл волшебный камень. Ивашка предлагает старику разбить его. Приказ старика Ивашке. Поступок Ивашки.)
- Какое место в рассказе у вас вызвало наиболее сильные переживания? (старик отказывается от возвращения молодости)
- Что отнесём к развязке? Как старик сам оценил свою жизнь? (Самый счастливый человек на свете. «Прошла трудно, но ясно и честно»)
- О чём говорится в заключении? (Горячий камень и автор)
- «Горячий камень» - философская сказка, но сам автор это произведение называл еще и рассказом с элементами волшебства и считается это произведение посланием, завещанием всем нам.
- Почему?
- Какова главная мысль рассказа, как вы думаете, что же завещал нам А.П. Гайдар? ("Прожить жизнь так, как надо..")
- Как надо жить? (живи достойно, честно, правильно, и тогда твоя жизнь станет неповторимой, и её не захочется переигрывать заново. Нужно творить добро.)
4. - Какая пословица раскрывает главную мысль произведения?
(Жизнь дана на добрые дела. Береги платье снову, а честь смолоду. Ласковым словом и камень растопишь. Под лежачий камень и вода не течет. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.)
- Ребята познакомившись с некоторыми произведениями А.П.Гайдара вы наверное заинтересовались его жизнью, тем каким он был человеком.
- Я предлагаю вам послушать ребят которые подготовили проект о жизни и творчестве А.П. Гайдара.
5. Жизнь и творчество А.П. Гайдара проект.
Родился Аркадий Петрович Голиков (такова его настоящая фамилия) 22 января 1904 года в Курской области неподалёку от города Льгова в семье учителя Петра Голикова.
Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Она приходилась дальней родственницей
М. Лермонтову. Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, а потом фельдшером.
Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.
В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы", - писал потом Гайдар.
В 15 лет Аркадий окончил Киевские командирские курсы.
В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье.
В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.
Аркадий очень любил читать. Его любимыми писателями были Гоголь, Пушкин, Толстой, Шекспир, Марк Твен. Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар.
В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Когда понадобилось, остался в приднепровских лесах в партизанском отряде. Он был смелым партизаном и верным товарищем. Гайдар отлично знал военное дело.
А.П.Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны, в бою около деревни Леплява Коневского района Черкасской области, 26 октября 1941 года. В возрасте 37 лет.
Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
В 30-х начале 40-х годы выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году - «Тимур и его команда».
Повесть «Тимур и его команда» была закончена 27 августа 1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда».
В ранней редакции повесть вышла под названием «Дункан и его команда» — в центре главный герой Вовка Дункан. Очевидно, проявилось влияние романа Жюля Верна, в котором яхта «Дункан» по первому тревожному сигналу отправилась на помощь капитану Гранту. Руководители киностудии потребовали переименовать героя, и тогда Гайдар дал герою имя собственного сына, которого в жизни называл «маленьким командиром».
«Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее, чтобы они с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь её и защищать…»
- Какой же темой объединены все произведения Гайдара? (тема взаимоотношения между людьми)
- На домашнем чтении вы уже ознакомились с содержанием повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда».
- Я уверена все с удовольствием ее прочитали.
III. Работа с текстом до чтения
- На сегодняшнем уроке мы попытаемся проанализировать прочитанное, а также раскрыть отличительные признаки жанра рассказ от жанра повести.
- Давайте сравним жанр рассказ с жанром повесть и определим их отличительные признаки. Вам поможет карточка с первым заданием.
- Какой объём у повести?
- Какое количество действующих лиц в повести?
- На что делится повесть?
- Ещё какими признаками отличается повесть как жанр?
- Значит произведение «Тимур и его команда» – повесть.
- Какова идея этого произведения? (любовь к родине, которая проявлялась через добрые поступки мальчишек, бескорыстная помощь окружающим, товарищество, крепкая дружба)
VI. Работа над текстом
а) Первичное восприятие текста. (просмотр фрагмента)
- Предлагаю вам просмотреть отрывок из фильма «Тимур и его команда» соответствующий отрывку из повести помещенному в учебнике.
б) Вопросы по прочитанному:
- Назовите главных героев из данного отрывка.
- Чем занимались ребята?
- Кому помогали ребята?
- Как помогали ребята?
VI. Чтение и анализ произведения
а) Чтение первого отрывка. (вслух)
- Как Женя попала на чердак?
- Что обнаружила Женя на чердаке?
- Озаглавьте эту часть.
б) Чтение второго отрывка. (про себя)
- Кто появился перед Женей?
- Как ребята отреагировали на её присутствие на чердаке?
- Озаглавьте эту часть.
в) Чтение третьего отрывка. (цепочкой)
- Чем занимались ребята?
- Каким вы себе представляете Тимура? (В Тимуре мне понравились такие его качества как смелость, решительность, доброта. Он справедливый и честный. Всегда защитит слабого, поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не оставит друга в беде. Тимур верный и преданный товарищ. Очень скромный, так как не выставляет себя напоказ.)
- Какие хорошие дела совершили тимуровцы?
- Озаглавьте эту часть.
VII. Обобщающая беседа
- Кого из героев вы отнесли бы к положительным?
- Кого к отрицательным?
- Как вы считаете для Тимура и его команды это была просто игра или нечто более важное?
- Зачитайте получившийся план к этому отрывку произведения.
VIII. Работа по иллюстрации к повести. Создание живой картины. (под музыку)
- Какой фрагмент изображён на картине?
- Опишите чердак.
- Кто расположен в центре?
- Как расположились ребята и Женя.
- Что служит столом для ребят?
- Что на столе?
- Какое выражение лица у Тимура?
- Как слушают его ребята и Женя.
- Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?
- Ребята, предлагаю вам создать точную копию этой картины только вживую. (под музыку)
- Остальные ребята внимательно понаблюдайте и оцените кто из ребят наиболее точно передал образ своего персонажа.
IX. Рефлексия
- Во что верят ребята, герои повести?
- Какими качествами обладали эти ребята? (смелость, решительность, доброта, справедливость, честность, товарищество, отзывчивость)
- Хотели бы вы быть похожими на ребят?
- Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.
- Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
-Что же нужно делать чтобы быть похожими на тимуровцев?
- Вы все молодцы, очень старались на уроке, отдельно хочу отметить тех ребят, которые готовили проект о жизни и творчестве Гайдара, и тех ребят которые участвовали в создании живой картины.
- А теперь, поднимите звезду те ребята, которые на сегодняшнем уроке поняли для себя каким должен быть настоящий тимуровец.
- Дома предлагаю вам написать небольшое сочинение «Мой любимый герой» по данному плану.
Песня «Спешите делать добрые дела».
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Спасибо за урок.