ЦЕЛЬ УРОКА: В результате практической работы с текстами стихотворений А.Блока подойти к:
- осознанию важности такого образного компонента текста, как цвет;
- осознанию особенности цвета в мире А.Блока: 1) цвет - код; 2) цвет - образ; 3) цвет - метафора; 4) цвет - символ.
- Развивать творческие способности учащихся — видение образа в литературе и изобразительном искусстве.
- Углублять литературоведческие знания, умения и навыки учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ: На доске:- записи высказываний мыслителей:
Слева:
- “Быть видящим - значит быть каким-то образом причастным цвету”. АРИСТОТЕЛЬ
- “Каждый цвет - уже намёк” Афанасий Фет
Справа: Рабочие вопросы урока:
А) Какие цвета преобладают в цикле?
Б) Цветовая драматургия цикла и её роль.
ИТОГОВЫЙ ВОПРОС УРОКА:
Какова роль цвета в поэтическом мире А.А.Блока? Рисунки учащихся по теме: Восприятие поэзии А.Блока. Вступительное слово:
Мир, в котором мы живем - мир цвета. Мы иного мира не представляем. Цвет в нашей жизни - это день и ночь, солнце и небо, земля и цветы на ней, глаза родных людей. Страшно и странно на короткий миг представить, что вокруг исчезли все цвета - и каким безрадостным стал бы мир. Это огромное счастье - видеть мир в цвете.
История изучения цвета насчитывает века. Цвет - объект изучения многих наук и важная составляющая многих видов искусства. Диалог “Человек - цвет” тянется с древних времен. Ещё древнегреческий философ Аристотель говорил: “Быть видящим - значит быть каким-то образом причастным цвету”.
И диалог этот, наверное, никогда не прервется.
Истинно художественное произведение многогранно. Отсюда множество приемов при его истолковании, анализе. Работая над художественным текстом, мы говорим о его образной системе, о структурных особенностях, ритме, языковом богатстве т.д.
При изучении художественной литературы, при анализе текстов мы с вами постоянно обсуждаем роль цвета. И цвет, подчас, выводит нас к глубинам текста, к идее и пафосу произведения.
Мы завершаем изучение творчества замечательного русского поэта, звезды первой величины в поэзии рубежа веков - Александра Александровича Блока. И вы, конечно, заметили, как необыкновенно богата и интересна в цветовом отношении его поэзия. А определить, какую роль играет цвет в его поэтическом мире и насколько он важен, нам поможет сегодняшний урок.
Сам Блок называл три книги своих стихов романом, т.е. он воспринимал свою поэзию как нечто целое. И поэтому давайте посмотрим, что происходит с героем этого романа на протяжении всего произведения, в какой цветовой гамме он видит мир и значение этой гаммы. Проследим, что с ней происходит, статична она или динамична и попытаемся сделать свои выводы.
Все книги стихотворений А.Блока состоят из циклов. Давайте вспомним, что такое цикл в литературе? Какие циклы есть у А.Блока?
Мы возьмём для работы из каждой книги стихов по одному циклу. К уроку было задано домашнее задание для группы и начнем мы с цикла первого тома “СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ”.
Приготовьте, пожалуйста, таблицы, и будьте готовы их заполнять. (ДАЛЕЕ ИДЁТ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЦИКЛУ № 1. ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ОНА ЗАЩИТОЙ РИСУНКА И ЗАПИСЬЮ - ВЫВОДОМ НА ДОСКЕ)
ВЫВОД: Таким образом, в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” гармонично сосуществуют и создают таинственную атмосферу Прекрасной Даме светлые, радостные, солнечные тона. Это благодаря им героиня ощущается в сиянии, в сверкании, в излучении света. И этот свет завораживает как лирического героя, так и читателя.
Перейдём к циклу “ГОРОД” из второго тома произведения. Годы написания 1904 - 1908 г. (ДАЛЬШЕ СЛЕДУЕТ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА)
ВЫВОД: Цикл “ГОРОД” - здесь цветовая гамма - серо - красная. Она говорит о крушении идеала, о тревоге и безверии в душе лирического героя. Красный цвет в этом цикле - не знак любви, а, скорее, знак крови. Это тревога, трагедия, пожар. - “Окровавленный язык колокола” или “огненные бедра проститутки”.
А теперь посмотрим, как вы увидели мир этого цикла. Защита рисунка.
И, наконец, цикл “СТРАШНЫЙ МИР” из третьей книги стихов. Говорим о черном, записываем, затем, о желтом.
Откуда идет непонятная современникам неприязнь Блока к желтому цвету? (мистика средневековья)
“СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ” - светлые, небесные тона(белый, лазурный, золотой, красный - символ любви). (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
“ГОРОД” - серо-красная гамма - крушение идеала, тревога и трагизм. (Приложения 4, Приложение 5)
“СТРАШНЫЙ МИР” - черно-желтая гамма + красный - опустошение душевное, трагедия безверия и одиночества.(Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8)
Путь героя от юношеского светлого идеализма, веры в Прекрасную Даму через крушение идеала к опустошенной душе, трагедии безверия.
Тона темнеют, их характер меняется. Мир мечты рушится, когда взор героя обращается с небес к земле, но здесь уже нет идеала. И чем дальше путь, тем холоднее и страшнее становится герою в этом мире. И только в конце третьего тома родится новый идеал - из синтеза 1 и 2 тома - России - “Русь моя, жизнь моя”, нищая, грешная, но и “такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне!”.
Итак, как мы обозначим роль цвета в поэтическом мире А.А.Блока?
Цвет в поэтике А.Блока становится не только носителем реального цвета. Он становится средством выражения эмоциональной оценки. В этом эмоционально-субъективном мире все реальные цвета приобретают множество неожиданных звучаний и получают в контексте метафоричный смысл.
Блок на небе видел разводы,
Ему предвещал небосклон
Большую грозу, непогоду,
Великую бурю, циклон.Блок ждал этой бури и встряски,
Его огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи.
Б.Пастернак