Цель:
- через специфику образной системы понять концепцию мира в стихотворении Б.Л. Пастернака “Сон”;
- создать условия для усвоения алгоритма анализа лирического произведения;
- способствовать формированию речевой компетенции:
Оформление доски: презентация.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
Б. Пастернак
Где человек, до конца понявший Пастернака?
Пастернак - это тайнопись, иносказание, шифр.
Пастернака долго читать невыносимо от
напряжения (мозгового и глазного),
как когда смотришь в чрезмерно острые стекла,
не по глазу (кому он по глазу?)
М. Цветаева
Предварительная подготовка:
а) заполнение “двойного” дневника;
б) лексическая работа.
Повторение терминов: метафора, рефрен, аллитерация, художественное время, категории времени и пространства.
Время художественное - специфическая форма передачи в искусстве реальных временных отношений. Главная особенность Х.в. состоит в том, что оно есть образное выражение движения природного и социального бытия. Х.в. не только отражает реальное время, но и с помощью художественных средств передает то, как оно осознается, переживается и оценивается человеком.
Трактовка художественного времени во всех искусствах обусловливается общим ходом развития общественного сознания, которое на каждом этапе истории культуры (в первобытное время, в античный период, в средние века, в эпоху Возрождения и т.д.) и для разных ее этнических типов (на Западе и Востоке) вырабатывает особые концепции времени, непосредственно воплощающиеся в искусстве. (Краткий словарь по эстетике. М., “Просвещение”, 1983, с.27
Время и пространство - основные формы существования материи. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Движение является сущностью пространства и времени. (Философский словарь. П/ред. И.Т. Фролова. Изд-ие 4-е. М., Изд-во политической лит-ры, 1980, с.58
Чтение стихотворения.
Мне снилась осень в полусвете стекол.
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.Но время шло, и старилось, и глохло,
И паволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
1913, 1928
1. Овладение алгоритмом анализа. Фаза вызова: использование приема “Двойной дневник”. Учитель просит зачитать вопросы, составленные учащимися, в логической последовательности. Это будет планом исследования текста.
Эвристическая беседа. Прием технологии РКМЧП: чтение с остановками.
Назовите основные образы в первом стихе.
Это лирический герой, лирическая героиня, названная местоимением “ты”, и друзья.
- Что их объединяет? Составим предметный ряд:
Друзья, ты, шутовство, гурьба.
Запишем ассоциации, возникающие в связи с каждым словом.
Гурьба - ватага, толпа, стадо.
Словарное определение: шумливая группа людей, ватага. Г. Ребят. Идти г.
Ожегов С.И. “Словарь р.я”.
Шутовство - (родственное слово - шутить) озорство, забавные выходки на потеху другим.
Друзья - близкие люди.
Объединяющее звено этих образов - молодость. В свою очередь назовем ассоциативный ряд, связанный с этим словом:
беззаботность, счастье, любовь, жажда общения, радостное приятие мира.
Экспрессивный центр этого четверостишья - сложная метафора, усиленная сравнением, “и, как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руку к тебе”.
1. Сокол - ловчая птица; она не берет добычи с земли, а бьет на лету, для чего сперва подтекает под нее, взгоняя ее, потом выныривает позади нее вверх и внезапно ударяет в нее стрелой, более под левое крыло, всаживая отлетный коготь в птицу и распарывая ее, ровно ножом. Птица падает, сокол спускается на нее, тотчас перерезывает ей горло и пьет кровь, тогда как ястреб тычет куда ни попало.
Ищем общий компонент ЛЗ слов: сердце и сокол. Сердце - сердь, середина, которая вмещает в себя все чувства. Нравственно оно есть представитель любви, воли, страсти, нравственного, духовного начала.
В.И. Даль
Сравнение с соколом уже в фольклоре (соколом летает в поднебесье; соколу лес не в диво; и сокол выше солнца не летает; не пугай сокола вороной; сокол мал, да удал) означало силу, красоту, волю, мощь и максимальность проявления жизни. Но и любовь дает эти же чувства.
2. Кровь в данном случае - пища. Почему же автор предпочитает это слово?
Кровь по “Полной энциклопедии символов” В.М. Рошаль) - ритуальный символ жизненной силы. Во многих культурах считается, что кровь содержит часть божественной энергии или, в более общем смысле, дух личности. Кровь - красная солярная энергия. Олицетворяет принцип жизни, душу, силу, в том числе омолаживающую. Пища тоже дает жизненную силу. Т.о., общий компонент ЛЗ слов пища, кровь - жизненная энергия, жизненная сила, а также сама жизнь, возможность ее существования.
Вывод: получается, общие компоненты ЛЗ слов: сокол - сердце и кровь - пища одинаковое.
У вас возник вопрос: как сердце может спуститься на руку. Дошла очередь до сравнения.
3. Какой сокол может добровольно спуститься на руку и кому?
- Прирученный. Остались все характеристики сокола: непокорность, мощь, воля. Добавилась еще одна: доверчивая покорность (якобы покорность).
Любовь, по Пастернаку, равна прирученности.
Но пищу можно добыть и не с небес, а пониже. Почему так важно именно с небес?
- Поэзия исходит из высшего понимания явлений. Такой способ добывания пищи предопределен природой. Не поднявшись ввысь, не насытишься, если ты сокол, а не гриф, например. Любовь, в понимании Б. Пастернака, насыщена высью, только тогда возможно плавное скольжение вниз, к покою, что приводит к самодостаточности. Метафора сложная. Если учесть многообразие смыслов, можно услышать перекличку с двумя фразами - клише: предложение руки и сердца и “браки совершаются на небесах”. Только здесь “сердце спускается” на руку к любимой “с небес”.
Метафора у Б. Пастернака и сама необычна, и выполняет необычную роль. Сокол, небеса как бы испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем описания его чувств, а путем отождествления его с природой с помощью метафорических средств. Зачем?
Чувство приписано самой природе. Мы видим внутреннюю синонимичность природы и чувств человека.
М. Цветаева: “Милый Пастернак, Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком”.Сам Пастернак называл это “чувством целостности бытия, однородности жизни”. Она как бы восстанавливает единство мира в его целостности, собирает разрозненные детали, демонстрирует взаимопроникновение предметов и явлений. И тогда лирический герой, героиня, гурьба, шутовство - часть природы, вечного закона жизни, а любовь гармонична, как молодость, небо, птица. Так преодолевается ограниченность творческих сил человека перед бесконечностью мироздания.
Поэту недостаточно только метафоры. Современники говорили: “У него синтаксис топорщится”. Докажем. Восстановим прямой порядок слов: И сердце спускалось к тебе на руку, как сокол, добывший крови с небес”. Сложная инверсия поднимает на дыбы фразу, она становится выпуклой и выразительной, добавляя к ЛЗ дополнительную экспрессию.
Но и этого мало. Посмотрим на аллитерацию. Найдем намеренное стяжение групп согласных: с-с р-с-л- л-с-с-с-р-р
Какое чувство возникает?
- Светлой тоски, грусти, полноты бытия. Отец поэта - художник, профессор, преподаватель живописи. До 13 лет Пастернак упорно занимался живописью,5 лет - музыкой, мать - талантливейшая пианистка, ученица С. Рубинштейна. Скрябин (композитор, который “ пробовал цвета на вкус”, зачинатель цветомузыки - друг семьи. К нему ходил юный Пастернак на экзамен. Затем - такое же страстное увлечение поэзией. Победила поэзия. Но живописное и музыкальное восприятие мира осталось.
Пастернак входил в футуристическую группу поэтов “Центрифуга”. Они были грандиозными экспериментаторами в области слова, звука, синтаксиса. Уже современники поэта отмечали его уникальную способность передавать впечатления от внешнего мира во всей сложной совокупности воспринимаемых качеств - формы, цвета, света, звука, запаха, температурных особенностей и осязательных характеристик, а также тех тонких психологических свойств, которыми воображение человека наделяет окружающий мир, догадываясь о его одушевленности и созвучности человеку. Сложное и слитное описание состояния лирического героя иногда называют синестетическим(от сл. “синестезия” - сложное восприятие, при котором взаимодействуют и смешиваются ощущения, характерные для разных органов чувств; например, “цветной слух”.
Выводы по первому четверостишью:
Сон о молодости, дружбе, любви.
Все в жизни героев состоялось.
Тогда зачем противительный союз “но”?
Читаем следующий стих.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, паволокой рамы серебря,
Заря из окон обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
- Какой образ противопоставлен молодости и радости бытия?
- Образ времени. Почему?
Время - последовательность существования сменяющих друг друга явлений.
На что сменяется мощь, сила, абсолютная полнота жизни, так щедро подаренные молодостью? Как это показано. Сравним глаголы нево
- Его главные черты: необратимость, неотвратимость, движение от прошлого к настоящему (шло), старость (старилось), утрата человеком всего, что так щедро дается в молодости: остроты зрения, слуха, немощь (глохло).
Все проходит, даже самые острые моменты счастья.
Как показана необратимость времени? Через осень ( в первой строфе - осень, во второй - сентябрь, в третьей - снова осень), естественную часть годового цикла. В эстетическом сознании не лето, не весна, а именно осень ассоциируется с необратимостью времени.
Оно так неизбежно, что эта неизбежность усиливается рефреном. Найдите его. Сравните с предыдущей строкой.
-Он (рефрен) не закончен, нет последнего компонента. Что вместо него?
-Опять сложная метафора, усиленная сравнением: и рыхлый, как лед, трещал и таял кресел шелк. Почему рыхлый, а не твердый лед?
-Ему время умирать, превращаться в другую субстанцию. Как передано движение времени в этом стихе? (В первом его нет, во втором - через осень.)
Здесь - через природное явление - осень и предметный ряд: кресла, шелк. Превращение мебели в старую, ветхую. Как это связано с лирической героиней? И, громкая, вдруг стихла ты. Посмотрим на глаголы: трещал, таял, т.е. исчезал медленно. Это процесс. А стихла вдруг. Что произошло?
- Осознание прожитой жизни.
Когда-нибудь каждый из нас совершает открытие, касающееся прожитой жизни. Оно комическое, трагическое или нейтральное?
-Трагическое. Почему?
Вывод. Жизнь трагедийна по своей сути, потому что протекает в условиях необратимости, она, как и время, необратима. Человек только осознает эту необратимость, а победить ее не может. Мудрым будет принять это как данность. Но ведь наполнена жизнь счастьем. Поэтому трагедийность и счастье находятся в диалектическом единстве. Вероятно, поэтому наши древние в русскую “Книгу вед” занесли: “Счастье неотделимо от страдания для тех, кто умеет различать”.
Переходим к последнему стиху.
Вспомним о сказанном вначале. Ощущения лирического героя не описываются, а передаются с помощью метафорических средств.
Был, как осень, темен рассвет.
И ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
Какое по счету упоминание осени.
- Второе. Это немало, если учесть объем стиха. Второй и четвертый стихи связаны с образом осени. Почему?
-Это сон о прожитой жизни. Она состоялась? -ДА. Она трагедийна? Да? Прекрасна? ДА.
Утверждается ценность бытия? -Да. Как?
Только через ощущение природы, вечного годового цикла. Стихотворение всегда передает движение лирического чувства, но это еще имеет слабый, размытый сюжет. Перечислим события этого сюжета.
- Сон - воспоминание о молодости и любви, повседневность быта и осознание уходящей жизни лирической героиней и героем, пробуждение героя, созерцание рассвета, обрамление всего в природную рамку: дождь соломин, гряда берез, ветер - вечные приметы, признаки бытия.
Почему стихотворение завершается пейзажем. Ведь все уже сказано о состоянии лирического героя?
Посмотрим на пространство? Найдите угол зрения, откуда лирический герой видит этот пейзаж?
- Пастернак - живописец, музыкант, затем студент философского факультета. В Марбурге на стене университета, где он стажировался, до сих пор висит памятная доска: Б.Л. Пастернак, студент 1912.Нобелевский лауреат.
Для поэта- философа все взаимосвязано, ему необходимо восстановить единство человека с окружающим миром в широком смысле слова, превращая окружающую обстановку не просто в пейзаж, но в цельную картину мироздания. Художник - современник Ю. Анненский выразил эту особенность творчества Б. Пастернака так: “Пастернак был москвичом. Но подлинной родиной и творческой атмосферой Пастернака были и остались Вселенная и Вечность. Более близких границ он, при его дальнозоркости, не замечал”.
Пастернаку не свойственно романтическое бегство из дома
Как и положено лирическому произведению, это стихотворение о любви, но главный герой - время. Пришло время озаглавить урок. Ваши предложения.
Образ времени в поэзии раннего Пастернака
Как еще можно изобразить время? Рассмотрим примеры и дадим определение времени в каждом лирическом произведении.
Время!
Начинаю
про Ленина
рассказ.
Но не потому, что
Горя нету более.
Время потому,
что резкая тоска
стала
ясною, осознанною
болью.
В. Маяковский “В.И.Ленин”
Значение понятия “время” - срок.
Прощай, двадцатый век,
Ты стал великой пылью,
Мы верили в тебя,
Когда ты был неправ.
Прощай, Двадцатый век,
Ах, мы тебя любили,
Прости своих детей
За их нелегкий нрав.
А. Дольский 1990
Значение понятия “время” - конкретно-исторический период, эпоха.
Если были б чемпионаты,
Кто в веках по убийствам первый,-
Ты бы выиграл, Век Двадцатый.
Усмехается Век Двадцать Первый.
Если были б чемпионаты,
Кто по лжи и подлостям первый,-
Ты бы выиграл, Век Двадцатый,
Усмехается Двадцать Первый.
Если были б чемпионаты, кто по подвигам первый, -
Нет нам равных, мой Век Двадцатый!
Безмолвствует Двадцать Первый.
А. Вознесенский “Из Расула Гамзатова” 1980
Значение понятия “время” - конкретно - историческое.
Здесь время изображено как конкретно - историческое, а не как вечность.
На фоне революции с ее лозунгами создать новое время, ускорить его ход, Б. Пастернак, М. Цветаева, О. Мандельштам видели его как вечность, а человека в нем - как величайшую ценность. Это воплощение экзистенциальной философии. Экзистенциализм - философия существования. Возникла в начале 20 века в России, после 1-й мир. Войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции. Центральное понятие - экзистенция - человеческое существование. Основные проявления - забота, страх, решимость, совесть. Все они определяются через смерть. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, которая, в свою очередь, накладывает на него ответственность за все, происходящее в мире.
Рефлексия. Синквейн
Время
равнодушное, необратимое
“шло, старилось, глохло”
Вечность
Человек
молод, совершенен
теряет, обретает, смиряется
старик