Методическая разработка тематического вечера "Грустит романс тревожно и светло!"

Разделы: Литература, Музыка, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Классное руководство


Романс – это красивое страдание.
С. Есенин

Цель: знакомство с миром русского романса.

Задачи:

  • показать жанр музыкально-поэтического творчества – романс, как часть русской художественной культуры;
  • показать, что романс – это проявление народного творчества, одного из самых ярких видов искусства;
  • показать, что романс обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Форма: диалог ведущих.

Приложение 1

Сценарий вечера

Ведущий: Здравствуйте! Я рада, что сегодня нам выпала возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть. Разговор у нас пойдёт об одном из жанров музыкально-поэтического творчества – русском романсе.

Звучит романс “Не уходи, побудь со мною” М.П.Пойгина

– Что же с нами делает романс? Чем покоряет он своих слушателей? Может быть, виноваты рифмы поэтов или все дело в музыке, которая уносит нас в безбрежный океан чувств и переживаний? А может, разгадка в том, что романс завораживает нас чужой выстраданной любовью, о которой все мы мечтаем?

Эти вопросы волнуют и наших учеников. Давайте послушаем, о чем они говорят?

1 ученица: Ребята, а я согласна с нашими учителями с тем, что в жизни всегда с чем-нибудь приходится сталкиваться впервые. И что первое впечатление надолго остается в нашей памяти.

2 ученик: Да, я недавно слушал классический романс. Скажу вам, это что-то вроде скучной и трудно запоминающейся песни.

3 ученица: Ну, нет, я бы так не сказала. Во-первых, романс отличается от песни, подавляющее большинство романсов посвящено одной важной теме – теме любви.

4 ученица: Но ведь и песни есть о любви.

3 ученица: Песня о любви вбирает в себя чувства и настроения, общие для всех или, по крайней мере, для многих.

6 ученица: Но ведь любовь – самое индивидуальное и неповторимое чувство. Поэтому человек, захваченный этим чувством, ищет свои единственные слова, чтобы выразить его.

4 ученица: Да, влюбленный человек, как правило, любит петь. И даже песню о любви он поет по-своему, наполняя ее особым смыслом, внося массу оттенков.

3 ученица: И все-таки песня есть песня. Поэтому ее можно петь хором. Но романс “Я помню чудное мгновенье” нельзя спеть хором. Вы согласны?

Все: Да.

6 ученица: Хотя, надо заметить, что романс родился и вырос из песни. Да и термин “романс” в XVIII веке был испанского или французского происхождения. Во Франции под романсом в те годы понимали сентиментальные, трогательные песни любовного содержания. Такие песни были распространены и в 70–90 годы XVIII века, годы расцвета русского сентиментализма.

Их поначалу называли не романсами, а “российскими песнями”. Я знаю текст такого шедевра, дошедшего до наших дней – “Стонет сизый голубочек”, написанный композитором Ф.Дубянским на стихи И.Дмитриева.

3 ученица: А я вот, ребята, сколько раз замечаю: стоит раздаться первым аккордам моего любимого романса “Не уходи, побудь со мною” М.П. Пойгина – и замирает сердце, куда-то улетает. Правильно заметил Сергей Есенин: “Романс – это красивое страдание”. А где оно, как не в любви?

2 ученик: Давайте, ребята, поговорим об авторах самых известных романсов и убедимся, что именно любовь, страстная и драматичная, помогла авторам создать свои замечательные произведения.

6 ученица: Хорошо. И с какого же романса начнем? Может быть, с моего любимого – “Средь шумного бала…”?

5 ученик: Прекрасно. Тогда все по порядку. Я читал, что в новогоднюю ночь наступающего 1851 года поэт, драматург, царский чиновник Алексей Константинович Толстой вместе со своим другом Иваном Сергеевичем Тургеневым были на балу в одном знаменитом петербургском доме, где Алексей Константинович увидел даму. Она не была ему знакома, но он обратил внимание на то, как прекрасно она вальсировала. Поочередно приглашая даму на танец, друзья заметили, как грустна, становилась незнакомка, когда к ней подходит некий полковник.

1 ученица: Интригующее начало! Я все время хотела узнать, что же это за тайна, о которой упоминается в романсе.

5 ученик: О тайне – позднее.

1 ученица: Хорошо, хорошо. Что же было дальше?

5 ученик: Придя домой Толстой весь день не находил себе место. Он вдруг почувствовал, что дама, случайно встреченная им на балу, может полностью изменить его жизнь. Ему захотелось узнать о ней все: о её горестях, радостях, увлечениях.

2 ученик: И он узнал?

5 ученик: Да, хотя и не сразу. Незнакомкой, так поразившей воображение Алексея Константиновича, была Софья Андреевна Миллер. Её судьба сложилась трагично: рано умер отец, потом последовали бедность и сиротство. Ей не было и восемнадцати, когда она познакомилась с Петром Андреевичем Вяземским и безрассудно влюбилась в уже женатого человека. Увлечение стало известно в свете: она была скомпрометирована. Тогда младший брат, единственный мужчина в доме, вызвал Вяземского на дуэль и был им убит. А Софья Андреевна вышла замуж за полковника-кавалергарда, человека строгого и сурового, которого она любила.

4 ученица: Теперь понятно, что за тайна её “покрывала черты”.

3 ученица: Толстой страстно и искренне полюбил женщину, Он понял, сто всю свою жизнь искал именно её и, наконец, нашел. Вот, ребята, как он говорит о своем чувстве:

И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо…
И всюду звук и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Чтобы любовью не дышало.

6 ученица: А что же Софья Андреевна? Она ответила ему взаимностью?

5 ученик: Надо сказать, что Софью Миллер, конечно же, взволновали те отношения, которые складывались у неё с Толстым, постепенно и в её сердце поселилась любовь. Софья Андреевна была очень умна, образованна, прекрасно разбиралась в искусстве. Все это сближало её с Толстым, который впервые почувствовала, что кончается его одиночество, что он, наконец, может “излить свою душу в другую”.

2 ученик: Они любили друг друга, имели общие интересы, духовную близость, так что же мешало им соединить свои судьбы?

5 ученик: На пути влюбленных стояло много преград. Мать поэта графиня Анна Алексеевна, слышать не хотела о союзе своего сына с Софьей. Муж Софьи Андреевны не давал развода.

1 ученица: Чем же все-таки закончилась эта любовь?

5 ученик: Софья оставила нелюбимого мужа и переселилась в свое имение, но ещё долгих 12 лет Алексею Толстому и ей суждено было прожить врозь.

3 ученица: 12 лет! Неужели такое возможно?

5 ученик: Как видишь, возможно. Только в 1863 году Софья Андреевна Миллер, получив развод, стала графиней Толстой. Около 150 стихотворений Алексей Константинович посвятил ей. Большинство из них впоследствии стали романсами. И какие это романсы! “Звонче жаворонка пенье”, “То было раннею весной”, “Не ветер, вея с высоты”, “Не верь мне, друг, когда в избытке горя я говорю, что разлюбил тебя”. Музыку для них писали Бородин, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Римский – Корсаков и другие известные композиторы.

2 ученик: Давайте же, наконец, послушаем романс, историю которого мы теперь знаем. Я уверен, что для всех сидящих в этом зале этот знаменитый романс после твоего рассказа зазвучит по-новому.

Звучит романс “Средь шумного бала, случайно…” А.К. Толстого

1 ученица: Замечательное произведение! А я знаю другую, не менее драматичную, историю любви. Мы сегодня упомянули имя Ивана Сергеевича Тургенева. Его перу принадлежат прекрасные стихи, ставшие впоследствии романсом, помните:

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…

4 ученица: Да, романс удивительной красоты, пронизанный грустью.

1 ученица: Создание его обычно связывают с именем французской певицы Полины Виардо, с которой Тургенев познакомился во время гастролей по России. Впервые увидев в опере двадцатидвухлетнюю примадонну, Иван Сергеевич внезапно ощутил, как чем-то необыкновенно близким повеяло на него от глубокого чистого голоса, от живых, опьяненных вдохновением глаз. Так зарождалась любовь, которой суждено было продлиться всю оставшуюся жизнь Тургенева.

4 ученица: Да, Тургенев и Виардо познакомились, и с тех пор, когда это было возможно, Иван Сергеевич сопровождал Полину на гастролях как “добрый и дорогой друг”. Он всегда был готов разделить с ней торжество успеха или какие-то неудачи. Когда же Тургенев находился далеко, Полина получала от него письма, полные искреннего восторга, участия и, конечно, любви. Так продолжалось без малого 40 лет.

6 ученица: Невероятно! Как он, наверное, страдал!

1 ученица: Да, он осознавал весь трагизм своего положения: нелегко любить женщину, с которой нельзя создать свою семью. Она была замужем. Но вместе с тем вот его слова: “Страдание – это счастье, которое, например, эгоисту или человеку низкому неведомо”.

6 ученица: Теперь я понимаю, почему мы слышим в романсе такую щемящую грусть, тоску по ушедшему. Давайте все вместе послушаем это прекрасное произведение.

Звучит романс “Утро туманное…” И.С. Тургенева

3 ученица: Я думаю, ребята, что мы с вами выполнили поставленную задачу – доказали, что именно благодаря любви, выстраданной и в чем-то трагичной, романсы Тургенева и Толстого задевают наши чувства, пленяют задушевностью и лиричностью. Навеянные образами любимых женщин, они давно стали шедеврами.

2 ученик: Все это так, и я думаю, все присутствующие здесь с нами согласятся. Но мне не дает покоя один вопрос: мы говорим о произведениях, написанных в прошлом веке, а жизнь изменилась. Почему же они волнуют нас и сейчас?

6 ученица: Ответ, ребята, прост. Хотя сегодня другое время и люди стали прагматичнее, менее сентиментальными, но то, что было человеку дорого в XIX веке, важно и теперь.

3 ученица: Для романса характерны искренность, сердечность, поэтому он трогает влюбленную душу независимо от того, в какое время был написан. И чтобы доказать это, я предлагаю послушать еще одну замечательную историю романса, написанного в 1933 году.

Стихи, ставшие впоследствии романсом “Газовая косынка” (“Ты, смотри, никому не рассказывай…”), Михаил Яковлевич Козырев написал для девушки из города Лихославль, около Твери, дочери помещика Мошнина. Он часто ездил к ней на свидания и даже посвятил ей повесть “Девушка из усадьбы”. Повесть эта и сведения о судьбе этой девушки еще не найдены, но поиски ведутся. Вот строки этого стихотворения:

Ты, смотри, никому не рассказывай,
Что душа вся тобою полна,
Что тебя я в косыночке газовой
Ожидаю порой у окна.
Что тоскою, люблю тебя пламенно
И, тоскуя, ревную тебя,
Ты ж молчи, все скрывай, словно каменный,
Будто в сердце твоем нет огня

Никому не скажи, что я нежная,
Что люблю, что навеки твоя,
Что связало нас счастье безбрежное
И что век не забуду тебя.
Если любишь, молю, не отказывай,
Об одном только помни всегда:
Про любовь никому не рассказывай,
Никому, ни за что, никогда.

1 ученица: Не меньше тайн хранит до сегодняшнего дня и биография автора музыки этого романса – Бориса Прозоровского. Родившийся в Петербурге, в дворянской семье, где очень любили и ценили музыку, будущий композитор с детских лет тянулся к музицированию и сочинительству. Пойдя по стопам отца и занявшись врачебной практикой, Прозоровский не прекратил и композиторские опыты, писал в основном романсы, объединив их в цикл “Песни любви и печали”.

6 ученица: Переехав в 1917 году в Тифлис, Борис целиком посвятил себя музыке, работал на эстраде в качестве пианиста и аранжировщика.

Их дуэт с талантливой певицей Тамарой Церетели завоевал популярность не только в Грузии. “Вернись”, “Прощай, я ухожу”, “Мы странно встретились” - эти и другие романсы Прозоровского стали визитной карточкой дуэта. И среди них “Ты, смотри, никому не рассказывай” - один из последних его романсов, записанный 17 апреля 1933 года, потому что вскоре после этого он в числе лиц дворянского происхождения был арестован и отправлен в ссылку. Рассказывали, что встречали Бориса Алексеевича на строительстве Беломорканала, потом в лагерях Сибири, затем следы его полностью затерялись. По найденным документам установлено, что он умер в 1941 году.

5 ученик: Стоит ли удивляться тому, что вот уже более полувека в тех редких изданиях, где этот романс публиковался, он значился “старинным” и авторы его, как правило, не указывались.

Этот романс пел Кэто Джапаридзе, а в наши дни Нани Брегвадзе.

Звучит романс “Газовая косынка” (“Ты, смотри, никому не рассказывай…”) М. Я. Козырева

6 ученица: Вот и подошел к концу наш вечер…

2 ученик: А так не хочется прощаться.

3 ученица: А зачем прощаться? Мы расстаемся, чтобы встретиться вновь!

Все: До свидания! До новых встреч с романсом!

Список литературы:

  1. Бирюков Ю. Называют меня не красивою… Журнал “Родина” №1 – 2005, с. 97.
  2. Гусев В. Поэты и их песни. // Русские песни и романсы. М., “Художественная литература”, 1989, с.16.
  3. Попов Н. Вечер “Поэзия русского романса”. Воспитание школьника №5 – 1995, с. 60.