Цель:
- Дать развёрнутое представление о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
- Познакомить учащихся с новыми понятиями "эпитет", "персона" и правильно употреблять их в речи.
- Развивать творческое и образное мышление; выразительное и осознанное чтение.
Оборудование:
- портреты: Пушкин А.С., Гончарова Н.Н.,
- иллюстрация "Памятник Пушкину".
- выставка книг.
- свечи,
- перо в чернильнице.
- аудиоаппаратура,
- диски музыкой композиторов Свиридова "Метель" и Чайковского Октябрь".
Ход урока
1. Вводная беседа.
- Прочитайте тему урока.
- Как вы её понимаете?
- Какой ещё имеет смысл слово "открываем"?
- В чём состоится наше открытие, мы узнаем в ходе урока
2. Проверка домашнего задания
1) - Ребята, вы должны были приготовить сообщения о жизни Пушкина А.С. и рассказать самое важное из его биографии, опираясь на план, который вам был дан заранее.
(план записан на доске)
План:
- Семья Пушкина.
- Детство поэта.
- Пушкин - лицеист.
- Друзья Пушкина.
- Любовь и смерть.
- В ходе нашей беседы вы должны записывать на листках бумаги какие черты характера формировались у Пушкина в течение жизни.
Сделать вывод:
1) - Каким человеком был А.С.Пушкин?
2) Работа по плану (в группах)
первая группа:
- Расскажите о родителях поэта.
- Кто занимался воспитанием детей в семье Пушкиных?
- Кто уделял особое внимание воспитанию Саши?
вторая группа:
- Каким ребёнком рос Пушкин?
- Что устраивали вечерами и в праздники для детей бабушка и Арина Родионовна?
- Какое участие принимал в этом Пушкин?
третья группа:
Что нового вы узнали об Александре Пушкине?
- Какие черты характера у него сформировались к тому времени?
(умный, решительный, свободолюбивый и т.д.)
четвёртая группа:
- Расскажите о друзьях поэта.
- Как он относился к дружбе?
- Что больше всего ценил в людях?
- Каким открылся вам Пушкин в отношениях с друзьями?
(верный, щедрый, внимательный ит.д.)
пятая группа:
(на доске записаны слова)
- Наталья Николаевна
- Чёрная речка
- Дантес
- дуэль
- Каким был мужем и отцом Пушкин?
- Что вы для себя открыли в этом человеке?
(любящий, нежный, достойный, рыцарская душа)
Какие эпитеты вы подобрали, чтобы понять каким человеком был А.С.Пушкин?
(на доске появляется запись слов выделенных курсивом)
3) Подведение итога работы в группах:
- Как мы называем человека с его индивидуальностью и неповторимостью?
Личность
- А какой личностью был Пушкин?
(известной, уважаемой)
- Значимая личность, известный человек, это персона
- Что нам помогло сделать это открытие?
(чтение дополнительной литературы - выставка книг)
3. Открытие граней творчества Пушкина.
Мы сейчас открыли для себя Пушкина как личность, персону, но это ещё не всё.
Мы сегодня должны ещё окунуться в творчество и открыть новые грани его как поэта.
(у каждого ученика лежит подборка стихов, всего три страницы)
1) Прочитайте стихи на первой странице.
(стихи "Унылая пора! Очей очарованье!" и "Дни поздней осени бранят обыкновенно..")
- Что описывает автор в первом стихотворении?
- Какие картины природы?
- Какие периоды осени описывает?
- А с чем сравнивает дни поздней осени? Почему?
- Как мы называем поэта, который как художник, рисует картины природы?
Поэт-пейзажист
Сейчас мы открыли одну из граней творчества великого поэта.
2) Прочитайте стихи на второй странице.
(стихи "Деревня" отрывок и "Пока свободою горим:")
- Что описывает Пушкин в первом стихотворении?
- Чем является деревня для поэта?
- Докажите строками из стиха.
- С каким чувством пишет он об этом уголке?
- Прочитайте выразительно.
- Что вы можете сказать о другом стихотворении?
- С каким чувством нужно читать его?
- Во что верит поэт? Как вы это понимаете?
Выразительное чтение.
- Как мы называем человека, который любит свою Родину и готов отдать за неё
свою жизнь? (патриот)
- Какой гранью своего творчества нам открылся Пушкин?
Поэт-патриот
3) А теперь давайте перенесёмся в ту далёкую эпоху.
Представьте себе такую картину: горят свечи,над столом склонилась голова поэта, слышен скрип пера. Вот дописано последнее слово, поставлена точка. Поэт с нежностью берёт исписанный лист бумаги, аккуратно его сворачивает и кладет в конверт. А вот, что это за строки и в чьи руки они попадут, мы узнаем прочитав следующие стихотворения. Открываем страницу № 3 (стихи "Я помню чудное мгновенье:", "Я вас любил: любовь ещё, быть может: " Звучит музыка Чайковского П.И. "Октябрь", горят свечи, ученики читают про себя стихи)
- Что это за строки?
- Кому они посвящены?
- С каким чувством читаются эти стихи?
- С чем он сравнивает любимую женщину?
- Что он пишет о своей любви?
- А как называется поэзия, которая посвящена любви?
(любовная лирика)
- Может, кто-то догадался какая сторона творчества нам открылась?
Поэт-лирик
- Прочитайте выразительно понравившееся стихотворение.
Композитор Свиридов (20 век) написал музыку на стихи А.С.Пушкина "Метель", это ещё раз подтверждает, что Пушкин был лирическим поэтом.
- Ребята, как вы думаете, все ли грани творчества великого русского поэта мы открыли? Поэтому в названии нашего урока я ставлю многоточие.
4. Домашнее задание
Прочитать авторский текст "Путешествие шестое" и открыть ещё одну грань творчества пота.
5. Рефлексия
- Итак, обратимся снова к теме нашего урока.
- Что нового вы узнали о Пушкине, что открыли в нём?
- Понравился ли вам наш урок, а что именно?
- Что унесёте в душе с урока?
- Какое настроение?
6. Итог
Пушкин есть явление чрезвычайное и может единственное явление русского духа; в нём русская природа, русская душа, русский характер - всё в нём русское гармонично сочетается. Поэтому нам Пушкин так дорог. И, сколько бы не прошло лет, веков всегда будут читать его стихи и открывать в нём что-то новое, неизведанное.
(звучит музыка "Метель", читается стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный:")