Цели:
- Выявление путей развития жанра сонета в русской литературе.
- Развитие интеллектуальных способностей учащихся в нестандартной ситуации; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений.
- Воспитание любви к поэзии, чуткости к слову.
Оборудование: тексты сонетов, ключ к анализу сонета, музыкальные записи с музыкой Грига.
Ход урока
Учитель: С начала 18 века русская поэзия, имевшая глубокие национальные корни, все более вступала во взаимодействие с поэзией европейской, которая явилась одним из истоков формирования литературных традиций в русской литературе. Назовите два первых истока.
(Это фольклор и духовная литература).
- И вот третий – литература европейская. В Европе зарождаются новые литературные направления:
- классицизм,
- сентиментализм,
- романтизм.
Здесь формируется теория литературы, уделяется большое внимание художественному изображению душевных переживаний человека, его мирской жизни, поэтому именно в Европе возникает иной образ автора, другие создаются жанры, нежели в русской литературе. Один из них – сонет.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
- Что такое сонет?
- Назовите основные жанровые особенности сонета.
- Определите тематическое своеобразие жанра.
На прошлом уроке мы с вами, ребята познакомились с особенностями жанра сонета. А цель сегодняшнего урока - рассмотреть, какое развитие получил сонет в русской поэзии, каких традиций придерживались русские поэты и что нового они внесли в развитие жанра.
Для этого мы проведем собственное исследование, проанализировав ряд произведений русских поэтов ХХ века. А помогут нам архивариусы и чтецы, ребята, получившие опережающие задания. (Работа в группах ведется с предложенными текстами и по плану-ключу к анализу сонета. Делаются выводы, заполняется таблица. Подводится итог. Заслушиваются сообщения.)
Тексты для анализа.
Верховский. *** Богатый ливень быстро прошумел, Он – юноша - среди веселых дел И нет его. Он убежал, спеша. На ветках, на стеблях – как хороша! |
А.Ахматова РОДНАЯ ЗЕМЛЯ И в мире нет людей бесслезней. Надменнее и проще нас. В заветных ладанках не носим на груди, 1961 |
И. Северянин ГРИГ Тяжелой поступью подходят гномы. Студеные в фиордах водоемы. Прозрачно капли отбивают дробь.
|
И Бунин ВЕЧЕР О счастье мы всегда лишь вспоминаем, В бездонном небе легким белым краем Окно открыто. Пискнула и села День вечереет. Небо опустело. |
КЛЮЧ К АНАЛИЗУ СОНЕТА
СОДЕРЖАНИЕ |
ФОРМА |
Тема Пафос Образ(ы) Идея Тропы |
Размер Рифма
|
I группа анализирует сонет Ю.Н.Верховского.
Архивариус: Верховский Юрий Николаевич (1878-1956) поэт, переводчик, литературовед. Как поэт мало известен, известен как ученый, исследовавший поэзию пушкинского времени.
Чтец выразительно читает стихотворения.
Литературовед делает выводы после проведенной в группе работы.
Это сонет: автором строго соблюдена жанровая форма. Но наполнена новым содержанием.
Пафос – романтический; восторг души, вызванный не высокой тематикой, а обычным природным явлением – летним дождем. |
14 строк: |
Новое - в тематике сонета: обычное явление природы, вызвавшее яркие переживания.
(Звучит музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»)
Учитель: Что услышали в ней? (Сказочные образы)
Это Григ.
– В каком сонете слышатся отзвуки этой же темы? ( В сонете Игоря Северянина «Григ»)
II группа.
Архивариус:
- Игорь Северянин (1887-1941) «Король поэтов» Эгофутурист. Эмигрировал в 1917г. в Эстонию. Создал целый цикл стихов – сонетов о художниках, писателях, музыкантах, поэтах. Вот один из них.
Чтец выразительно читает сонет И.Северянина «Григ»
Литературовед выступает от группы с выводами.
Тема: Музыка. |
Форма |
Выводы: форма строго соблюдена, но наполнена новым содержанием.
III группа.
Архивариус:
- И.А.Бунин. Писатель, развивавший и утверждавший в начале 20 века реалистические традиции. Академик. Лауреат Нобелевской премии.
Чтец выразительн исполняет чтение стихотворение И.А.Бунина «Вечер»
Литературовед делает сообщение об особенностях бунинского сонета:
Форма традиционная, новое связано с содержанием, с философскими раздумьями о счастье, которое не где-то далеко, а здесь, рядом и связано с малым, обыденным; в манере изложения, в простоте, успокоенности; связано с выраженным настроением в сонете - ощущение радости бытия, способности чувствовать. В этом видит счастье герой сонета.
IV группа.
Архивариус: А.А.Ахматова «Родная земля» (1889-1865).
Выдающаяся поэтесса. Первый сборник – 1912г. Чистота стиха, глубина мысли отличают ее поэзию.
Чтец читает стихотворение А.А.Ахматовой «Родная земля».
Литературовед отмечает новаторство Ахматовой в изменении формы сонета: 14 строк, английская форма, но четко не поделено на строфы, выделена лишь заключительная часть. Ритм свободный. Размер - дольник. «Хромой» сонет, разностопный.
Подведение итогов урока.
Заключительная часть урока. Выводы.
Учитель: Итак, ребята, опираясь на результаты проведённого исследования, давайте сделаем выводы о развитии жанра сонет в русской поэзии
- Что осталось традиционным в этом жанре? (В основном, форма)
- А в чем выразилось новаторство? (В содержании. Появились новые темы, самые разнообразные: любовь к Родине, искусство, природа, жизнь лирического героя).
Сонет из всех европейских литературных жанров стал самым излюбленным в русской поэзии. К нему обращались Пушкин, Лермонтов, поэты Серебряного века. Он свободно применяется и в любовной, и в пейзажной, и в философской лирике. Его строгая форма позволяет передать самые разнообразные мысли и чувства лирического героя.
Домашнее задание:
По выбору учащихся подготовить:
- анализ сонета;
- художественное чтение наизусть;
- представление любимого сонета.