Название урока: «Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский)
Тема урока : Пролог к творчеству Ф.М.Достоевского. Больная совесть наша. Художественный мир писателя.
Цели урока:
- Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.
- Показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.
- Ввести учащихся в его художественный мир.
Оборудование урока:
- Портрет писателя.
- Словари русского языка.
- Выставка произведений писателя.
- Методические пособия и критические издания.
- Мультимедиопроектор, презентация по творчеству.
Дети на уроке работают по группам:
1 группа – библиографы
2 группа – литературоведы
Образ Достоевского исполняет ученик.
3 группа – критики.
2 учащихся – лингвисты.
ХОД УРОКА
1 чтец: (Приложение 1, слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.
Тема нашего урока (Приложение 1, слайд 2)
Цель урока (Приложение 1, слайд 3)
2 учащимся дается задание поработать со
словарями и дать развернутое лексическое
значение слова «униженные и оскорбленные» ,
«преступление и наказание».
3 учащихся работают с литературоведческими
справочниками, готовя материал для критиков.
1 учащийся работает с компьютером.
1 чтец: Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский» (Приложение 1, слайд 4 – портрет Достоевского)
Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?
Ученик рассказывает о семье писателя (опережающее домашнее задание). (Приложение 1, слайды 5, 6, 7, 8)
2 чтец (Приложение 1, слайд 9): Василий Розанов писал: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою же душу, только глубже.
3 чтец: Образ Достоевского: (Приложение 1, слайд 9) В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел.
3 чтец: (Приложение 1, слайды 10,11,12) 1845 год. Роман «Бедные люди».Писатель показывает, что думают о себе «маленькие люди».Достоевского интересует самосознание героев. Его цель- дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев. Характер униженного и оскобленного человека , появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя.
4 чтец: (Приложение 1,
слайды 13, 14,15) 22 декабря 1849 года га Семеновском
плацу в Петербурге была инсценирована казнь
Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний
момент и замененная 4 годами каторги. С 1854 года –
он солдат в Сибирском военном батальоне. Время
паузы и солдатчины – длительная пауза в
творческом развитии писателя. Доброта,
справедливость, участие простых людей
воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для
того, чтобы Достоевский смог восстановить свою
литературную репутацию.
В 1860 году появляется роман «Униженные и
оскорбленные».
1 ученик дает определение по словарям «униженные и оскорбленные».
5 чтец: (Приложение 1, слайд 16) Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и «Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского. Он выделял три основных момента в народной нравственности:
1. Чувство органической связи между людьми;
2. Братское сочувствие и сострадание;
3. Готовность добровольно прийти на помощь без
насилия над собой и ограничения собственной
свободы.
1 чтец: (Приложение 1, слайд 17) 1868 год появляется роман «Идиот». «Красота спасет мир» .Это изречение великого писателя каждому, как и главному герою князю Мышкину, дает возможность поверить в добро, постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир. Именно эта красота, « восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана, по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.
Образ Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время , я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
2 чтец: (Приложение 1, слайд 18) 1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.
2 ученик дает трактовку словам « преступление и наказание», используя словарь С.И.Ожегова «Современного русского языка».
3 чтец: (Приложение 1, слайд 19) В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф.М.Достоевского:
1. Он раздвинул рамки «социального» реализма
2. Заставил литературу говорить о философских
проблемах языком художественных образов;
3. Слияние художника и мыслителя привело к
возникновению художественности нового типа;
4. Реализм Достоевского – философский,
психологический; он стал одним из первых
критиков идей индивидуализма и анархизма,
противопоставляя этим разрушительным идеям свою
веру в бога, в человеколюбие, в людей,
вдохновенных верой в добро, стремящихся к
справедливости.
4 чтец: Художественный мир
Достоевского – мир мысли и напряженных
нравственно-философских исканий.
Психологизм – важнейшая особенность всех
произведений Достоевского. Он уделяет большое
внимание описанию внутреннего мира героев.
Реалист Достоевский не перекладывает на «среду»
и обстоятельства ответственность за поступки
людей и их результат. Он создал жанр
«полифонического романа», в котором идеи, теории,
концепции испытываются практикой жизни.
Обретение нравственной истины, которая
является достоянием всех и раскрывается каждому
человеку в опыте его страданий и мучительных
духовных поисков, в его движении к
нравственному совершенству.
Критики о творчестве Ф.М.Достоевского.
Образ Достоевского. (Приложение 1, слайд 20) « …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.