Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Тайна поэтического текста"

Разделы: Литература


Цели урока: Помочь учащимся «проникнуть» в языковую ткань и смысловое пространство поэтического текста, раскрыть загадки процессов возникновения и восприятия поэзии, пробудить желание читать стихи.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1)

Ход урока

Лекция с элементами беседы (Слайд №1): За прошедшие годы вы познакомились с творчеством многих замечательных поэтов, прочитали и выучили наизусть множество стихотворений. А сколько ещё прекрасных встреч с поэзией вам предстоит!  Сегодня мы поговорим о тайнах поэтического текста. Пусть этот урок станет ещё одним шагом на пути в прекрасный мир поэзии.

Эпиграф к уроку (Слайд № 2):

…Из глубины молчания родится
Слово,
В себе несущее
Всю полноту сознанья, воли, чувства,
Все трепеты и все сиянья жизни…

М.А. Волошин

Что такое поэзия?

Знаете ли вы, что стихи возникли значительно раньше, чем проза. Первоначально поэзией именовалось искусство слова вообще, поскольку в нём вплоть до нового времени преобладали стихотворная и близкие к ней ритмико-интонационные формы. Прозой же называли все нехудожественные словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские и т.п. В России такое словоупотребление господствовало в 18 – начале 19 вв. и было распространено до начала 20 века. В Европе вплоть до эпохи возрождения стихотворная форма была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид…», – писал Аристотель.

Что же такое поэзия? В словаре у В.И.Даля находим такое определение (Слайд № 3):

ПОЭЗИЯ  – изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства.

– Выделите  ключевые слова  в этой статье.

(Слайд № 4): Поэзия – это изящество, красота, духовность.

Поэзия и проза.

– Как вы думаете, чем поэзия отличается от прозы? (Обычно ученики называют главным отличием наличие в поэзии рифмы)

Рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. Существует и так называемый «белый стих» – стих нерифмованный, но имеющий ритм. Например: (Слайд № 5).

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И  лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»

А.С. Пушкин, «Каменный гость»

Главное отличие стиха от прозы – это необычная организация речи, особый ритм. В поэзии речь отчётливо делится на соразмерные отрезки – стихи; в прозе – движется сплошным потоком (не исключая, конечно, присущих любой речи пауз в конце смысловых отрезков). Этимология слов «поэзия» и «проза» также многое говорит о различии этих понятий. (Слайд № 6)

Вы уже знакомы с прямым и обратным порядком слов в предложении. Инверсия (обратный порядок слов) особенно часто встречается именно в поэтической речи. Этот приём усиливает эмоциональную окраску речи. Вспомним строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом». А теперь построим предложение, используя прямой порядок слов: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Какая огромная разница в эмоциональном строе предложения! Кроме того, инверсия может служить средством создания напевности, мелодичности. Послушайте, как звучат эти строки (Слайд № 7):

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлёвской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

М.Ю. Лермонтов

Попробуйте прочитать эти же строки, используя прямой порядок слов. В чём разница?

Ещё одно важное отличие стиха от прозы в том, что поэтическая речь всегда несёт больше информации, чем те же слова в прозе. Это достигается за счёт символов и специальных изобразительных средств. Хорошее стихотворение – всегда нечто большее, чем просто слова, нечто неосязаемое.

Сравним два текста (стихотворный и прозаический). 

Прочитайте стихотворение А.А.Фета и отрывок из книги Ю.К.Олеши «Ни дня без строчки». Что их объединяет и в чём различия? С каким чувством вы читали каждый текст? Сделайте выводы.

Раздаточный материал:

Я долго стоял неподвижно,                       
В далёкие звёзды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… Не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звёзды тихонько дрожали,
И звёзды люблю я с тех пор…

А.А. Фет

Часто ли вы видите человека, который, подняв голову, смотрит на звёзды? Или бывало ли с вами так, чтобы в то время, когда вы сами смотрели на звёзды, кто-либо подошёл к вам и, догадавшись, какой звездой вы именно восхищаетесь, разделил с вами восхищение?

Пожалуй, в основном люди, живущие в городах, не предполагают, что вид неба в целые периоды года почти одинаков, что это неподвижный узор. Скорее всего, думают люди, что вечерами оно выглядит иначе, что каждый вечер взлетает и рассыпается в небе новая звёздная ракета.

Иногда и сам идёшь, забыв о небе, и оно над тобой как надвинутая на лоб голубая шапка с блёстками.

Ю.К. Олеша

Анализ стихотворения.

– Зачем нужно анализировать стихотворение?

Анализ стихотворения помогает понять его. Каждое стихотворение по своей природе уникально. Поэтому не существует единой схемы анализа поэтического текста. У каждого стихотворения своя тайна и свой «золотой ключик». Может быть, «секрет» заключается в ярких  метафорах или в звуковом строе, в необычной композиции или в оригинальном сюжете. Но общие ориентиры, которые помогают в исследовании произведения, всё-таки существуют. Самая большая ошибка – это пересказ  стихотворения! Когда вы начинаете пересказывать стихотворение, оно «умирает».

– Без чего не обойтись при анализе стихотворения? В поэзии существует термин «лирический герой». Вспомним это понятие.

Лирический герой – это первое лицо, от которого ведется речь в стихотворении, его переживания отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие или картину. Необходимо  разделять понятия «автор» и «лирический герой». Иногда они кажутся очень похожи, но это не одно и то же лицо.

Лирическое «Я» помогает передать «мироощущение» любого существа в нашем необъятном мире:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
                     Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
                    Лишь два крыла. 
Не спрашивай: откуда появилась?
                    Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
                    И вот – дышу.

А.А. Фет «Бабочка»

Записываем  в тетради примерный план анализа:

  1. Мои впечатления от стихотворения (какие чувства, эмоции возникают у вас при чтении этого стихотворения?); картины, образы, возникающие в воображении при чтении (найти ключевые слова, которые помогают представить картину, описанную в стихотворении); как надо читать это стихотворение (расставьте паузы, логические ударения, выберите подходящий тон и темп чтения).
  2. Взгляд на стихотворение в целом: что хотел сказать поэт, как движется поэтическая мысль в стихотворении (логика её развития от начала к финалу); композиционные особенности 
  3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: (средства художественной выразительности; особенности звукописи, лексики, синтаксиса; размер и рифма, их связь с замыслом автора).
  4. Как отразилась в стихотворении личность автора; место стихотворения в творчестве поэта.
  5. Чем мне близко это стихотворение.

О тайнах великой поэзии.

Поэтический текст – это особый неповторимый мир, существующий по своим законам. Это всегда новая встреча и новый диалог двух жизненных позиций. Поэзия  – это не только автор, но прежде всего умный, тонко чувствующий читатель. Как говорил известный английский поэт Уитмен: «Великая поэзия возможна только при наличии великих читателей». Читая стихи, мы тоже по-своему творим.

Мы читаем стихи поэта, быть может, принадлежащего другой эпохе, но строки созвучны нашим сегодняшним мыслям, чувствам, настроению, и это настоящее чудо – стихотворение обретает бессмертие. Читатели вечно  будут разгадывать символы, образы, постигать смысл текста. «Чтение есть соучастие в творчестве» (М. Цветаева).

Язык стихотворного произведения представляет собой многоуровневую систему. Все уровни языка «работают» на порождение смысла, рождают ассоциативные ряды, создают особую, неповторимую форму произведения. (Слайд №8) (Если позволяет время, учитель может подробнее рассмотреть, как работают различные уровни в стихотворении)

На языке поэзии говорит душа. А поэт – это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается. Объяснить, как поэт творит  невозможно. Найти учебник можно даже для режиссёра. Учебников для поэтов нет. У Марины Цветаевой есть чудесное стихотворение:

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – Откуда мне сие?

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формулы цветка.

Проводится анализ стихотворения.

Роль поэзии в жизни человека.

Давайте поразмышляем вместе над вопросами:

– Какую роль играет поэзия в жизни человека?

– Можно ли представить себе мир без поэзии?

 Вместе с классом приходим к выводу:

  • Поэзия существует для того, чтобы наслаждаться красотой слова.
  • Настоящая поэзия  вызывает сильные эмоции, заставляет нас  радоваться и грустить волноваться, сопереживать и, конечно, думать.
  • Стихи учат  чувствовать человека, понимать различные оттенки во взаимоотношениях людей.
  • Хорошие стихи воспитывают в нас  любовь к природе, позволяют замечать прекрасное и удивительное в окружающем мире.  Поэзия и красота неотделимы друг от друга. Кому недоступны тайны поэзии, тому не полностью доступны тайны красоты, тот видит мир  скучным и однообразным.
  • Поэзия помогает жить, а иногда и выживать (русские солдаты  через всю Великую Отечественную войну пронесли в вещмешках томики со стихами Есенина, Маяковского, переписывали в окопах стихи К. Симонова «Жди меня» и учили наизусть «Василия Тёркина» А.Т.Твардовского).
  • Поэзия приближает нас к высокому идеалу, делает нас лучше.

«Поверить алгеброй гармонию» нельзя.

Будем помнить, что главное в прочтении и истолковании любого поэтического текста  не наличие средств художественной выразительности (метафор, эпитетов и т.д.), не виды рифмовки и размер стиха, а авторская мысль, настроение. Поэзия – это хрупкое искусство, и чтобы не разрушить впечатления от произведения, обращаться с ним нужно бережно.

С.Я.Маршак в своей статье «Об одном стихотворении» писал: «Произведение искусства не поддаётся скальпелю анатома. Рассечённое на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.

Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов…».

Главное – понять, почувствовать и постараться грамотно передать всё это в своей речи. Давайте попробуем уловить «поэтическую прелесть» стихотворения, не нарушив его целостности (чтение стихотворения учителем дублируется раздаточным материалом, затем проводится анализ):

Мандельштамовской ласточкой
Падает в сердце разлука,
Пастернак посылает дожди,
А Цветаева ветер.
Чтоб вершилось вращенье вселенной
Без ложного звука,
Нужно слово – и только поэты
За это в ответе.
И раскаты весны пролетают
По тютчевским водам,
И сбывается классика осени снова и снова…

И. Ратушинская

Домашнее задание: Прочитать любимое стихотворение наизусть, попробовать разгадать его «секрет».

Библиография:

  1. Т.В.Алексеева  Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – СПб: Паритет,2004.
  2. Т.В.Доронина, Н.В.Францова Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  3. Е.В.Любичева, Н.Г.Ольховик  От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. Под ред. Д.п.н., проф. Любичевой Е.В. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
  4. Кожинов В.В. Поэзия и проза // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978.