Цели урока: Помочь учащимся «проникнуть» в языковую ткань и смысловое пространство поэтического текста, раскрыть загадки процессов возникновения и восприятия поэзии, пробудить желание читать стихи.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1)
Ход урока
Лекция с элементами беседы (Слайд №1): За прошедшие годы вы познакомились с творчеством многих замечательных поэтов, прочитали и выучили наизусть множество стихотворений. А сколько ещё прекрасных встреч с поэзией вам предстоит! Сегодня мы поговорим о тайнах поэтического текста. Пусть этот урок станет ещё одним шагом на пути в прекрасный мир поэзии.
Эпиграф к уроку (Слайд № 2):
…Из глубины молчания родится
Слово,
В себе несущее
Всю полноту сознанья, воли, чувства,
Все трепеты и все сиянья жизни…
М.А. Волошин
Что такое поэзия?
Знаете ли вы, что стихи возникли значительно раньше, чем проза. Первоначально поэзией именовалось искусство слова вообще, поскольку в нём вплоть до нового времени преобладали стихотворная и близкие к ней ритмико-интонационные формы. Прозой же называли все нехудожественные словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские и т.п. В России такое словоупотребление господствовало в 18 – начале 19 вв. и было распространено до начала 20 века. В Европе вплоть до эпохи возрождения стихотворная форма была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид…», – писал Аристотель.
Что же такое поэзия? В словаре у В.И.Даля находим такое определение (Слайд № 3):
ПОЭЗИЯ – изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства.
– Выделите ключевые слова в этой статье.
(Слайд № 4): Поэзия – это изящество, красота, духовность.
Поэзия и проза.
– Как вы думаете, чем поэзия отличается от прозы? (Обычно ученики называют главным отличием наличие в поэзии рифмы)
Рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. Существует и так называемый «белый стих» – стих нерифмованный, но имеющий ритм. Например: (Слайд № 5).
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А.С. Пушкин, «Каменный гость»
Главное отличие стиха от прозы – это необычная организация речи, особый ритм. В поэзии речь отчётливо делится на соразмерные отрезки – стихи; в прозе – движется сплошным потоком (не исключая, конечно, присущих любой речи пауз в конце смысловых отрезков). Этимология слов «поэзия» и «проза» также многое говорит о различии этих понятий. (Слайд № 6)
Вы уже знакомы с прямым и обратным порядком слов в предложении. Инверсия (обратный порядок слов) особенно часто встречается именно в поэтической речи. Этот приём усиливает эмоциональную окраску речи. Вспомним строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом». А теперь построим предложение, используя прямой порядок слов: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Какая огромная разница в эмоциональном строе предложения! Кроме того, инверсия может служить средством создания напевности, мелодичности. Послушайте, как звучат эти строки (Слайд № 7):
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлёвской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
М.Ю. Лермонтов
Попробуйте прочитать эти же строки, используя прямой порядок слов. В чём разница?
Ещё одно важное отличие стиха от прозы в том, что поэтическая речь всегда несёт больше информации, чем те же слова в прозе. Это достигается за счёт символов и специальных изобразительных средств. Хорошее стихотворение – всегда нечто большее, чем просто слова, нечто неосязаемое.
Сравним два текста (стихотворный и прозаический).
Прочитайте стихотворение А.А.Фета и отрывок из книги Ю.К.Олеши «Ни дня без строчки». Что их объединяет и в чём различия? С каким чувством вы читали каждый текст? Сделайте выводы.
Раздаточный материал:
Я долго стоял неподвижно,
В далёкие звёзды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… Не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звёзды тихонько дрожали,
И звёзды люблю я с тех пор…
А.А. Фет
Часто ли вы видите человека, который, подняв голову, смотрит на звёзды? Или бывало ли с вами так, чтобы в то время, когда вы сами смотрели на звёзды, кто-либо подошёл к вам и, догадавшись, какой звездой вы именно восхищаетесь, разделил с вами восхищение?
Пожалуй, в основном люди, живущие в городах, не предполагают, что вид неба в целые периоды года почти одинаков, что это неподвижный узор. Скорее всего, думают люди, что вечерами оно выглядит иначе, что каждый вечер взлетает и рассыпается в небе новая звёздная ракета.
Иногда и сам идёшь, забыв о небе, и оно над тобой как надвинутая на лоб голубая шапка с блёстками.
Ю.К. Олеша
Анализ стихотворения.
– Зачем нужно анализировать стихотворение?
Анализ стихотворения помогает понять его. Каждое стихотворение по своей природе уникально. Поэтому не существует единой схемы анализа поэтического текста. У каждого стихотворения своя тайна и свой «золотой ключик». Может быть, «секрет» заключается в ярких метафорах или в звуковом строе, в необычной композиции или в оригинальном сюжете. Но общие ориентиры, которые помогают в исследовании произведения, всё-таки существуют. Самая большая ошибка – это пересказ стихотворения! Когда вы начинаете пересказывать стихотворение, оно «умирает».
– Без чего не обойтись при анализе стихотворения? В поэзии существует термин «лирический герой». Вспомним это понятие.
Лирический герой – это первое лицо, от которого ведется речь в стихотворении, его переживания отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие или картину. Необходимо разделять понятия «автор» и «лирический герой». Иногда они кажутся очень похожи, но это не одно и то же лицо.
Лирическое «Я» помогает передать «мироощущение» любого существа в нашем необъятном мире:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот – дышу.
А.А. Фет «Бабочка»
Записываем в тетради примерный план анализа:
- Мои впечатления от стихотворения (какие чувства, эмоции возникают у вас при чтении этого стихотворения?); картины, образы, возникающие в воображении при чтении (найти ключевые слова, которые помогают представить картину, описанную в стихотворении); как надо читать это стихотворение (расставьте паузы, логические ударения, выберите подходящий тон и темп чтения).
- Взгляд на стихотворение в целом: что хотел сказать поэт, как движется поэтическая мысль в стихотворении (логика её развития от начала к финалу); композиционные особенности
- Рассмотрим стихотворение внимательнее: (средства художественной выразительности; особенности звукописи, лексики, синтаксиса; размер и рифма, их связь с замыслом автора).
- Как отразилась в стихотворении личность автора; место стихотворения в творчестве поэта.
- Чем мне близко это стихотворение.
О тайнах великой поэзии.
Поэтический текст – это особый неповторимый мир, существующий по своим законам. Это всегда новая встреча и новый диалог двух жизненных позиций. Поэзия – это не только автор, но прежде всего умный, тонко чувствующий читатель. Как говорил известный английский поэт Уитмен: «Великая поэзия возможна только при наличии великих читателей». Читая стихи, мы тоже по-своему творим.
Мы читаем стихи поэта, быть может, принадлежащего другой эпохе, но строки созвучны нашим сегодняшним мыслям, чувствам, настроению, и это настоящее чудо – стихотворение обретает бессмертие. Читатели вечно будут разгадывать символы, образы, постигать смысл текста. «Чтение есть соучастие в творчестве» (М. Цветаева).
Язык стихотворного произведения представляет собой многоуровневую систему. Все уровни языка «работают» на порождение смысла, рождают ассоциативные ряды, создают особую, неповторимую форму произведения. (Слайд №8) (Если позволяет время, учитель может подробнее рассмотреть, как работают различные уровни в стихотворении)
На языке поэзии говорит душа. А поэт – это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается. Объяснить, как поэт творит невозможно. Найти учебник можно даже для режиссёра. Учебников для поэтов нет. У Марины Цветаевой есть чудесное стихотворение:
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – Откуда мне сие?
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формулы цветка.
Проводится анализ стихотворения.
Роль поэзии в жизни человека.
Давайте поразмышляем вместе над вопросами:
– Какую роль играет поэзия в жизни человека?
– Можно ли представить себе мир без поэзии?
Вместе с классом приходим к выводу:
- Поэзия существует для того, чтобы наслаждаться красотой слова.
- Настоящая поэзия вызывает сильные эмоции, заставляет нас радоваться и грустить волноваться, сопереживать и, конечно, думать.
- Стихи учат чувствовать человека, понимать различные оттенки во взаимоотношениях людей.
- Хорошие стихи воспитывают в нас любовь к природе, позволяют замечать прекрасное и удивительное в окружающем мире. Поэзия и красота неотделимы друг от друга. Кому недоступны тайны поэзии, тому не полностью доступны тайны красоты, тот видит мир скучным и однообразным.
- Поэзия помогает жить, а иногда и выживать (русские солдаты через всю Великую Отечественную войну пронесли в вещмешках томики со стихами Есенина, Маяковского, переписывали в окопах стихи К. Симонова «Жди меня» и учили наизусть «Василия Тёркина» А.Т.Твардовского).
- Поэзия приближает нас к высокому идеалу, делает нас лучше.
«Поверить алгеброй гармонию» нельзя.
Будем помнить, что главное в прочтении и истолковании любого поэтического текста не наличие средств художественной выразительности (метафор, эпитетов и т.д.), не виды рифмовки и размер стиха, а авторская мысль, настроение. Поэзия – это хрупкое искусство, и чтобы не разрушить впечатления от произведения, обращаться с ним нужно бережно.
С.Я.Маршак в своей статье «Об одном стихотворении» писал: «Произведение искусства не поддаётся скальпелю анатома. Рассечённое на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.
Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов…».
Главное – понять, почувствовать и постараться грамотно передать всё это в своей речи. Давайте попробуем уловить «поэтическую прелесть» стихотворения, не нарушив его целостности (чтение стихотворения учителем дублируется раздаточным материалом, затем проводится анализ):
Мандельштамовской ласточкой
Падает в сердце разлука,
Пастернак посылает дожди,
А Цветаева ветер.
Чтоб вершилось вращенье вселенной
Без ложного звука,
Нужно слово – и только поэты
За это в ответе.
И раскаты весны пролетают
По тютчевским водам,
И сбывается классика осени снова и снова…
И. Ратушинская
Домашнее задание: Прочитать любимое стихотворение наизусть, попробовать разгадать его «секрет».
Библиография:
- Т.В.Алексеева Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – СПб: Паритет,2004.
- Т.В.Доронина, Н.В.Францова Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Е.В.Любичева, Н.Г.Ольховик От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. Под ред. Д.п.н., проф. Любичевой Е.В. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Кожинов В.В. Поэзия и проза // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978.