Методическая разработка урока литературы (7-й класс) "Мы в ответе за тех, кого приручили". Повесть Р.Ругина "Ланги"

Разделы: Литература

Класс: 7


Урок литературы по теме “Мы в ответе за тех, кого приручили” по повести Р.Ругина “Ланги” проводится в рамках реализации национально-регионального компонента.

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

Данный урок внеклассного чтения можно провести в 7-м классе (автор программы Коровина В.Я.) после изучения рассказа Л.Андреева “Кусака”. Произведения объединяет общий гуманистический пафос; делается акцент на формирование чувства сострадания к “братьям нашим меньшим”.

Методы обучения: перцептивный, гностический.

Технология обучения: личностно-ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация).

Формирование речевых компетенций.

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющим осознать и реализовать свои личностные возможности.

На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к жизни и творчеству ямальского писателя, прозаика Р.П.Ругина. Был создан мультимедийный проект. Учащиеся подготовили 4 презентации: “Ругин Роман Прокопьевич – поэт, писатель, журналист”, “Друг, помощник, священное животное”, “Тавет – главный герой повести”, “Ланги - умнейший пес, умник”.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством хантыйского писателя Р. П. Ругина, с его повестью “Ланги”;
  • раскрыть важнейшие проблемы повести;
  • формировать умение давать оценку поступкам героев повести;
  • способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести и стихотворного текста;
  • развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе хантыйского народа;
  • воспитывать любовь к родному краю и ко всему живому.

Оборудование:

  • портрет Р.П. Ругина;
  • выставка книг писателя с авторским пожеланием;
  • детские иллюстрации к повести “Ланги”;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,видеомагнитофон;
  • 4 программы-презентации, созданные в Power Point;
  • видеофильм к учебнику “Мифология, фольклор и литература Ямала”, авторы В.Крылов, Н. Цымбалистенко.

Ход урока

1. Сообщение темы, задач урока.

2. Анализ повести Р.П. Ругина “Ланги”.

Р.П.Ругин – известный хантыйский поэт, прозаик, главный редактор журнала “Ямальский меридиан”. Р.Ругин – автор 27 книг со стихами, прозой, фольклором. Отдельные стихи переведены на многие иностранные языки. Два стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировал сборником стихов “Живая вода”. С 1983 года – член Союза писателей РФ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ, подготовленная учащейся о Р. Ругине.

Фольклор народностей Севера, их мифы, легенды, сказки находят отражение во многих произведениях талантливых ямальских писателей и поэтов. Один из широко известных и признанных писателей, обратившихся к проблеме менталитета северных народов, их национальной самобытности – Р.П.Ругин. В своих произведениях автор концентрирует внимание на том, какие перемены в сознании коренного населения привнесли идеи “переустройства” тундры. Р.Ругин пишет о родном Ямале, который он нежно любит, о коренных народах Ямала, поставленных перед выбором: национальная самобытность или техногенная цивилизация.

Просмотр фрагмента видеофильма о Р.Ругине.

Повесть Р.Ругина “Ланги” (1986г) - трогательное повествование о собаке (о чем говорит название)

  • Почему повесть называется “Ланги”?
  • Значит ли это, что собака, а не человек главный герой повести?

(Тема преданности собаки и предательства человека нередко становилась объектом писательского внимания. Собака в мифологии ханты зачастую является хозяином человека, ведь по своему предназначению собака охраняет приручившего ее, спасает, чувствуя бесконечную преданность и любовь к человеку.)

Какие произведения анималистической прозы читали?

(“Муму” И. Тургенева, “Каштанку” А.Чехова, “Белого Бима” Троепольского, “Кусаку” Л.Андреева, “Верного Руслана” Г.Владимова)

  • Кстати, все произведения названы по кличке собаки.
  • Почему так часто животные становятся героями сказок легенд, мифов, рассказов?

(Человек верит в свое сверхъестественное родство с животным. Человек с самых давних времен видел в животном существо очень близкое себе.)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ учащейся о священных животных Ямала.

  • Можно назвать повесть “Ланги” развернутой притчей? О чем размышляет Р.Ругин?

(Пожалуй, хантыйский писатель обращается к важной, вечной проблеме взаимодействия человека и природы, к проблеме отношения к домашним животным, являющимся практически частью семьи у ханты. Р.Ругин размышляет, почему человек изменяет природе, родному краю, близкому существу, наконец, самому себе).

Представьте главных героев повести (Тавета и Ланги)

ПРЕЗЕНТАЦИИ, подготовленные учащимися.

В сущности, Тавет - неплохой человек, мечтает о хорошей охотничьей лайке, заботливо ухаживает за псом, обучает собаку, хвалит за редкую сообразительность: “Молодец! Умнейший пес! Умник”.

  • Что еще можете сказать о собаке?

(Умная, хитрая (случай с Рексом) верная, преданная).

Ланги любит хозяина, преданна ему.

  • Что же произошло? Кто виноват в том, что Ланги не стал настоящей охотничьей собакой? Как об этом пишет автор? (1, стр.189-190, 191)
  • Каким способом собака спасает жизнь Тавету?

(Когда на острове Горелый Тавет случайно подстрелил себе ногу, Ланги приносит пищу, готова защищать хозяина от медведя, а главное - привела людей на помощь раненому хозяину). (1, стр.207,208)

  • Как отвечает человек на преданность собаки?

(Ради престижной работы в городе Тавет покидает родной поселок, оставляя Ланги своему приятелю.)

Поступок человека явно противопоставлен повадкам собаки. Автор в одном интервью искренне делится размышлениями: “Душа собаки иногда лучше, чем внутренний мир злого человека”.

Формально Тавет все делает для того, чтобы Ланги оказался в хороших руках, мужчина обещает вскоре приехать за собакой.

  • Почему собаке этого недостаточно?

(Животное не в состоянии понять человеческую логику. Как бы ни был хорош сосед, которому доверили собаку, предательство остается предательством).

  • Ребята, а чьи слова вынесены в тему урока? Из какого произведения? Как вы их понимаете?

(А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

  • Что происходит с собакой, когда хозяин уехал?

(Ланги паршивеет, сохнет от тоски, слепнет, плохо слышит, теряет интерес к окружающему, прибивается к одинокому, заброшенному старику). (1, стр. 212, 213)

Последние строки повести эмоциональны и проникновенны, они заставляют читателя страдать и переживать вместе с героями произведения.

  • Как выглядит развязка повести?

(Собака бросается в воду, выход в смерть стал освобождением для Ланги из клетки земной жизни.) (1, стр. 213)

  • Правильно ли сделал Тавет, позвав Ланги за собой в бурлящую Обь?
  • Почему Тавет закричал изо всех сил?

(Этот отчаянный крик хозяина был последней наградой для Ланги)

  • В отношении собаки финал ясен, а в отношении хозяина?

(Автор нам сообщил только, что Тавет пролежал в каюте до вечера. Финал “открыт” для хозяина собаки)

  • Почему автор прерывает повествование в нужный момент, оставляя многое за текстом? Читатель может только догадываться, как сложится судьба Тавета. Хочется верить, что, лишившись верного Ланги, Тавет поймет: близких и преданных друзей нельзя оставлять в беде.

3. Подведение итогов.

  • Так победил человек или проиграл?

(Персонаж Р.Ругина не выдержал испытания на верность, человек оказался слабее собаки.)

  • Понял ли человек мир природы, открыл ли он тайну прекрасного?

Человеку так и не удалось постичь тайну “всклокоченного, облезлого существа”, которое тем не менее представляет высшую гармонию и красоту в своем естественном единении с природой.

Собака и Человек, живущие рядом, на самом деле существуют в разных мирах, граница между которыми непроходима.

Необходимо отметить психологическое мастерство автора, сумевшего скупыми внешними деталями передать внутреннюю драму человека.

Измена подлинному “я” приводит в финале к драме: гибель собаки - это смерть чего-то очень важного в душе самого героя.

  • Сравните финал повести Р.Ругина с финалами других произведений, написанных на эту же тему.

(И.Тургенев “Муму” - гибель собачки;

Л.Андреев “Кусака” - предательство собаки;

Г. Владимов “Верный Руслан” - предательство и гибель собаки)

Прочитайте стихотворение Р. Ругина “Щенок”, “Бродячие собаки”.

  • Что общего между Ланги и героями стихотворения “Бродячие собаки”?

Р.Ругин “Бродячие собаки”

Когда я вижу брошенных собак,
Такая боль одолевает сердце,
Что затмевает белый свет в глазах,
И камень давит душу; и деться
Куда от той сжимающей тоски,
От темной наплывающей печали,
Когда я вижу, как они, скучая,
Подолгу бродят улицами, ждут
Чего-то, вечно сидя у помоек,
Как будто грязь отбросов стерегут,
Как будто ждут, что позовут домой их.

Я думаю: за что же человек
Наколдовал им эту злую долю?
Как можно друга вышвырнуть на снег,
К бездомной жизни брата приневолить?
На то ли разум человеку дан?
Их жизнь – что плод на стебельке увядшем:
Подкарауливать кусок дразнящий,
Чтоб у помойки волю дать зубам;
Отстаивать у жизни каждый час,
Когда судьба так безучастна стала…
Собака эта руки вам лизала
От радости, когда встречала вас!
Она бы снова дом ваш стерегла,
Она детей бы из беды спасала.
Но человеку дружбы стало мало,
Или в душе огонь уже угас?
Бывало, ханты свято берегли
Помощников своих четвероногих.
Есть или нет еды, а поделись
С собакою. Я не встречал убогих
Таких животных в северном краю,
Им там, как нищим, кус не подают.
Ужель и я смогу привыкнуть сам
К голодным их и жаждущим глазам?

Просмотр фрагмента видеофильма.

4. Домашнее задание.

Напишите свой финал повести “Ланги” (Приложение 1)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мирология, фольклор и литература Ямала/ Христоматия 5-7 классы. Составил:Попов, Н.Цымбалистенко . Тюмень: Издат-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002 265с.
  2. Попов Ю.И. Цымбалистенко И.В. Литература Ямала ХХ века. Сб литературно-критических статей: учебное пособие для учителей литературы старших классов- Салехард: ЯНОИУУ,-2001,-114с.
  3. Попов Ю.И. Цымбалистенко И.В. Мирология, фольклор и литература Ямала/ Учебник5-7 классы. Тюмень: Издат-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001 134с.