Цели:
- развитие навыков углублённого чтения( самостоятельная работа с текстом, выборочное чтение, выразительное чтение, выборочное чтение, анализ эпизода)
- воспитание духовных ценностей
Оборудование:
- портрет писателя, иллюстрации учеников, творческие работы ребят,
- выставка книг для детей В.Белова, Л.Толстого, А.И.Куприна, В.Астафьева, В.Крупина,
- аудиозапись “Голоса птиц”, “Времена года “П.И.Чайковского, иллюстрации ребят к рассказу, картины о природе, карточки для самостоятельной работы, высказывания писателя:
Форма урока: беседа
Виды работы: выразительное чтение , анализ эпизода, диалог, пересказ, творческая работа, чтение наизусть, работа с иллюстрацией.
Эпиграф:
“Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях
трава, я ощущаю каждую травинку”,
“Тихая моя Родина, ты всё так же не даёшь мне
стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной”
Ход урока
1. Вступительное слово
Учитель: Каким представляется вам человек, который мог так о себе сказать?
Дети. Добрым.
– Искренним.
– Он любит родину, природу.
– Если он травинку не обидит, то и человека.
– Он добросердечный.
– Чутким.
Мнения ребят.
Звучит музыка Чайковского “Времена года”.
Учитель читает стихотворение И.Северянина “В
парке плакала девочка”.
Учитель:
“В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю”…
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости”.
Краткий анализ стихотворения.
– Это очень хорошие стихи, а понравились ли они вам? Чем понравились? Чем, по-вашему, был потрясён отец девочки?
Дети. Тем, что дочка маленькая, но у неё
большое сердце.
– Она не осталась равнодушной к боли живого
существа.
Учитель: Есть ли у вас любимые стихи и рассказы о природе, о дружбе человека с “братьями нашими меньшими”?
2. Опрос домашнего задания
Рассказы ребят о прочитанных книгах на тему: “Природа и человек”
– У Л.Толстого есть рассказ о том, как мальчик
спасает от злой собаки котёнка.
– Рассказ “Приёмыш” Мамина-Сибиряка о спасении
охотником раненого лебедя
– Мальчик Тёма у Гарина-Михайловского спас
Жучку, она попала в заброшенный колодец.
Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”.А Павлуня из рассказа В.Белова похож на героиню стихотворения И.Северянина и на тех, о которых вы рассказывали сейчас?
– Да, герои очень чутки к чужому горю
– Они умеют жалеть, сочувствовать
– Они добрые
3. Слово учителя о В.Белове
Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской области в 1932 году. Рано начал работу в поле наравне со взрослыми, рано узнал цену хлебу, товариществу, взаимопомощи, взаимопониманию.
Если в нашем районе почётная профессия хлебороб, то на Вологодчине это кружевница или плотник. Чудными узорами и тончайшей резьбой украшены там дома. Люди учатся красоте у природы: берут краски у неба, леса, реки.
Жизнь научила писателя бережному отношению ко всему живому, уважению к человеку труда- мастеру и творцу; открыла главное в человеке- доброту!
Много повестей и рассказов написал Василий Белов и все они учат хорошему.
Давайте вспомним, что называется рассказом и к какому жанру относится рассказ “Скворцы”?
4. Теоретическое задание
Рассказ-описание какого-нибудь события или случая.
- Юмористический
- Реалистический
- Фантастический
События, которые происходят в рассказе жизнеподобны, они могут произойти на самом деле. Значит, этот рассказ относится к жанру реалистического рассказа.
Рассказ “Скворцы”- один из лучших рассказов писателя.
5. Работа по рассказу “Скворцы” В.И.Белова. Беседа по вопросам
? Что мы узнаём в начале рассказа о главном герое- мальчике Павлуне?
Павлуня всю зиму не вставал с постели, доктор советует отвезти мальчика в областную больницу. Родители мальчика заняты, они работают в колхозе, без выходных. Мальчик понимает, что им некогда отвезти его к врачу, да и денег надо порядочно. Он терпеливо ждёт.
Мир мальчика ограничен стенами комнаты… Мать после долгой зимы освежает комнаты, выставляет оконные рамы. Мальчик видит, как она начищает самовар, стелит половики. И в дом пришла весна.
Мать переставляет кровать больного сына к окну.
? Что видит мальчик за окном?
Выборочное чтение.
“Павлуня видит голубое небо и золотую сосульку, чёрные проталины на огороде, тёмные пятна на реке, которые сливаются в одно тёмное пятно. Это весна!
? Какие выразительные средства использует писатель
- олицетворение: дрожит от ветра стебель репейника
- эпитет: золотистая вода
- сравнение: небо сравнивается с обложкой на тетрадке, на которой не поставлено ни одной буквы, чистой, как весеннее небо.
Мальчик очень рад этому прекрасному времени года, у нас на улице тоже весна, а почему мы всегда радуемся весне?
6. Индивидуальное задание.
- Творческие работы учащихся
“О весне”
- Чтение наизусть
У поэта С.Михалкова есть стихотворение “Как скворец летел домой” .Оно посвящено торжественному событию- прилёту птиц в родные места. - Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
? Ребята, а как мы встречаем скворцов? Готовим ли им дворцы?
- “Как я делал скворечник”, “ Моё желание” – мини-сочинения
В нашем школьном парке тоже есть скворечник, ребята нашего класса сделали его сами. У всех предоставится возможность заметить прилёт птиц.
- “Рассказ о скворцах” – творческая работа с использованием научных и художественных описаний
? Чем похожи все эти работы? Вы подготовили и стихи, и сочинения, и рассказы.
– Они передают весеннее настроение и посвящены весне.
? А как Павлуня готовится к прилёту скворцов?
7. Работа с текстом
Выразительное чтение отрывка, в котором говорится об этом.
Отец смастерил скворечник, а Павлуня наблюдает за работой отца, проверяет его на свет: нет ли щелей между дощечками, не будет ли холодно скворцам? Он беспокоится, что скворцам будет тесно на дощечке, просит отца придумать ещё что-нибудь, боится, что скворец упадёт с высоты.
? Что же происходит дальше?
Ответ мы получим после выполнения самостоятельной работы по карточкам
8. Дифференцированная работа
Абзац №16, №18
? Накануне прилёта птиц мальчик видит сон. О чём он?
– Павлуня видит себя летом на речке.
– Он бегает своими ногами по траве, радуется
солнцу и теплу.
? Как в этом эпизоде автор передаёт любовь ко всему живому?
– Он радуется красоте летнего дня.
– Его радует всё: и солнышко, и трава, и речка.- в
его голосе слышна доброта ко всему вокруг.
? Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде “Прилёт скворцов”?
Чтение эпизода, анализ.№22
? Как вы понимаете значение слов “обомлел”? “замер”?
– Павлуня рад что скворцы осматривают
скворечник, который сделал его отец.
– Он счастлив. Счастье переполняет его душу.Но
О чём опять беспокоится и тревожится Павлуня?
– Скворцов прилетело много, а скворечников в деревне только два: их и ещё один на Гурихиной черёмухе. Но там скворечник старый, в нём будет холодно скворцам.
Мальчик дождался прилёта птиц, теперь не хочет расставаться с ними.
? Как об этом пишет автор?
? Наблюдения мальчика за скворцами № 27, 28
Всё изменил случай. Какой?
Абзац №29
Павлуня увидел, что ветром опрокинуло шест со скворечником на землю. Дома никого не было: ни мамы, ни папы. Тогда мальчик бросился на помощь скворцам.
? Что происходит дальше?
Абзац №30, №31,32
Работа с иллюстрациями.
Писатель передаёт состояние и действия встревоженного чужой бедой мальчика при помощи глаголов: похолодел, закричал, заметался. Попробуйте отыскать сами: начал искать, отыскал, надел, выбрался, открыл, обогнул, увидел, закричал, заплакал, бросил, подковылял.
Это ключевые слова, они играют важную роль.
? Как вы думаете, почему?
– Они передают, как он испугался…
? Как преодолел своё состояние, чтобы помочь скворцам.
? Как вы расцениваете поступок Павлуни?
– Павлуня очень болен. Врач не разрешает ему вставать. Но когда он видит, что скворчатам некому помочь, он бросается им на помощь.
– Он еле переставляет ноги, ковыляет, они его не слушались, он дрожит от холода и горя Он чувствует, что случилась беда, а потом видит осколки скорлупы…
Он пересилил чувство боли. Его поступок очень сильный.
? Жаль вам мальчика? а скворчат?
? Как автор относится к герою?
– В голосе автора слышны любовь и нежность к Павлуне.
– Даже само имя мальчика не Павел, Паша, а Павлуня. Ласково и нежно называет его автор.
– Автор любит его, гордится им.
Грустно кончается рассказ. Если бы можно было что-то изменить, как бы вы продолжили рассказ?
9. Творческие работы: “Как я бы хотел закончить рассказ”
Хочется, чтобы Павлуня выздоровел, Павлуня- добрый мальчик.
Самое последнее предложение: “Они улетели куда-то очень далеко, может, за реку, и, наверное, прилетят только завтра”.
Эти слова “прилетят завтра” дарят надежду.
10. Словарная работа
Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем значение слова “надежда”.
“Надежда” – вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного.
Этот мальчик очень добрый, и мы его полюбили. Он может сделать много добрых дел.
“Доброта” – что это такое?
“Доброта” – отзывчивость, душевное расположение к людям.
Сердце Павлуни отзывается на чужую боль. Это главное качество в человеке. Называется оно-милосердие.
“Милосердие” – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
11. Вывод
Павлуня – маленький человек, но сердце у него большое и доброе. Сколько в него вмещается заботы о других и любви.
Наш урок мы назвали “Маленький человек с большим сердцем”