Цели:
- учебные:
- приобщение школьников к творческому наследию А.С.Пушкина;
- формирование культуроведческой компетенции учащихся средствами литературы, живописи;
- формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине, тексту литературного произведения;
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
В наш высокоскоростной век, век всеобщей компьютерной грамотности и безграничного господства Интернета, очень важно человеку не забыть, не потерять чувства прекрасного. Сегодня мы попробуем прикоснуться к прекрасному. Наш урок – урок-альбом. Он будет посвящен творчеству двух великих людей: художника Рафаэля и поэта Пушкина. Не всему, конечно, творчеству, а только той его части, которая посвящена ЖЕНЩИНЕ. Любовь, преклонение, обожествление – вот что чувствовали эти два мастера живописи и литературы к женщине. И мы попробуем проникнуться этими чувствами.
Название нашего альбома – “Мадонны Рафаэля и Музы Пушкина”
Поработаем со словами: как вы понимаете значение слов “Мадонна” и “Муза”?
Мадонна – богородица. Как звали богородицу (Мария). А как должна была изображаться Мария (с Иисусом на руках)
Муза – 1. в греч. мифологии - Одна из дочерей Зевса, покровительница искусств; 2. перен. Источник вдохновения.
Итак, мы видим, что художник Рафаэль и поэт Пушкин искали в женщине источник вдохновения и находили его, создавая свои бессмертные произведения.
Из всех гениев мировой культуры Рафаэля и Пушкина объединяет какое-то солнечное родство. И оно проявилось не только в том, что каждый из них прожил слишком короткую жизнь, около 37 лет, но выразилось, прежде всего, в творчестве, которое и по сей день оценивается многими как легкость, простота и вместе с тем непостижимое и непревзойденное совершенство, для описания которого никогда мы не сможем подобрать нужных слов и всегда лучшим ответом будет божественное молчание.
Музыка...
Презентация “Мадонны Рафаэля”.
Рафаэль – великий Мастер Высокого Возрождения. Сын художника, он рано достиг высоких почестей. Римский папа хотел сделать его кардиналом, но преждевременная смерть автора бессмертных полотен помешала этому.
Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года. Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен.
Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие.
Наибольшей силы гений Рафаэля достиг в изображении женских образов – мадонн.
Бесконечно красивый юноша не страдал от недостатка женского внимания. Но была у него своя единственная Мадонна, которую он встретил совершенно случайно и страстно полюбил. Она была дочкой булочника, и Рафаэль дал ей имя Форнарина, что значит “булочница”.
В первый год бурного романа любовники почти не расставались. Рафаэль никого не хотел видеть, никуда не выходил, забросил работу и занятия с учениками. Мастер любил Форнарину и все писал ее ангельскую головку, бес конца повторяя: “О, как ты прекрасна!” А на робкие намеки друзей об опасности, которую таит в себе неумеренная страсть, Рафаэль отвечал: “Художник становится только талантливее, когда сильно любит или бывает страстно любим”.
Что касается уверенности Рафаэля в том, что в ответ на его глубокое и сильное чувство возлюбленная Форнарина отвечает ему взаимностью, то, к сожалению, живописец ошибался. Прекрасную булочницу привлекали его деньги, а не любовь.
Но вглядываясь в лица рафаэлевских мадонн, мы видим в них черты юной, прекрасной, ветреной Форнарины, возлюбленной Музы художника.
Творческое наследие Рафаэля огромно. Посмотрите на эти прекрасные полотна.
“Мадонна Конестабиле” - это первая картина Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже. Она маленькая и могла бы казаться иконой, если бы не фон - природа, что сразу превращает иконописный вид Мадонны в портрет юной женщины. Озеро, едва зеленеющие склоны холмов, тонкие деревца, заснеженные вершины гор. Ранняя весна. Тишина и грусть. Это из детства художника. Это воспоминания о рано умершей матери. Это и икона, и портрет.
С первого взгляда поражает своей искренностью, редкой простотой и ни с чем не сравнимой радостью Мадонна Темпи.
...Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына, идёт по зелёному лугу. Такое впечатление, что она напевает малышу песенку или шепчет ему какие-то ласковые слова... Прижавшись щекой к головке ребёнка, она кажется счастливейшей из смертных. Художник трепетно передаёт всю полноту материнского счастья. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера. Лирический настрой всего полотна лишь подчёркивает философскую и общечеловеческую значительность образа матери, идущей с ребёнком на руках навстречу жизни.
И наконец общепризнанной вершиной творчества Рафаэля является “Сикстинская Мадонна”.
Композиция картины предельно проста. Мадонна с земли поднята на небо. Мы чувствуем высоту, откуда она готова спуститься к людям, с тревогой за сына, который недовольно, по-взрослому, смотрит на нас.
Мадонна, которую обычно изображали сидящей, спускается с небес, легко неся ребенка на руках. У ног ее коленопреклоненный святой Сикст и святая Варвара справа. И два ангелочка удивленно смотрят низу вверх.
Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
Вопрос: Перед вашими глазами предстали сейчас рафаэлевские мадонны. Скажите, как вам кажется, что больше всего привлекало Рафаэля в женщине (женственность, красота, радость материнства)
А как он изображает Мадонну-богородицу (как простую женщину, счастливую в своем материнстве)
Слово учителя. Презентация “В краю высоких вдохновений... Мария Мусина-Пушкина”
Великий Пушкин – золото русской поэзии – на протяжении всей жизни обращался к творчеству великого Рафаэля. Прекрасные полотна вдохновили мастера на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту. Среди них есть замечательное стихотворение “Кто знает край...”
Обращено оно к давней знакомой поэта. Молодая женщина только что вернулась из путешествия по Италии. Пушкин никогда там не был. Но силой своего таланта он сумел представить неизведанный, волшебный южный край. Но самое главное, Пушкин показал ни с чем не сравнимую женскую красоту.
Имя прекрасной Музы поэта – Мария Мусина-Пушкина.
Давайте послушаем стихотворение.
(Начало 2 страницы – презентация)
Чтение стихотворения “Кто знает край...”
Беседа по стихотворению (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения)
1. Сколько частей в стихотворении? Чему посвящена каждая часть?
1 – показывает красоту Италии, родины многих великих людей. Какие имена здесь названы?
Какие средства выразительности можете назвать? Каким эпитетом определена Италия? (“Волшебный край”)
2 – образ Людмилы (условное имя) сравнивается с шедеврами искусства. Назовите тропы. Как вам кажется, в чью пользу сравнение Людмилы с произведениями искусства? Примеры (“ Она задумчивой красой очаровательней картины”)
3 – обращение к Рафаэлю, призыв написать прекрасную Марию.
В заключительных строках Пушкин пишет: “Пиши Марию нам другую с другим младенцем на руках” Он имеет в виду Мусину-Пушкину, у которой в то время был маленький сын. Поэт был очарован прелестной молодой женщиной и, конечно же, завидовал ей, видевшей бессмертные полотна Рафаэля.
По мнению поэта, она очаровательней и Флорентийской Киприды, и Форнарины, и Мадонны молодой. Ее небесные черты воспевает Пушкин.
Слово учителя. Презентация “Ангел Рафаэля... Анна Оленина”
Чувства Пушкина не были мимолетными, хотя и случайных влюбленностей в его жизни было немало. Анна Алексеевна Оленина сыграла особую роль в жизни поэта. Он мечтал сделать Аннет своей женой и посвятил ей множество стихотворений.
Следующая страница нашего альбома посвящена Анне Олениной.
(Начало 3 страницы – презентация)
Они познакомились, когда Анне было всего 9 лет. Пушкин часто бывал в доме директора публичной библиотеки, археолога, историка и художника Алексея Оленина. Конечно же, он не мог не заметить хорошенькую девочку. Вновь встретив ее 19-й девушкой в 1827 г., Пушкин пылко влюбился.
Олениной было лестно внимание поэта, но она не считала Пушкина “большой партией”. Она была не из тех “романтических особ”, которые способны “потерять голову”.
Пушкин даже сделал Аннет предложение. Родители девушки ему отказали.
Но, несмотря на это, поэт посвящает ей множество стихов, в которых выражает возвышенные чувства. В одном из них присутствует образ рафаэлевской мадонны. Это стихотворение “Ее глаза” (1828 г.) Оно стало поэтическим прощанием со светлым образом возлюбленной.
Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение "Черные очи", где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову). Пушкин воспевает глаза Олениной. Глаза, как известно, – зеркало души. А что вы можете сказать о душе этой девушки, какая она? (Скромная, мечтательная, задумчивая) С кем или с чем сравнивает глаза Олениной Пушкин? (С глазами ангела Рафаэля)
Мы видели ангелов на полотне “Сикстинской мадонны”. Какое божество они созерцают? (Марию с младенцем) А как они смотрят на нее? (Удивленно, обожествляющее, смиренно)
Вот так и смотрит на нас и на весь окружающий мир Анна Оленина, возлюбленная Пушкина. Несмотря на то, что она отвергла любовь поэта, Пушкин воспел в ней все самое лучшее. Он всегда стремился увидеть в женщине только прекрасные черты.
Может, и к счастью, что не приняла Оленина предложение Пушкина о женитьбе. Судьба преподносит ему такое сокровище, такой редкий цветок, о котором можно только мечтать.
Открываем следующую страницу альбома. Она посвящена Натали Гончаровой. (начало 4 страницы – презентация)
Презентация “Чистейшей прелести чистейший образец... Натали Гончарова”
"Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу Твою люблю я еще более твоего лица" – писал Пушкина своей невесте Натали Гончаровой. С этой девушкой связаны самые счастливые и самые трагичные годы жизни Пушкина.
По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатым увлечением. Но именно она стала его самой большой любовью.
Уже в восьмилетнем возрасте все обращали внимание на редкое совершенство черт ее лица и шутливо пугали маменьку, что у дочери со временем от женихов отбоя не будет! Суровая и решительная маменька в ответ поджимала губы и говорила: "Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!"
Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении были обворожительны. Все в ней было так удивительно хорошо!.. Натали явилась в семье удивительным самородком!
Этот самородок мгновенно поразил сердце и воображение знаменитого Пушкина. Впервые он увидел ее, когда ей едва исполнилось 16 лет. В белом платье, с золотым обручем на голове она была представлена Александру Сергеевичу, который “впервые в жизни был робок”.
“Когда я увидел ее первый раз, - писал Пушкин, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее. Голова у меня закружилась...”
Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Чуткий ко всякой красоте Пушкин сразу же отметил “небесное существо”. Ее отличало какое-то необыкновенное обаяние, и не случайно в дальнейшем тонкий знаток человеческой души Пушкин в посвященном ей стихотворении “Мадонна” называет ее “чистейшей прелести чистейший образец”.
“Участь моя решена. Я женюсь... Та, которую я любил целых два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - боже мой, она почти моя...” 18 февраля 1831 г. в церкви Большого Вознесения в Москве Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были обвенчаны. “Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.
Всего год назад в письме Гончаровой из Петербурга в Москву Пушкин писал: “Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей”.
Эта картина принадлежала кисти великого Рафаэля и носила название “Бриджуотерская Мадонна”. Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила его на создание поэтического шедевра – сонета “Мадонна”.
Чтение сонета.
Учитель:
С самых первых строк стихотворения мы как бы погружаемся в атмосферу божественности и святости. Какую религиозную лексику использует поэт? ("обитель", "суеверно", пречистая", "божественный спаситель", ангелы, "под пальмою Сиона") Возникает иллюзия, что мы находимся в храме.
А на самом деле, где находится лирический герой? (В своем доме, в своей комнате – “в простом углу моем”, - говорит поэт) Какую картину желал бы видеть Пушкин в простом углу своем? (Мадонну Рафаэля)
У него не было возможности приобрести картину, но взамен он получил гораздо большее. Поэт нашел божественную красоту на земле, обрел свою мадонну из плоти и крови. Наталья в глазах поэта обладала такой же ангельской святостью, как и мадонна Рафаэля.
Пушкин особенно подчеркивает чистоту и невинность своей мадонны. Какими словами? (Чистейшей прелести чистейший образец) Почему автор использует форму превосходной степени прилагательного? Не просто “чистый”, а “чистейший”? (Его мадонна – вершина гармонии и совершенства)
Слово учителя.
Открывая последнюю страницу нашего альбома, давайте вспомним еще раз значение слова “Мадонна” (Богородица, мать с младенцем на руках).
Мы видели на изображениях полотен Рафаэля мадонну с младенцем. Это символ вечной любви и вечной тревоги матери за своего ребенка.
“Мадонна” Пушкина Наталья Николаевна подарила поэту четверых детей.
Но супружеское счастье длилось всего шесть лет. Год 1837 – трагический для Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Их будущее было разрушено встречей с Дантесом. И уже ничего нельзя изменить: все ближе и ближе роковой день дуэли.
Когда смертельно раненного поэта везли домой, он прежде всего думал о жене, боялся испугать ее, старался защитить, укрыть ее от людского любопытства.
“Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском”, - сказал он доктору, а жене велел: “Отправляйся в деревню. Носи по мне траур два года. Постарайся, что бы забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона”.
Наталья Николаевна после смерти Пушкина уехала с детьми в имение своего старшего брата “Полотняный завод” Калужской области, где прожила около двух лет.
Из воспоминаний современника: “В Полотняном Заводе все застал в цвету... Наталья Николаевна похудела сильно... Как вошла в гостиную, так и припала ко мне – не заплакала, а застонала. Красота ее стала еще более небесная: не как ты говаривал – Мадонна, а лучше сказать по-русски – Скорбящая. Люди небось все ей грехи перечтут и счет выпишут. Все твоей бедной женке припомнят: на балы зачем ездила, зачем наряжалась, зачем мужчинам нравилась?”
Но выше всех обвинений во все времена были и будут слова Пушкина: “Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив”.
О втором замужестве Натальи Николаевны не принято говорить. В течение многих лет эта тема была каким-то табу, её избегали касаться... Почему? Вероятно, из-за какого-то внутреннего осуждения... Жене поэта и раньше ничего не прощали, очевидно, многим хотелось, чтобы она была верна Пушкину навсегда. Это очень романтично, но ... нежизненно. Ей было всего 24 года, когда погиб её муж. Пушкин же, умирая, завещал ей носить по нему траур два года, а потом выходить замуж за порядочного человека.
Такой порядочный человек нашёлся. Всё то, что мы знаем о Петре Петровиче Ланском, характеризует его как прекрасного, доброго человека, принявшего в свою семью детей жены от первого брака и очень много сделавшего для них.
Генерал Ланской был уже немолод, ему шёл 45-й г., женат до этого не был.
Очень скромная свадьба была отпразднована в узком семейном кругу. Наталья Николаевна любила Ланского, но это уже была другая любовь, чем её любовь к Пушкину, - прежде всего основанная на благодарности к человеку, хорошо относившемуся к её детям от первого брака и давшему ей душевный покой, в котором она так нуждалась.
С Ланским Наталья Николаевна прожила 19 лет. В этом браке у неё родилось ещё трое детей. Но Пушкин всегда жил в ее сердце, в ее душе. Умирая, в лихорадочном забытьи, она шептала побелевшими губами: "Пушкин, Ты будешь жить!" - хотя Пушкина не было рядом уже тридцать три года. Рядом была только его бессмертная тень, тоскующая по душе той, что он любил больше Жизни. Душа эта пришла к нему 26 ноября 1863 года, хмурым осенним утром, провожаемая слезами холодного дождя, переходящего в мелкий снег...
Чтение стихотворения “У могилы Н.Н.Пушкиной” (А.Дементьев)
В Петербурге, на старом Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, стоит надгробие, окруженное железной оградой, надпись на которой гласит: Наталья Николаевна Ланская.
Хочется верить, что когда-нибудь в будущем, по человеческой и исторической справедливости к фамилии Ланская добавят: Пушкина.
У Натальи Николаевны было много достоинств – доброта, душевная простота, искренность и практический ум, чуткое материнское сердце. Ее “недостатки” - необыкновенная красота и молодость. И что бы ни случилось, какие бы мнения ни высказывались исследователями, святое имя Натали и светлый образ этой женщины неотделимы от имени и жизни великого Пушкина.
Закрывая последнюю страницу нашего альбома, мне бы хотелось еще раз обратиться к его названию – “Мадонны Рафаэля и Музы Пушкина”. Скажите, что же объединяет этих двух великих мастеров? (Отношение к женщине как к некоему божественному чуду, преклонение перед внутренней красотой)
А есть ли какая-то связь между словами “Мадонна” и “Муза”? Кто является Музой и для художника и для поэта? (Слова переплетаются в своих значениях. Музой и для Рафаэля и для Пушкина стала ЖЕНЩИНА, прекрасная своей женственностью, внутренней красотой и одухотворенная материнством)
Сейчас вы постепенно становитесь взрослыми, и мне бы хотелось, чтобы ваши глаза и ваши сердца видели не только внешнюю красоту, но стремились бы разглядеть и красоту внутреннюю, красоту души. А чтобы было что разглядеть, надо воспитывать в себе эту внутреннюю красоту и щедрость души.