Марии в творчестве А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Обращаясь к творчеству А. С. Пушкина, нельзя не заметить, что героини многих произведений поэта носят имя Мария. Учитывая то, что и первенца Пушкина звали Машей, можно сделать вывод, что в те времена это имя было популярным в российском обществе и нравилось Александру Сергеевичу.

Остановимся на некоторых произведениях поэта и рассмотрим образы главных героинь, носящих имя Мария.    

В поэме «Бахчисарайский фонтан» (1823) имя Мария принадлежит польской княжне, волей судьбы попавшей в гарем хана Гирея. Центральный конфликт поэмы строится на противостоянии двух главных героинь, которые являются носительницами двух разных мировоззрений. Грузинка Зарема, крещенная в младенчестве, оказавшись в гареме, предается любовной страсти и забывает обо всем. Ей противопоставлена Мария. Уже  в портрете ее автор отмечает «тихий нрав» [1, с. 52], имея в виду, скорее всего, ее скромность, кроткость. Чистота и целомудрие Марии подчеркиваются словосочетанием «невинная дева» [1,с.52]. Мир любовной страсти ей неведом и чужд. «Она любви еще не знала» [1, с. 52], – говорит о ней автор. В отличие от Заремы героиня живет во имя совершенно других, более высоких ценностей. Она живет в согласии со своим внутренним миром, что отражается на всем, что ее окружает. Комната Марии окружена церковными реликвиями и настолько чужеродна пространству гарема, что автор называет ее «спасенным чудом уголком» [1, с. 54]. И даже то, что героиня попала в такую трагическую ситуацию, не выводит ее из себя, не вызывает в ней бунта, а лишь порождает желание предать себя воле Божией. И она готова умереть, чтобы не оставаться в этом порочном мире, полном страстей, а перейти в иной мир, воспринимая смерть как новое рождение, как переход в будущую жизнь.

Следующая поэма, героиней которой является Мария, – «Полтава» (1829). Хотя центральным событием в ней является Полтавская битва, одну из основных  сюжетных линий составляет противоборство Мазепы и Кочубея. Когда-то они сражались бок о бок и были друзьями, а сейчас они смертельные враги. Что же послужило яблоком раздора? У Кочубея была дочь Мария, краса и гордость отца. Ее руки просят знатные женихи

Украины и России. Но красавица всем отказывает. Так кто же занял ее сердце? Это старый Мазепа, который и сам называет безумством охватившее его чувство. Любовь к Марии обнаруживает в Мазепе черты человека, не признающего никаких нравственных норм, способного переступить через любые моральные преграды. Он не только обольщает дочь друга, но и приходится ей крестным отцом. Таким образом, его поступок является нарушением не только общественных, но и христианских законов.

Не менее безумной выглядит и любовь Марии, совершившей побег из родного дома, позабыв «стыд и честь» [1, с. 91]. Ответственность за этот позорный поступок героини автор частично перекладывает на Мазепу, подчеркивая, что это он «заворожил ее», «усыпил в ней совесть» [1, с. 100].

На протяжении событий Мазепа изображен коварным, ненасытным, свирепым и развратным. И только влюбленная в него Мария не замечает этого. Лишь после смерти отца, замученного пытками и преданного смерти, у героини открываются глаза на истинную суть натуры Мазепы.

Мария покидает гетманский дворец, и следы ее теряются. Но однажды она приходит к гетману во сне со словами недоумения, упреков и любви.

Не снимая с Марии ответственности за совершенное, автор выражает сочувствие «деве несчастной», а в эпилоге поэмы подводит нас к пониманию того, какую память и оценку потомков «заслужила» Мария:

Но дочь преступница … преданья
О ней молчат. Ее страданья,
Ее судьба, ее конец
Непроницаемою тьмою
От нас закрыты. [1, с. 127]

Имя Мария получили также героини двух повестей, входящих в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830), – «Выстрел» и «Метель».

В повести «Выстрел» Маша – молодая и счастливая жена одного из главных героев повести – графа. Роль Маши в произведении эпизодическая, но только благодаря ей граф остается жив, когда Сильвио приходит к нему рассчитаться за некогда нанесенную обиду.
Главная героиня повести «Метель» – Марья Гавриловна, семнадцатилетняя девица, богатая невеста. Автор говорит, что она «была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена» [2, с. 59]. Пушкин по-доброму иронизирует над Марьей Гавриловной – эта фраза говорит о том, что героиня жила в выдуманном, романтическом мире. Иронически говорит автор и над рассуждением юных героев: «Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее» [2, с. 60].

Владимир умолял Машу «предаться ему, венчаться тайно» [2, с. 60]. Молодые должны были тайно обвенчаться в Жадринской церкви. Но едва Владимир выехал за околицу, как началась метель. Герой заблудился. А невеста, утомленная ожиданием и тревогой, была обвенчана с другим.

Судьбе было так угодно, что Маша стала женой неизвестного гусара.

В повести явно звучит тема судьбы: метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в будущее – божий храм.

«Метель не утихала, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу», – говорит автор о Маше. Владимиру метель помещала добраться до церкви. А Бурмина судьба сама как бы подталкивала к последним событиям: «Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю» [2, с. 68]. Одна и та же сила в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, преграждает путь. Таким образом, стихия-метель сыграла главную роль в судьбе трех героев. Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. На первый взгляд, она развела героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к реальной жизни.

В повести «Дубровский» (1833) исследователи выделяют лишь социальный конфликт, но не менее важным является здесь и нравственный аспект.

Владимир Дубровский, желая отомстить за отца, невольно стал разбойником. Но встреча с Машей Троекуровой все изменила. Владимир признается ей: «Все кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. <…> Вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. …я отказался от мщения, как от безумства» [2, с. 170]. Сама того не ведая, Маша спасла не только жизнь отца, но и душу Владимира. Желание мести сменилось состоянием прощения. Любовь к Маше преобразила героя.
Поступок Марьи Кириловны, до последней минуты надеющейся избавиться от ненавистного брака с Верейским, но после венчания холодно распрощавшейся с Владимиром, вызывает у современного читателя чувство недоумения. Попробуем разобраться с мотивами ее поведения. Во-первых, вспомним увлечение Марьи Кириловны французскими романами, которые «развили в ней не чувства, не страсти, а фантазию» [3]. И это объясняет многое: и переписку с Дубровским, и ее предстоящее похищение от алтаря – все это кажется ей романтическим. «Но Дубровский опоздал, и она втайне этому обрадовалась и разыграла роль верной жены, следовательно, опять героини»[3]. С другой стороны, этот поступок Марьи Кириловны можно оправдать тем, что по обычаям того времени и по глубокому убеждению героини церковный обряд соединил ее навсегда с тем, кто был ей ненавистен. Она не могла изменить своих представлений, которые воспитывали у нее с детства, и осталась верной обету, данному в церкви.

Героиня «Капитанской дочки» (1836) – Маша Миронова. Она нам ближе всех и понятнее. В Маше нам нравится все: ее скромность, простота, искренность и правдивость, постоянство и верность в любви, стойкость в борьбе с несчастьями, выпавшими на ее долю. Способность Маши выдержать любые испытания говорит о твердости ее духа и силе ее характера. Но как же сформировался такой характер? Маша росла в атмосфере честности, уважения к людям и твердых взглядов на жизнь, что было характерно для четы Мироновых. Девушка не читала французских романов, все ее образование ограничивалось русскою грамотою. Она любила заниматься рукоделием и проводила время в хлопотах по хозяйству, посещала местную церковь и слушала проповеди батюшки. То есть это самый настоящий русский характер. Недаром автор назвал свою героиню самым употребительным в России 19 века  женским именем.

Итак, рассмотрев образы главных героинь, носящих в разных произведениях Пушкина имя Мария, нельзя не заметить, что автора, прежде всего, волновала нравственная сторона жизни героев, а картина мира, созданная поэтом, имеет в своей основе христианские мотивы. Невозможно не увидеть, что именно сохранение нравственных идеалов, по мысли великого поэта, дает возможность жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Литература

  1. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах, том второй. М.: Худ. Литература, 1986.
  2. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах, том третий. М.: Худ. Литература, 1987.
  3. Белинский В. Г. Собрание сочинений в трех томах, том третий, ГИХЛ,1948.