М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича…" Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов"

Разделы: Литература


Цель урока: расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни… про купца Калашникова», совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Тест на усвоение предыдущего материала (по творчеству А.С.Пушкина)

  1. Каково отношение А.С.Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?
    а) восторженное
    б) негативное
    в) двойственное
    г) негативное
  2. С какой целью Петр I решает «…в Европу прорубить окно»?
    а) расширить торговые отношения с Европой
    б) «..назло надменному соседу"
    в) так «суждено» Петру I
    г) длятого чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международном рынке.
  3. Определите жанр «Песни о вещем Олеге».
    а) былина
    б) поэма
    в) баллада
    г) легенда
  4. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» ?
    А) «Повесть временных лет»
    Б) «История государства Российского» Н.М.Карамзина
    В) исторические хроники
  5. Какой момент «Песни о вещем Олеге» можно назвать кульминацией?
    а) предсказание кудесника
    б) исполнение предсказания
    в) победа над Царьградом
    г) гибель коня
  6. Какие исторические реалии введены в «Песнь о вещем Олеге»?
    а) образ кудесника
    б) щит на вратах Царьграда
    в) описание дружины
    г) языческий бог Перун
  7. Какой смысл вложен в строки «Горит восток зарею новой»?
    а) начало нового дня
    б) алые отблески лучей солнца
    в) восхождение России
    г) отблески пожаров

II. Слово о М.Ю. Лермонтове.

М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений. Романов, создал целую эпоху в литературе.

- С какими произведениями М.Ю.Лермонтова мы уже с вами знакомы? О чем писал М.Ю. Лермонтов?

- Чтение фрагмента статьи И.Л.Андроникова, посвященной биографии Лермонтова (учебник, с 111-115 )

- В чем особенность первых впечатлений детства Лермонтова?

- Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в жизни и творчестве?

III. Выразительное чтение «Песни…про Калашникова».

- Сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным произведением М.Ю.Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

(слайд 1)

IV. Вопросы по первичному восприятию текста.

- Какое чувство осталось у вас после прочтения поэмы и кто из героев понравился вам больше других?

- Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

(слайд 2)

V. Историческая справка.

(слайд 3-4)

А.И Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи. Надобно было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с горчайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надобно было с самого детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, ч то в ней схоронил, а , напротив,- дать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».

(слады 5-10)

Вывод: Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830 –х гг. не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую проблему долга и чести.

VI. Беседа по вопросам. (слайд 11)

- Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры.

(слайд 12)

- Герои «Песни…» расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.

- Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов?
 
(слады 13–14)

- Кому из героев вы сочувствуете?

- Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?

- Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Песне…»? Докажите.

(Былинные традиции, традиции народных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны – традиции народной песни, плача).

- Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

- Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

- Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену: «Уж ты где жена, жена шаталася?»

- Что вы помните о Домострое? (слайд 15)

- Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?

- Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

- Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?

- Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

- Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?

- Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

- Какие художественные приемы используются в поэме? Какова их роль?

- Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?

VII. Элементы сопоставительного анализа.

Задание. Прочитать диалог Кирибеевича с царем на пиру, диалого Кирибеевича и Калашникова, диалог Калашникова с Грозным после кулачного боя.

- Сопоставьте поведение героев. Какие черты характера проявляют герои?

VIII. Работа с иллюстрациями.

(слайды 16-17)

- Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? (иллюстрации в учебнике)

- Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстрации?

- Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций и в чем различие?

IX. Итог урока. Вывод.

X. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение одной из глав. Сделать к ней иллюстрацию.

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы: восход зари.

- В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

  1. На уроке я работал – активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я – доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался – коротким / длинным
  4. За урок я – не устал / устал
  5. Мое настроение – стало лучше / стало хуже
  6. Материал урока мне был
  • понятен / не понятен
  • полезен / бесполезен
  • интересен / скучен
  1. Домашнее задание мне кажется
  • легким / трудным
  • интересно / не интересно

Литература:

  1. www.bibliotekar.ru
  2. www.varvar.ru
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_IV
  4. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. «Поурочные разработки по литературе».