Материалы биографии позволяют связать представление учащихся о времени Пушкина и времени Лермонтова, подготовить их сознание к восприятию образов "Песни:" (имеются в виду факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывающие гневный протест поэтов). Читая и анализируя лиро-эпическое произведение Лермонтова, мы можем раскрыть связи художественной литературы с фольклором, показав, как фольклорные традиции отражены в авторских представлениях о природе и какие изменения эти традиции претерпели. В центре внимания будет историческая песня, вскрывающая конфликт власти и индивидуальности, обреченной на гибель.
Учащиеся узнают о том, как Лермонтов смог ясно показать историзм поэмы и своеобразие характера её главного героя через знакомство с историческими материалами о правлении Ивана Грозного. Характер отношения героя с женой станет ясен из наставлений "Домостроя". Узнают о жизни России 16 века. Узнают о том, почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине и почему поэт хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с "Песни:".
Учащиеся будут продолжать осваивать представления о точке зрения в литературном произведении; о портрете и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа; о роли пейзажа; об авторском отношении и способах его выражения в тексте; фольклоризм литературы; жанр поэмы (расширение понятия).
Будут учиться, работая с текстом:
- характеризовать персонажей и сравнивать их между собой;
- передавать в выразительном чтении чувства персонажей и их отношение к событиям и людям;
- определять атмосферу действия на основе пейзажа;
- определять отношение автора к персонажам и событиям.
Будут совершенствовать:
- умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;
- умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действия;
- умение определять тему, проблематику и идею произведения;
- умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей.
Ученики смогут после анализа текста:
- ответить на вопросы о Лермонтове и особенностях "Песни:";
- точно охарактеризовать каждого героя и отношения между ними и мотивировать своё видение;
- сравнить (назвать основные различия) в характере и поступках Калашникова и Кирибеевича;
- обосновать своё отношение к одному из героев песни;
- передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову её выразить;
- написать сочинение-рассуждение на тему: "Кто в "Песне:" является настоящим героем и почему?";
Система уроков по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
1 урок
М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте.
2урок
Нравственный идеал автора в "Песне про купца Калашникова".
3урок
Сочинение - рассуждение на тему "Кто в песне:" является настоящим героем и почему?"
Проект урока №2
"Нравственный идеал автора в "Песне про купца Калашникова".
Цели урока:
Учащиеся узнают о том, как Лермонтов смог ясно показать историзм поэмы и своеобразие характера её главного героя через знакомство с историческими материалами о правлении Ивана Грозного. Характер отношения героя с женой станет ясен из наставлений "Домостроя". Узнают о жизни России 16 века. Узнают о том, почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине и почему поэт хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с "Песни:".
Будут продолжать осваивать представления о точке зрения в литературном произведении; о портрете и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа; о роли пейзажа; об авторском отношении и способах его выражения в тексте.
Ученики смогут после анализа текста:
- точно охарактеризовать каждого героя и отношения между ними и мотивировать своё - характеризовать персонажей и сравнивать их между собой;
- передавать в выразительном чтении чувства персонажей и их отношение к событиям и людям;
- определять атмосферу действия на основе пейзажа;
- определять отношение автора к персонажам и событиям.
Будут совершенствовать:
- умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;
- умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действия, видение;
- сравнить (назвать основные различия) в характере и поступках Калашникова и Кирибеевича;
- обосновать своё отношение к одному из героев песни.
Этапы урока. Вопросы и задания | Виды деятельности учеников |
Этап подготовки к восприятию
произведения. - Рассказ об эпохе 30-х г. 19 века; - характеристика эпохи Ивана Грозного; (картины И.Е.Репина "Иван Грозный убивает своего сына", В.М.Васнецов "Иван Грозный"); - работа с понятием "опричник" (кромешник); - чтение отрывков из "Домостроя", этого свода житейских правил 16 века. Этап изучения произведения. Чтение первой картины, анализ (пир у Ивана Грозного). - Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? - Каким художественным средством показан пейзаж в поэме? Вспомните, какую роль может играть пейзаж в литературном произведении? - Нарисуйте устно картины пира в царских палатах. Дайте портретное описание царя. - Какое впечатление произвело на вас услышанное? - Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? - Найдите отрывки, раскрывающие характер Кирибеевича. Анализ второй части (Алёна говорит мужу о надругательстве). -Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику? При помощи каких средств автор нам смог это донести? (песни, плача) - Как в характере Алёны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене? - Как объяснить слова, которыми встречает муж Алёну? ("Уж ты где, жена, жена шаталась?" и т.д.). Что вы помните о домострое? - Что идёт защищать Калашников? Анализ 3 главы (поединок Калашникова с Кирибеевичем). - С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников? - Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? - Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Какова роль образа Ивана Грозного в поэме? - Сравните характеры Калашникова и Кирибеевича. Этап обобщения. - Какой главный конфликт выстраивает М.Ю.Лермонтов? Как он его решает? - Что хочет сказать автор концовкой "Песни:"? - На чьей стороне симпатии автора? - Какую роль играет пейзаж в "Песне:"? Постановка домашнего задания. - Составьте план к сочинению-рассуждению "Кто в песне:" является настоящим героем и почему?" |
Вступительное слово учителя. Дома ребята по группам дополнительно готовили материал. Первая группа готовила материал об эпохе Ивана Грозного; вторая - о понятии "опричник" с примерами; третья - отрывки из "Домостроя". У каждой группы ребят готов свой материал. После выступления всех групп (один рассказывает, остальные из группы дополняют) у ребят в тетрадях должна быть общая картина эпохи 30 -х г. 19 века.
Обсуждают ответы на поставленные вопросы, находят подтверждение в тексте. Делают записи в тетрадь по последнему вопросу.
Чтение отрывков с выражением. Формулируют аргументированные ответы на вопросы, опираясь на текст.
Формулируют аргументированные ответы на вопросы, опираясь на текст. Составляют сравнительную характеристику героев.
Обсуждают в паре ответы на поставленные вопросы. Высказывают аргументированное собственное мнение.
Делают записи в дневник. |
Методическое обоснование.
На этапе подготовки к восприятию произведения учащиеся познакомятся с характеристикой эпохи 30-х г. 19 века, чтобы понять настроение произведения, обстановку того времени, а также характер взаимоотношений героев; поможет подготовить сознание учеников к восприятию образов "Песни:" (имеются в виду факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэта). Высказывания из домостроя оттенят бесстрашие и прямоту Калашникова. Характер отношений героя поэмы с женой станет ясен для учащихся из наставлений "Домостроя".
На этапе изучения произведения анализ текста "Песни:" по вопросам, предлагаемым учителем, позволит ученикам понять, что народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры. Пейзаж в целом и в отдельных языковых средствах является важным художественным компонентом произведения, помогает автору донести до читателя замысел и главную идею.
В первой картине обращаем внимание на сложность характеров являющихся в ней лиц. Иван Грозный показан в ореоле величия. Своего верного опричника он подозревает в измене, в чёрной зависти и грозит ему жестокой карой. Человеку грубому и развращённому властью, ему чуждо представление о всепоглощающих любовных переживаниях. В преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова нет непосредственной вины царя. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив их от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола. Кирибеевич предстаёт перед нами охваченный страстью, эта сила внушает уважение, впрочем храбростью и отвагой тоже не обделён. И в тоже время что-то настораживает в его поведении - может быть, больше всего хвастовство своей красотой и удалью? Мы видим его не только "добрым молодцем", но и "лукавым рабом", утаившим от царя, что полюбил замужнюю женщину.
Второй рассказ Алёны Дмитриевны даёт ясную характеристику Кирибеевичу. Калашников защищает не красоту жены, а честь имени, семьи, рода. Он выступает как носитель народной правды. Он, в отличие от Кирибеевича, никогда не будет похваляться своей удалью, но придёт час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца. Первый вышел потешать царя, второй-защитить свою честь, отстоять народную правду. Гибель Кирибеевича на мгновение у гусляров вызывает печаль, но всё же симпатии они целиком отдают Калашникову. Защитник дома и чести проявляет перед лицом самодержавия и перед лицом смерти такое непоколебимое мужество и смелость, которые могу быть названы героическими. Борец за правое дело становится мучеником.
Очевидно, что без фигуры царя столкновение Калашникова с Кирибеевичем могло быть понято как семейно-бытовая драма. Присутствие царя, покровителя, а затем и активного защитника опричника, усиливает общественное звучание конфликта. Калашников не просто мстит обидчику, пусть даже именитому, а выступает против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием. Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу. Ни царь, ни время не властны над подвигом Калашникова. Его могила, затерявшаяся "промеж трёх дорог" (как "преступник", Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом; живёт в памяти народной и его поистине героический поступок.
Данный этап позволит выявить характеры героев, тему и идею произведения. Ученики в совместном диалоге с учителем, а также в парной работе смогут осмыслить содержание "Песни:", выявить ее особенности, оценить поступки и характеры героев. Работа с текстом произведения позволит аргументировано обосновывать собственное мнение. Такая деятельность будет эффективной на данном уроке, так как поможет движению мыслей учащихся в сторону собственных выводов, которые необходимо сделать на этапе обобщения.
На этапе домашнего задания учащимся разъясняется цель составления плана и требования к нему.