Тема: М.Ю.Лермонтов. Жизнь, творчество поэта. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта.
Цель:
- знакомство с биографией поэта, основными периодами и темами в его творчестве;
- совершенствовать навыки анализа лирического произведения;
- проникнуться чувством прекрасного, патриотического.
Оборудование: портрет писателя, презентация к уроку.
Ход урока
«На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов».
В.Г.Белинский
«…с собой
В могилу он унес летучий рой
Ещё незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!»
I. Организационно-психологический момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Самостоятельная работа: блиц-опрос по роману «Евгений Онегин».
III. Подготовительная часть.
- Чтение учителем эпиграфа к уроку и стихотворения М.Лермонтова «Кавказ».
IV. Изучение темы урока.
1. Презентация. Творчество и биография поэта.
2. Сообщение ученика об эпохе, в которой жил и творил поэт.
А) Слово учителя.
Лермонтов, по словам Белинского, – это «поэт совсем другой эпохи», его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова. То есть с 1828 года до начала 1850-х. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. В творчестве М.Ю.Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов.
3. Определение периодов творчества (запись в тетрадь):
А) 1820-1830 гг. – юношеский
Б) 1835 -1841 гг. – зрелый
Эти этапы связаны единством тем, которые эволюционируют от ранней лирики к зрелой.
Основные темы и мотивы лирики М.Лермонтова:
- жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», « Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…» );
- любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);
- критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»);
- поэтическое призвание («Поэт», «Пророк»,);
- судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»).
В ранней лирике М.Лермонтов выступает как романтический поэт, но начинают звучать гражданские мотивы, мотив тоски, подавленности, уныния, свободолюбивые настроения.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода: Пушкин, Чаадаев, Белинский. Появляются стихотворения о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
Основное противоречие мироощущения – противоречие между идеалом и действительностью. Это раскрывается в символах небо и земля. Земное – современное общество, в котором чистота и благородство осмеяны, а клевета. Несправедливость торжествуют.
4. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Монолог» (1825 г.)
– тема – « …в мире, где он, есть только ненависть, преступления, казни, где не умеют любить».
– мотив – вольности.
В реальном бытии прекрасное стало безобразным.
– В чем видит поэт причины этого?
Лермонтов причины аморализма видит в человеке, в его природе.
Это спор добра и зла.
5. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Жалобы турка» (1829 г.) – социальный характер. Турция воспринималась как деспотичное государство.
– тема – рабства, вольность,
– основные образы;
Но стихотворение носит иносказательный характер: отношение Лермонтова к русской политической системе, крепостному праву.
6. Анализ стихотворения «Парус» (1832 год):
Вслед за отрицанием земного появляется мотив гордого одиночества:
– один, одинокий, одиночество – это проходит через всю его жизнь.
V. Итоги, выводы.
– Какие этапы творчества поэта можно выделить?
– Каково лирическое «я» в ранней лирике М.Лермонтова?
– Каковы отличия ранней лирики?
– Каковы темы и мотивы лирики поэта?
VI. Домашнее задание.
Наизусть стихотворение «Молитва»; эволюция темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике.