М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта

Разделы: Литература


Тема:  М.Ю.Лермонтов. Жизнь, творчество поэта. Мотивы вольности, одиночества в  лирике поэта.   

Цель:

  • знакомство с биографией поэта, основными периодами и темами в его творчестве;
  • совершенствовать навыки анализа  лирического произведения;
  • проникнуться чувством прекрасного, патриотического.

Оборудование: портрет писателя, презентация к уроку.

Ход урока

«На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов».

В.Г.Белинский

«…с собой
В могилу он унес летучий рой
Ещё незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!»

I. Организационно-психологический  момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Самостоятельная работа: блиц-опрос по роману «Евгений Онегин».

III. Подготовительная часть.

  1. Чтение учителем эпиграфа к уроку и стихотворения М.Лермонтова «Кавказ».

IV. Изучение темы урока.

1. Презентация. Творчество и биография поэта.

2. Сообщение ученика об эпохе, в которой жил и творил поэт.

А) Слово учителя.

Лермонтов, по словам Белинского, – это «поэт совсем другой эпохи», его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова. То есть с 1828  года до начала 1850-х. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. В творчестве М.Ю.Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов.

3. Определение периодов творчества (запись в тетрадь):

А) 1820-1830 гг. – юношеский

Б) 1835 -1841 гг. – зрелый

Эти этапы связаны единством тем, которые эволюционируют от ранней лирики к зрелой.

Основные темы и мотивы лирики М.Лермонтова:

  1. жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
  2. разочарование, одиночество, поиск   гармонии в отношениях с  окружающим  миром   («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно»,  « Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…» );
  3. любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);
  4. критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия»,  «Смерть поэта»);
  5. поэтическое призвание («Поэт», «Пророк»,);
  6. судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»).

В ранней лирике М.Лермонтов  выступает как романтический поэт, но начинают звучать гражданские мотивы, мотив тоски, подавленности, уныния, свободолюбивые настроения.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода: Пушкин, Чаадаев, Белинский. Появляются стихотворения о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское  осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

Основное противоречие мироощущения – противоречие между идеалом и действительностью. Это раскрывается в символах небо и земля. Земное – современное общество, в котором чистота и благородство осмеяны, а клевета. Несправедливость торжествуют.

4. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Монолог» (1825 г.)

– тема – « …в мире, где он, есть только ненависть, преступления, казни, где не умеют любить».

– мотив – вольности.

В реальном бытии  прекрасное стало безобразным.

– В чем видит поэт причины этого?

Лермонтов причины аморализма видит в человеке, в его природе.

Это спор добра и зла.

5. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Жалобы турка» (1829 г.) – социальный характер. Турция воспринималась как деспотичное государство.

– тема – рабства, вольность,

– основные образы;

Но стихотворение носит иносказательный характер: отношение Лермонтова  к русской политической системе, крепостному праву.

6. Анализ стихотворения «Парус» (1832 год):

Вслед за отрицанием земного появляется мотив гордого одиночества:

– один, одинокий, одиночество – это проходит через всю его жизнь.

 V. Итоги, выводы.

– Какие этапы творчества поэта можно выделить?

– Каково лирическое «я» в ранней лирике М.Лермонтова?

– Каковы отличия ранней лирики?

– Каковы темы и мотивы лирики поэта?

VI. Домашнее задание.

Наизусть стихотворение «Молитва»; эволюция темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике.