УМК:
- Учебник-хрестоматия Литература 6 класс 1-2 часть. Автор-составитель В. Я. Коровина
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы. Под ред. В. Я. Коровиной. Москва "Просвещение" 2006 год. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин и др.
Цели и задачи урока:
обучающая
- М. Ю. Лермонтова. Детство поэта.
- Сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России.
- Показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины.
- Познакомить учащихся с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино", его художественным своеобразием.
развивающая
- Связать исторические события с их отражением в художественном произведении
воспитывающая
- Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.
Оборудование
- Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- Учебник литературы в 2-х частях под ред. Коровиной В. Я.
- Презентация по теме урока.
- Документальный фильм "Тарханы" (БЭНП Литература)
- Стихотворение "Бородино" в исполнении Д.Журавлева.
Памятки
- Основные даты:
- 12 июня 1812 года
- начало войны;
- 26 августа 1812 года - Бородинское сражение;
- "Средства художественной выразительности", "Бородино" - лиро-эпическое произведение
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Оформление записей на доске и в тетради.
3. Сообщение темы урока.
Изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" имеет богатую методическую традицию. Как правило, методисты советуют начинать первый урок, посвященный этому произведению, с рассказа о войне 1812 г. Это, с одной стороны, готовит детей к восприятию стихотворения, с другой - обусловливает это восприятие. Во время "естественного" (самостоятельного) процесса знакомства с произведением человек читает без предварительных замечаний и рассказа о соответствующих событиях: он извлекает информацию о событии из самого текста. Стихотворение "Бородино" сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Предлагаю такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы, подключая все имеющиеся знания. Учитель приходит на помощь в нужный момент. Для организации такой работы необходимо сначала выяснить у учителя истории, что дети уже знают об Отечественной войне 1812 г.
М. Ю. Лермонтов: детство, начало литературной деятельности, интерес к истории России.
Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?
Дети вспоминают сказку "Ашик-Кериб", отрывок из стихотворения "Терек", говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.
Знакомство с детскими и юношескими годами поэта организовано двумя способами: с помощью слова учителя и презентации. Учащиеся рассматривают фотографии, смотрят документальный фильм "Тарханы" (фильм можно найти в "БЭНП Литература). Лермонтов-художник. (Слайды № 1 - 11)
"Бородино". Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. (Слайд 12)
Выразительное чтение стихотворения. Исполняет Д. Журавлев. (Слайд 13)
Необходимо выдержать небольшую паузу, затем выявить, каково восприятие стихотворения учащимися.
4. Эвристическая беседа.
О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.
Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?
Вспомним басню И. А. Крылова "Волк на псарне". (Слайд 14, 15)
Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?
Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя - это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.
Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?
Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.
Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: "...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана"?
С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет? (Слайды 16 - 17)
Как вы понимаете выражение "нынешнее племя"?
Подберите синонимы к слову - бой. Кто такой баталист? (Слайд 19, 20)
О каких событиях говорится в строке: "Мы долго молча отступали..."? (Слайд 21)
Подготовленный ученик кратко расскажет о первом этапе войны - об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском. (Слайд 22)
Что означает фраза: "...ворчали старики..."? Что такое зимние квартиры!
По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.
Чем были возмущены "старики"? Что такое штык?
"И вот нашли большое поле..." Что это за поле? (Слайд 23)
По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.
Подберите синоним к выражению "ушки на макушке".
Что означает фраза: "Забил заряд я в пушку туго..."? (Слайд 24)
Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.
Почему солдат называет противника "брат мусью"? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению?
Как вы понимаете следующие слова? (Слайд 25)
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.
Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку? (Слайд 26)
Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: "Мы ждали третий день" - звучит со сказочной интонацией. В сказках три - волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.
Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи? (Слайд 27)
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Найдите эпитеты в строках: "И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень". Какое настроение они создают?
Почему ликовал француз?
Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.
Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?
Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.
Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение. (Слайд 28)
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Как вы понимаете эти слова рассказчика?
Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.
Булат - сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.
"И молвил он, сверкнув очами..." Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?
Дети отметят слова молвил, очами. Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.
Описание сражения (три строфы от слов: "Ну ж был денек!") прочитает один из учеников. Возможные задания:
Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?
С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.
Как вы думаете, почему автор пишет: "...рука бойцов колоть устала...", а не "руки бойцов колоть устали"?
С помощью каких строк автор передает грохот боя?
Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: "И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел".
Подберите синоним к глаголу изведал. (Слайд 29)
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?
Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.
С какими строками стихотворения перекликаются слова сказки "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо": "Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали..."?
Ученики отметят строки: "Земля тряслась - как наши груди..." С помощью выявления таких деталей можно донести до детей мысль о точности и одновременно фольклорности рассказа о великом событии. Предложим им найти строку в тексте, при чтении которой вспоминается мать сыра земля.
Читаем предпоследнюю строфу.
К чему были готовы русские воины?
Что означают слова: "Вот затрещали барабаны - // И отступили басурманы"? (Слайд 30)
В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.
Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?
Воин сожалеет о гибели многих русских людей. После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы. (Слайд 31)
Потери русских - 45600 человек.
Потери французов - от 50 до 58000 человек.
В резерве у русских осталось не более 5 тысяч человек, у французов - 19 тысяч человек.
5. Домашнее задание (Слайд 32)
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения "Бородино".
Индивидуальное задание
а) Подготовить рассказ о Бородинском сражении.
б) Сравнить иллюстрации к стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" (возможно использование репродукций, данных в учебнике)
Материалы к уроку:
- Поурочные разработки по литературе 5 класс// О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева.
- М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
- Библиотека электронных наглядных пособий "Литература"
Сайты:
- http://www.1812panorama.ru - Музей-панорама Бородинская битва
- http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchitindex.html/
- Уроки литературы в 5 классе.
- http://hronos.km.ru/sobyt/borodino.html - На данном сайте собран материал об основных моментах сражения, предоставлена карта Бородинского сражения, указаны потери со стороны русских и французов.