Я работаю по программе «Школа ХХI века». Руководитель проекта: профессор Н.Ф. Виноградова. Данный урок литературного чтения был проведён в начале этого учебного года.
С 1 класса последовательно совершенствуются три вида деятельности учеников: учебная, речевая, читательская. Слушая и читая произведения учебника и учебной хрестоматии, знакомясь с детскими книгами, выполняя задания учебника и рабочей тетради, ученики овладевают необходимыми учебными и читательскими навыками, позволяющими им воспринимать и интерпретировать литературные произведения по законам искусства слова, различать их жанры, постигать замысел автора, погружаясь в текст, выражать свои впечатления и мысли о прочитанном. Благодаря такой разнообразной деятельности каждый ученик продвигается в своём литературном и общем развитии.
Например, на этом уроке учащиеся работают сразу по двум учебникам. В учебнике «Литературное чтение» приводится статья о жанрах фольклора, а в учебной хрестоматии находятся тексты произведений фольклора, что позволяет расширить круг чтения детей, повысить уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличия книг и библиотек. Сравнивая и обсуждая эти жанры, школьники учатся видеть особенности каждого произведения, их сходство и различия, выделять особенности жанра. На этом уроке ведется работа с детскими книгами: учащиеся знакомятся с книгами, самостоятельно выбирают книгу по изучаемому разделу, читают, работают с её аппаратом (оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией)
Данный урок связан с уроками кубановедения. Дети знакомятся с кубанскими загадками, пословицами, поговорками, перед ними открывается мудрость кубанского народа. Ученики сталкиваются с особенностями диалектного произношения, на котором говорят представители старшего поколения.
Большое место на уроке отвожу обучению выразительному чтению, которое используется как прием проникновения в содержание и смысл произведения. При обучении выразительности чтения использую метод составления речевых партитур и творческое чтение.
Также, учащиеся имели возможность выбрать понравившуюся пословицу и прочитать её выразительно.
Система обучения (работа на уроке по учебнику + дополнительное чтение по хрестоматии + работа в тетради + подбор книг к изучаемому разделу) создает условия для расширения круга чтения, повторения и закрепления полученных знаний.
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, познакомить с разнообразием устного народного творчества Кубани, воспитывать интерес к творческому наследию родного края, развивать речь, образное мышление, память, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение», авторы-составители Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.-2-е изд., дораб.-М.:Вентана-граф, 2011., учебная хрестоматия 4 класс, авторы-составители Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, изд.«Вентана-Граф, 2011 год, тетрадь на печатной основе «Литературное чтение 4 класс», выставка книг с загадками, потешками, скороговорками, сказками, былинами, запись русской народной песни «Во поле берёзка стояла»
Ход урока
Слайд 1.
I. Оргмомент.
Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
II. Введение в тему урока.
– У нас на доске прикреплён цветок. Три лепестка я ещё не повесила, но именно они помогут нам определить тему нашего урока.
1 лепесток «На заре зарянской катится шар вертянский, никому его ни обойти, ни объехать».
2 лепесток. «Книга – зеркало души».
3 лепесток. «Семь пятниц на неделе»
Как называется цветок, которому принадлежат эти лепестки? (Это живой цветок русского фольклора.)
Слайд 2.
– К каким жанрам устного народного творчества они относятся? (1 лепесток – загадка, 1 лепесток – пословица, 3 – поговорка.)
III. Постановка цели.
– Произведения фольклора есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая из поколения в поколение. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи каждого народа, представление о добре и зле. Вы познакомитесь с новыми произведениями русского фольклора. Научитесь их читать, различать, понимать их мудрость.
IV. Повторение.
– Вы уже знаете много загадок. Подумайте, что такое загадка? Попробуйте ответить, вставляя пропущенные слова в определение.
Слайд 3.
Загадка – (большое, небольшое) произведение ________ __________ творчества, в котором нужно ______ предмет или явление по их _____.
– Какие виды загадок вы знаете, приведите примеры.
Загадки: описание, противопоставления, вопросы, сравнения.
Описание – Конь стальной, хвост льняной. Противопоставление – Не огонь, а жжется. Загадки-вопросы – Кто на себе дом носит? Сравнения – Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал.
– Почему все – и дети, и взрослые любят загадки? (Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность.)
V. Работа с текстом учебника.
– Откройте учебник на странице 3. По цепочке читаем загадку, отгадываем её, определяем вид каждой загадки.
– Перечитайте загадки и выберите ту, которая вам особенно понравилась. Поупражняйтесь в её выразительном чтении и прочитайте её вслух. (Дети по желанию читают свою загадку выразительно.)
– Чьё чтение вам понравилось больше всего и почему?
– Мы живем на Кубани. В этом году мы отмечаем 75-летие со дня образования Краснодарского края. Край наш многонационален: русские и украинцы, белорусы и адыгейцы, армяне и азербайджанцы, греки и грузины, татары и чеченцы много других национальностей. Русские составляют большинство. Переселение на Кубань русского народа внесло изменение в быт, культуру, речь казаков. В нашем городе встречается диалектное произношение, но очень в редких случаях, в основном представители старшего поколения, наши с вами бабушки и прабабушки, дедушки.
– Попробуйте отгадать загадки, которые придумали казаки.
Слайд 4.
- Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)
- Летит птица крылата, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт. (Стрела)
- Мал мужичок – костяная ручка. (нож)
- На чужой спине едет, на своей груз везёт. (Седло)
- Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник)
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подкова)
VI. Работа в печатной тетради.
– Откройте тетрадь на странице 4. Прочитайте задание №2. Что надо сделать?
(Перечитать загадку, подчеркнуть слова, которые помогают найти отгадку. Записать правильные названия «братьев».)
– Выполните это задание, а потом сверимся.
Слайд 5.
Идут четыре брата навстречу старшему
– Здравствуй, большак! – говорят. (большой)
– Здорово, Васька-указка, (указательный)
Мишка-серёдка, (средний)
Гришка-сиротка (безымянный)
Да крошка-Тимошка! (мизинец)
– Как вы думаете, почему безымянный палец назван сиротой?
– Посмотрите на нашу «Книжную полку». Найдите книгу, в которой находятся загадки. Объясните свой выбор.
Рассматривание выбранной книги.
VII. Пословицы.
– В народе говорят: “Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”. Что же такое пословица? (художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражает его в краткой форме)
– Какие пословицы вы знаете? О чем эти пословицы? Объясните их смысл.
Слайд 6.
– Русские народные пословицы собирались и записывались многими писателями. Были изданы сборники пословиц и поговорок. Большим знатоком и собирателем русских народных пословиц был В.И.Даль. В 1862 году он издал книгу «Пословицы русского народа», в которой пословицы были расположены по темам.
Слайд 7.
– Прежде, чем прочитать пословицы в учебнике, давайте вспомним, как надо читать пословицы.
- Прочитайте пословицу.
- Определите смысл пословицы и выберите тон чтения.
- Выделите важные слова.
- Соблюдайте паузы.
- Следите за повышением и понижением голоса.
Самостоятельное чтение пословиц на странице 4. Затем выразительное чтение.
У нас на Кубани есть интересные пословицы. Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: “Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае”.
Слайд 8.
- “Пры солнышки типло, пры матири дабро”
- “Добра слава лэжить, а худа бижить”
Слайд 9.
А сейчас поиграем. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:
- “Землю красит солнце, а человека ….”
- “Без труда не вынешь……”
- “Маленькое дело лучше……”
- “Человек без друзей, что…..”
- “Сам погибай, а……..”
- “Не красна изба углами, а ……..”
- “Нет друга ищи, а………”
– Посмотрите на нашу «Книжную полку». Найдите книгу, в которой находятся пословицы. Объясните свой выбор.
Рассматривание выбранной книги.
VIII. Физминутка.
– Встанем и исполним песню “Во поле берёза стояла”, с имитацией движения.
Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла, люли, люли, стояла.
Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати, люли, люли заломати.
IX. Поговорки.
– Прочитайте поговорки на странице 5. (Учащиеся читают по цепочке)
– Сравните пословицы и поговорки. Помните, что поговорка – часть суждения, а пословица – это законченное высказывание.
– Самостоятельно выполните задание №4 в тетради. (Надо прочитать пословицы и поговорки, подчеркнуть поговорки.)
Слайд 10.
– Давайте проверим. Ученик читает и указывает что это: пословица или поговорка, доказывает своё мнение.
- Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
- Всё идёт как по маслу.
- Пчела мала, а и та работает.
- Своя земля и в горсти мила.
- Сон слаще мёда.
- Вороне соколом не быть.
– Попробуйте объяснить значение следующих казачьих поговорок:
- “Глазом нэ моргнуть, усом нэ повэсты” (не обращать внимания);
- “Билого свита нэ бачить” (чрезмерная занятость).
– Посмотрите на нашу «Книжную полку». Найдите книгу, в которой находятся поговорки. Объясните свой выбор.
Рассматривание выбранной книги.
X. Дразнилки.
– Что такое дразнилки? (Это произведение фольклора, в котором содержится шутка, вызывающая смех, а иногда и обиду у того, кого дразнят.)
– Найдите в учебнике рубрику «Подсказка». Прочитайте.
– Прочитайте дразнилку в учебнике.
– Как вы понимаете:
Рыжий – красный – человек опасный.
– Кто кого дразнит? (Красный человек дразнит рыжего человека)
– Чем рыжий свою бороду красил? (Солнце окрасило своими лучами)
– Можно ли дразниться? А нужно ли? Вы любите, когда вас дразнят?
XI. Закрепление.
– С какими малыми жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?
– Вспомните и назовите понравившуюся загадку, пословицу, поговорку.
– Выполним в тетради задание № 5 «Соответствие». Прочитайте жанры фольклора, а теперь читаем произведение и соединяем его стрелкой с жанром.
Слайд 11–12.
Сшит колпак, да не по-колпаковски. Смелый там найдет, где робкий потеряет. |
Загадка скороговорка пословица дразнилка |
Рыжий – красный человек опасный. Ноги многи, усы длинны, а хвост – брык-брык. |
XII. Домашнее задание.
– Давайте составим сборник малых жанров устного народного творчества. Сейчас заполним его обложку. Что надо будет указать вверху? (авторов сборника).
– Что напишем внизу? (Название: « Малые жанры фольклора»).
– Что можно нарисовать в центре? (Берёзку, девушку в русском костюме и т. д.)
1 ряд готовит загадки, 2 ряд – пословицы, 3 – поговорки или дразнилки. На следующем уроке я ваши работы вложу в сборник, и все смогут его почитать. Ведь это весело и интересно!
Слайд 10