Малые формы фольклора

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (489 кБ)


Я работаю по программе «Школа ХХI века». Руководитель проекта: профессор Н.Ф. Виноградова. Данный урок литературного чтения был проведён в начале этого учебного года.

С 1 класса последовательно совершенствуются три вида деятельности учеников: учебная, речевая, читательская. Слушая и читая произведения учебника и учебной хрестоматии, знакомясь с детскими книгами, выполняя задания учебника и рабочей тетради, ученики овладевают необходимыми учебными и читательскими навыками, позволяющими им воспринимать и интерпретировать литературные произведения по законам искусства слова, различать их жанры, постигать замысел автора, погружаясь в текст, выражать свои впечатления и мысли о прочитанном. Благодаря такой разнообразной деятельности каждый ученик продвигается в своём литературном и общем развитии.

Например, на этом уроке учащиеся работают сразу по двум учебникам. В учебнике «Литературное чтение» приводится статья о жанрах фольклора, а в учебной хрестоматии находятся тексты произведений фольклора, что позволяет расширить круг чтения детей, повысить уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличия книг и библиотек. Сравнивая и обсуждая эти жанры, школьники учатся видеть особенности каждого произведения, их сходство и различия, выделять особенности жанра. На этом уроке ведется работа с детскими книгами: учащиеся знакомятся с книгами, самостоятельно выбирают книгу по изучаемому разделу, читают, работают с её аппаратом (оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией)

Данный урок связан с уроками кубановедения. Дети знакомятся с кубанскими загадками, пословицами, поговорками, перед ними открывается мудрость кубанского народа. Ученики сталкиваются с особенностями диалектного произношения, на котором говорят представители старшего поколения.

Большое место на уроке отвожу обучению выразительному чтению, которое используется как прием проникновения в содержание и смысл произведения. При обучении выразительности чтения использую метод составления речевых партитур и творческое чтение.

Также, учащиеся имели возможность выбрать понравившуюся пословицу и прочитать её выразительно.

Система обучения (работа на уроке по учебнику + дополнительное чтение по хрестоматии + работа в тетради + подбор книг к изучаемому разделу) создает условия для расширения круга чтения, повторения и закрепления полученных знаний.

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, познакомить с разнообразием устного народного творчества Кубани, воспитывать интерес к творческому наследию родного края, развивать речь, образное мышление, память, внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение», авторы-составители Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.-2-е изд., дораб.-М.:Вентана-граф, 2011., учебная хрестоматия 4 класс, авторы-составители Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, изд.«Вентана-Граф, 2011 год, тетрадь на печатной основе «Литературное чтение 4 класс», выставка книг с загадками, потешками, скороговорками, сказками, былинами, запись русской народной песни «Во поле берёзка стояла»

Ход урока

Слайд 1.

I. Оргмомент.

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.

II. Введение в тему урока.

– У нас на доске прикреплён цветок. Три лепестка я ещё не повесила, но именно они помогут нам определить тему нашего урока.

1 лепесток «На заре зарянской катится шар вертянский, никому его ни обойти, ни объехать».

2 лепесток. «Книга – зеркало души».

3 лепесток. «Семь пятниц на неделе»

Как называется цветок, которому принадлежат эти лепестки? (Это живой цветок русского фольклора.)

Слайд 2.

– К каким жанрам устного народного творчества они относятся? (1 лепесток – загадка, 1 лепесток – пословица, 3 – поговорка.)

III. Постановка цели.

– Произведения фольклора есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая из поколения в поколение. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи каждого народа, представление о добре и зле. Вы познакомитесь с новыми произведениями русского фольклора. Научитесь их читать, различать, понимать их мудрость.

IV. Повторение.

– Вы уже знаете много загадок. Подумайте, что такое загадка? Попробуйте ответить, вставляя пропущенные слова в определение.

Слайд 3.

Загадка – (большое, небольшое) произведение ________ __________ творчества, в котором нужно ______ предмет или явление по их _____.

– Какие виды загадок вы знаете, приведите примеры.

Загадки: описание, противопоставления, вопросы, сравнения.

Описание – Конь стальной, хвост льняной. Противопоставление – Не огонь, а жжется. Загадки-вопросы – Кто на себе дом носит? Сравнения – Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал.

– Почему все – и дети, и взрослые любят загадки? (Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность.)

V. Работа с текстом учебника.

– Откройте учебник на странице 3. По цепочке читаем загадку, отгадываем её, определяем вид каждой загадки.

– Перечитайте загадки и выберите ту, которая вам особенно понравилась. Поупражняйтесь в её выразительном чтении и прочитайте её вслух. (Дети по желанию читают свою загадку выразительно.)

– Чьё чтение вам понравилось больше всего и почему?

– Мы живем на Кубани. В этом году мы отмечаем 75-летие со дня образования Краснодарского края. Край наш многонационален: русские и украинцы, белорусы и адыгейцы, армяне и азербайджанцы, греки и грузины, татары и чеченцы много других национальностей. Русские составляют большинство. Переселение на Кубань русского народа внесло изменение в быт, культуру, речь казаков. В нашем городе встречается диалектное произношение, но очень в редких случаях, в основном представители старшего поколения, наши с вами бабушки и прабабушки, дедушки.

– Попробуйте отгадать загадки, которые придумали казаки.

Слайд 4.

  1. Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)
  2. Летит птица крылата, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт. (Стрела)
  3. Мал мужичок – костяная ручка. (нож)
  4. На чужой спине едет, на своей груз везёт. (Седло)
  5. Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник)
  6. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подкова)

VI. Работа в печатной тетради.

– Откройте тетрадь на странице 4. Прочитайте задание №2. Что надо сделать?

(Перечитать загадку, подчеркнуть слова, которые помогают найти отгадку. Записать правильные названия «братьев».)

– Выполните это задание, а потом сверимся.

Слайд 5.

Идут четыре брата навстречу старшему
– Здравствуй, большак! – говорят. (большой)
– Здорово, Васька-указка, (указательный)
Мишка-серёдка, (средний)
Гришка-сиротка (безымянный)
Да крошка-Тимошка! (мизинец)

– Как вы думаете, почему безымянный палец назван сиротой?

– Посмотрите на нашу «Книжную полку». Найдите книгу, в которой находятся загадки. Объясните свой выбор.

Рассматривание выбранной книги.

VII. Пословицы.

– В народе говорят: “Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”. Что же такое пословица? (художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражает его в краткой форме)

– Какие пословицы вы знаете? О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

Слайд 6.

– Русские народные пословицы собирались и записывались многими писателями. Были изданы сборники пословиц и поговорок. Большим знатоком и собирателем русских народных пословиц был В.И.Даль. В 1862 году он издал книгу «Пословицы русского народа», в которой пословицы были расположены по темам.

Слайд 7.

– Прежде, чем прочитать пословицы в учебнике, давайте вспомним, как надо читать пословицы.

  1. Прочитайте пословицу.
  2. Определите смысл пословицы и выберите тон чтения.
  3. Выделите важные слова.
  4. Соблюдайте паузы.
  5. Следите за повышением и понижением голоса.

Самостоятельное чтение пословиц на странице 4. Затем выразительное чтение.

У нас на Кубани есть интересные пословицы. Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: “Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае”.

Слайд 8.

  • “Пры солнышки типло, пры матири дабро”
  • “Добра слава лэжить, а худа бижить”

Слайд 9.

А сейчас поиграем. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

  1. “Землю красит солнце, а человека ….”
  2. “Без труда не вынешь……”
  3. “Маленькое дело лучше……”
  4. “Человек без друзей, что…..”
  5. “Сам погибай, а……..”
  6. “Не красна изба углами, а ……..”
  7. “Нет друга ищи, а………”

– Посмотрите на нашу «Книжную полку». Найдите книгу, в которой находятся пословицы. Объясните свой выбор.

Рассматривание выбранной книги.

VIII. Физминутка.

– Встанем и исполним песню “Во поле берёза стояла”, с имитацией движения.

Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла, люли, люли, стояла.
Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати, люли, люли заломати.

IX. Поговорки.

– Прочитайте поговорки на странице 5. (Учащиеся читают по цепочке)

– Сравните пословицы и поговорки. Помните, что поговорка – часть суждения, а пословица – это законченное высказывание.

– Самостоятельно выполните задание №4 в тетради. (Надо прочитать пословицы и поговорки, подчеркнуть поговорки.)

Слайд 10.

– Давайте проверим. Ученик читает и указывает что это: пословица или поговорка, доказывает своё мнение.

  • Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
  • Всё идёт как по маслу.
  • Пчела мала, а и та работает.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Сон слаще мёда.
  • Вороне соколом не быть.

– Попробуйте объяснить значение следующих казачьих поговорок:

  • “Глазом нэ моргнуть, усом нэ повэсты” (не обращать внимания);
  • “Билого свита нэ бачить” (чрезмерная занятость).

– Посмотрите на нашу «Книжную полку». Найдите книгу, в которой находятся поговорки. Объясните свой выбор.

Рассматривание выбранной книги.

X. Дразнилки.

– Что такое дразнилки? (Это произведение фольклора, в котором содержится шутка, вызывающая смех, а иногда и обиду у того, кого дразнят.)

– Найдите в учебнике рубрику «Подсказка». Прочитайте.

– Прочитайте дразнилку в учебнике.

– Как вы понимаете:

Рыжий – красный – человек опасный.

– Кто кого дразнит? (Красный человек дразнит рыжего человека)

– Чем рыжий свою бороду красил? (Солнце окрасило своими лучами)

– Можно ли дразниться? А нужно ли? Вы любите, когда вас дразнят?

XI. Закрепление.

– С какими малыми жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?

– Вспомните и назовите понравившуюся загадку, пословицу, поговорку.

– Выполним в тетради задание № 5 «Соответствие». Прочитайте жанры фольклора, а теперь читаем произведение и соединяем его стрелкой с жанром.

Слайд 11–12.

Сшит колпак,
да не по-колпаковски.

Смелый там найдет,
где робкий потеряет.
Загадка

скороговорка

пословица

дразнилка
Рыжий – красный
человек опасный.

Ноги многи, усы длинны,
а хвост – брык-брык.

XII. Домашнее задание.

– Давайте составим сборник малых жанров устного народного творчества. Сейчас заполним его обложку. Что надо будет указать вверху? (авторов сборника).

– Что напишем внизу? (Название: « Малые жанры фольклора»).

– Что можно нарисовать в центре? (Берёзку, девушку в русском костюме и т. д.)

1 ряд готовит загадки, 2 ряд – пословицы, 3 – поговорки или дразнилки. На следующем уроке я ваши работы вложу в сборник, и все смогут его почитать. Ведь это весело и интересно!

Слайд 10