Малая родина в лирике С.А. Есенина. Стихотворение "Я покинул родительский дом…"

22.11.2012

Работа учителя, проводимая до урока.

Перед изучением тем, требующих объяснения много непонятных для детей слов, просто необходимо провести заранее работу на понимание различных фраз, слов и выражений, с которыми учащиеся встретятся во время урока.

В творчестве С. Есенина много используется слов, характеризующих быт русского народа, фраз, которые употребляют только в деревнях, просторечных слов, архаизмов и историзмов. Эти слова и выражения используются автором для создания настоящего русского деревенского колорита . Такие выражения и слова могут быть не понятны детям. Лучше, если учитель их объяснит заранее, так он подготовит ребят к изучению творчества поэта. Какие-то слова и выражения объясняются заранее, а какие-то во время урока.

Такая работа проводится, если учитель хочет, чтобы ребята получили целостную картину от восприятия материала. Постоянное объяснение слов отвлекает учащихся от полного восприятия.

Перед уроком объясняются следующие слова и фразы:

“Малая” родина – часть территории России, на которой родился человек. Например, С.Есенин родился в селе Константиново. Для него родное село “малая” родина.

Хомутный запах дегтя” – хомут – часть упряжи, надеваемый на шею лошади; деготь – темный смолистый жидкий продукт с резким запахом, получаемый путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного угля. Чаще всего деготь применяют для смягчения кожи, то есть в кожевенных мастерских.

Хомуты, обшитые кожей, пропахли дегтем

“Божница старая” – полка или киот с иконами

Поездки в “ночное”– лошадей пасут ночью

Автобиография – описание своей жизни

Разхлябанная колея – размытая от дождей канавка, углубление от колес на дороге.

Хлебная коврига – каравай, круглый хлеб

Земское училище – училище в сельской местности, которое содержалось на средства земства.

Земство – орган местного самоуправления в центральных губерниях дореволюционной России.

Земский начальник – должностное лицо из дворян, наделенное властью в уезде.

Село Спас-Клепики – ныне небольшой город, находится недалеко от Рязани.

Тема: “Малая родина в лирике С.А.Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Цели:

а) Обучающие. Познакомить учащихся с личной и творческой биографией С.А.Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; формирование таких понятий, как “истоки поэзии”, метафора, эпитет, сравнение, мужская и женская рифмы, способы рифмовки, лиризм.

б) Развивающие (когнитивные). Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к родному краю через лирику С.Есенина, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С.Есенина.

Доминирующая цель: доказать, что детство поэта – исток его любви к родине.

Словарная работа: “дождь листьев” – листопад, “Русь голубая”, родимый край, лирика, “чувство родины”, истоки поэзии.

Знания на уроке: научить учащихся понимать лирическое произведение; обучение образному мышлению.

Литературоведческие понятия: эпитет, метафора, сравнение, типы рифм, способ рифмовки.

Оборудование: использование компьютерных технологий, создание мультимедийного фильма.

Методы и приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа лирического произведения, выразительное чтение.

Домашнее задание: выучить стихотворение “Я покинул родимый дом...”

Тип урока: чтение и анализ лирического произведения с элементами заочной экскурсии в село Константиново.

Класс: 5.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей урока: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с литературой 20 века. Поговорим о Сергее Александровиче Есенине. Представим с вами, каким он был человеком, познакомимся с поэзией, совершим заочную экскурсию в родное село поэта Константинове

Тема нашего урока звучит так: “Малая родина в лирике С.А.Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом...”.

– Как вы понимаете выражение “малая” родина?

В качестве эпиграфа я взяла слова самого поэта: “Чувство родины – основное в моем творчестве”. – Что значит “чувство родины”?

(Многие русские поэты в своем творчестве затрагивали тему Родины, но только для С. Есенина она была проникнута чувством, в котором смешалось все: любовь к родному краю; тоска по детству, переживание за судьбу своей страны.)

3. Заочная экскурсия в село Константиново:

– Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие на родину поэта С.Есенина, в село Константиново. Познакомимся с поэтом, его семьей. Это должно нам лучше помочь воспринять стихотворение, которое мы будем анализировать: “Я покинул родимый дом...”

Учитель: Две даты: (3 октября ) 1895 года. 28 декабря 1925 года. Первая – рождения, вторая – смерти Есенина.

Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские, изначальные. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края. Одно из них – Константиново.

Константиново... Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один из них сделал родное рязанское село известным во всем мире. Этот человек – Сергей Есенин. Он был “нежно болен воспоминаньем детства”. И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулась к отчему порогу, к родным полям и пущам.

Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо, Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Это о селе, где родился и рос он “ мальчик... желтоволосый, с голубыми глазами”.

1-й ученик: С. Есенин говорил: “У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын”. “Детство прошло среди полей и степей” Рязанщины. Любимые занятия мальчика: купание, поездки “в ночное”, сбор грибов, ягод.

До девяти лет “рос под призором бабки и деда” и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась. Отец его, Александр Никитич, жил в Москве, работал в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, – в Рязани, в прислугах. От деда – любовь к чтению, к церковным песням. Поэт написал в одной из автобиографий: “Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад”

В доме деда прошла лучшая, пожалуй, пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

Учитель: Исподволь открывался перед Сергеем чудесный и таинственный, полный многоцветных красок и живых звуков мир. Удивительное попадалось на каждом шагу.

Ночью, при тихой погоде, луна стояла в воде. Когда лошади пили, казалось, они вот-вот выпьют и луну. Сосна возле лесной дороги была похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится... Курчавое облако напоминало барашка, луна – хлебную ковригу, а звезды – белокрылых ласточек...

Позже он напишет о родных местах:

О край разливов грозных
И тихих вешних сил.
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.

2-й ученик: Образование С. Есенин получил сначала в Константиновском четырехгодичном училище, затем в 1909 году поступил в учительскую школу, которая находилась в селе Спас-Клепики. К годам пребывания в этой школе (1909-1912) Есенин и относит начало своего “сознательного творчества”

Учитель: Заглянем в дом С.Есенина. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С.Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Но пора детства всегда когда-нибудь заканчивается. У С.Есенина она закончилась в 1912 году, когда поэт переехал в Москву.

4. Физкультурная минутка.

– Ребята, вы посмотрели фильм. Глазки ваши устали. Давайте закроем их и поведем влево, а потом вправо, затем вверх и вниз. Представим с вами все то, что увидели и услышали сейчас на уроке. Сядьте ровно. Ваши глазки отдохнули? Значит, мы продолжаем наш урок

5. Проверка восприятия рассказанного учителем.

– Назовите годы жизни поэта?
– Где родился С.Есенин? Расскажите о детских годах поэта?
– Что является основой творческого вдохновения для поэта, откуда он черпал силы?
– В каком году поэт переехал Москву?
– А теперь давайте прочитаем стихотворение С.Есенина “Я покинул родимый дом...” и проанализируем его.

6. Первичное чтение стихотворения. Читает учитель.

С.А. Есенин.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

1918.

7. Первичное восприятие. Работа над выразительным чтением.

– Прочитайте стихотворение про себя
– Кто прочитает мне стихотворение? (учитель спрашивает хорошо читающего ученика)
– О чем это стихотворение?

8. Чтение и анализ лирического произведения.

– Давайте вчитаемся в это стихотворение.

Вопросы.

– В каком году написано стихотворение?
– Сколько лет было Есенину в этом году?
– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?

(В 1918 году С. Есенину было 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.)

– Давайте с вами посмотрим, какие события произошли в России за это время. (Через проектор пропускаются даты: 1914, 1917, 1918.) Учитель объясняет даты.

Рассказ учителя.

1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

Вопрос.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.)

Детальный анализ.

– Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

Вопросы:

– Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году? (Русь для поэта – это древняя рязанская земля.)
– Почему поэт называет Русь голубой? (Образ голубых небес). Как называется прием, который использует автор? (Эпитет.)
 

– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Вопросы:

– Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

Чтение 5– 6 строки стихотворения:

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

Вопросы и задания:

– Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? (Метафора.)
– Что обозначает она? (Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.)
– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.)
– Прочитайте 7 и 8 строки стихотворения:

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Вопросы:

– Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)
– Прочитайте 9 и 10 строки стихотворения:

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?

(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

– Читаем следующие 2 строки:

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?

(Ее стережет клен – излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

– Читаем предпоследние две строки:

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь...

– Как вы понимаете фразу: “Тем, кто листьев целует дождь”? (“Дождь листьев” – листопад.)
– Какой перед нами клен? (Осенний.)
– Читаем последние строчки стихотворения:

Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож

– А вы знаете Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)
– Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? (Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)

Перед нами вновь образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе.

– Определите, какие рифмы использует поэт, способ рифмовки (мужская, перекрестная).
– Прочитайте еще раз стихотворение. Попробуйте передать правильную интонацию стиха.

8. Итог:

– Творчество и личность какого поэта мы с вами сегодня затронули?
– Что вы узнали о С.А.Есенине, его детстве, семье, “малой родине”?
– Что является “истоком поэзии” и вдохновением у С. Есенина? (Его “малая” родина.)

Перепутать С. Есенина с каким-нибудь другим поэтом невозможно. Только у этого поэта нет “темы родины”, а есть “чувство родины”. Именно это “чувство родины” делает Есенина истинно национальным поэтом.

Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”.

9. Рефлексия

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, проанализировали стихотворение.
– Вам понравился наш урок?
– Не спешите отвечать. Подумайте, что получилось на уроке, а что нет. Какую оценку вы можете поставить себе за работу на уроке? А какую оценку нашему уроку?
– Я предлагаю вам необычное задание, которое поможет оценить нас и наш урок. У вас на партах лежат три кленовых листочка: красный, желтый, зеленый. Вы должны выбрать один из листочков, именно он будет оценивать наш урок. Если вы выберете красный листок, то вам все понравилось, и вы оцениваете урок на пять баллов. Если вам что-то не понравилось, то значит ваш листик желтый. Он будет оцениваться на 4 балла. А если вам наш урок не понравился, то выберете зеленый листик. Урок оценивается всего лишь на 3 балла. Прикреплять наши листочки мы станем на наше “голое” дерево, которое стоит в вазе.

10. Домашнее задание. Выучить стихотворение С.Есенина “ Я покинул родимый дом...”

Литература:

  1. О.А. Еремина Уроки литературы в 5 классе, М., “Просвещение”, 2008 г.
  2. С.И.Ожегов Словарь русского языка, М., “Русский язык”, 1990 г.
  3. Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская Словарь устаревших слов, М., “Дрофа”, 2005 г.

a_id: 626523