Тип урока: обобщение изученного.
Цели урока:
образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в 19 веке, с сегодняшним разделением;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации журнала “Современник”, “Записки охотника”, издание “Записок охотника”, раздаточный материал (листы на столах), иллюстрации, презентация к рассказу “Бежин луг”; учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс.
Ход урока
Эпиграф
“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал.
И.С. Тургенев
1. Оргмомент.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о мальчиках– героях рассказа “Бежин луг” (См. тему и цели урока)
Мы снова возвращаемся к творчеству И.С. Тургенева. Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя.
(Чтение эпиграфа учителем.)
– Почему так считал И.С. Тургенев? (Ответы учащихся.)
3. Проверка домашнего задания (карточка №1)
Вспомните биографию писателя. Скажите, как называется имение И.С.Тургенева, одно из самых известных литературных мест в России? Почему?
(Ответ учащегося на задание №1)
– Ребята, перечислите рассказы, которые вошли в цикл “Записки охотника”.(“Хорь и Калиныч”, “Степь”, “Уездный лекарь”, “Льгов”, “Ермолай и мельничиха” и другие.)
– Итак, из биографии Тургенева мы знаем, что он любил охотиться, поэтому много путешествовал, а, следовательно, бывал во многих местах.
– Ребята, назовите место, с которого начинается путешествие рассказчика? (Чернский уезд, Тульской губернии (С.125.)
– Как вы понимаете слово “уезд”? А как слова “губерния”? Подберите синонимы к этим словам. (“Уезд” – район, “губерния” – область.)
– Ребята, откройте читательские дневники. Давайте обратимся в карте литературного краеведения Липецкой области и попытаемся проследить творческий путь И.С.Тургенева.
И наши места не остались не замеченными Тургеневым. Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: “Бежин луг. Описать, как мальчишки гоняют лошадей в пустыри на ночь”.
Герой-рассказчик охотится в Чернском уезд, Тульской губернии. В настоящее время – это место на карте находится в Тульской области между сёлами Кытино и Ступино. В конце 1950-х годов выходит в рассказ “Лебедянь”, в котором описаны вся красота природы г. Лебедяни, входящей в нашу молодую Липецкую область, образованную в 1954 году. В начале 1940-х годов писатель посетил этот город.
Итак, мы видим, что от “Бежина луга” Тургенев продолжает свой путь в Лебедянь.
4. Погружение в атмосферу, изображённую в рассказе “Бежин луг”
Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России.
На доске спроецирована иллюстрация художника В.Е.Маковского “Ночное”
Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку реку, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони.
Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Они – другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик “Бежина луга”.
– Перескажите встречу охотника с мальчиками. (Пересказ учащихся.)
– Ребята, вспомните, что означает понятие “очерк”. (Заслушивается ответ учащихся.)
Очерк – небольшое литературное произведение краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
-Дайте определение слову “рассказ” (с. 395)
Рассказ-жанр эпоса, небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни героя.
5. Работа с литературоведческим словарем (с.395.)
-Что общего? Чем различаются?
По вопросу определения жанра мнения расходятся: очерк или рассказ. Так как Тургенев включил “Бежин луг” в сборник рассказов “Записки охотника”, то мы будем называть его рассказом, а не очерком.
- Ребята, почему рассказ называется “Бежин луг”? Зачитайте. (С. 124)
(Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находился в 13-ти км от Спасского-Лутовинова.)
- Кто главный герой произведения?
- Попробуйте охарактеризовать сюжет очерка.
(Сюжета как такового нет, ничего не происходит)
Сюжет максимально ослаблен, и по нему нельзя сказать о героях.
Обычно пейзаж являлся фоном развития событий, то здесь, наоборот.
- Что же тогда происходит. (Краткий пересказ текста.)
(Охотник заблудился после охоты, оказался ночью среди деревенских мальчишек, которые на лугу рассказывали страшные истории, а утром покинул “Бежин луг”.)
6. Беседа.
– Давайте исходя из понимания такой структуры подумаем: “ Почему именно “Бежин луг”?(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши -все это связано с Бежиным лугом, как с географическим метом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий.)
- Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?
(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
- Ребята, назовите героев рассказа “Бежин луг”? Сколько их?
(Их пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.)
3) Давайте дадим общую характеристику мальчиков.
(Сообщение уч-ся по карточке №2.)
– Кто из мальчиков, по мнению рассказчика, был из богатой семьи? Какие особенности его поведения подметил рассказчик?
Мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в 19 веке писали много и сочувственно.
- Что еще, самое важное кроме бедности удалось показать автору?
(Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту ребят.)
4) А теперь следующее задание. Создайте портрет одного из мальчиков, (пять учеников описывают пять мальчиков.)
Можно создать характеристику, обратясь к иллюстрациям на ваших столах. (Иллюстрация Ильюши или Кости.)
-Ребята, кто из мальчиков вам больше всего понравился? Найдите описание этого героя в тексте. Зачитайте.
– Почему выбрали этого героя?
Дома некоторые из вас подготовили рисунки.
– Какие индивидуальные черты внешности, характера героя, вы старались изобразить?
– Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Попробуйте объяснить, почему. Зачитайте из учебника этот фрагмент.
(Павлуша, отношение автора видно в последнем абзаце рассказа.)
А теперь перейдем к подробной характеристике каждого мальчика. На доске вы видите план характеристики.
План характеристики
1. Портрет мальчика.
2. Его роль среди товарищей.
3. История, которую рассказал герой.
4. Поведение мальчика.
5. Характер героя.
6. Отношение к нему автора и ваше.
– Давайте по нему охарактеризуем каждого мальчика. ( Подбор цитат к пунктам плана.)
7. Характеристика героев
– Можно характеризовать мальчиков с помощью цитат, подобранных к каждому пункту плана.
– Давайте обратимся к заданию №6.
Какую роль в рассказе играет фольклор? С какими фольклорными жанрами мы сталкиваемся?
(Ребята рассказывают разного рода былички, бывальщины. Фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки, заклички, приговорки, дразнилки и другие.)
– Как вы понимаете слово быличка? А что означает слово бывальщина? А что такое поверье?
(Ученик работает у доски)
(Быличка – небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими.
Бывальщина – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях.
Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях.)
– Чем бывальщина отличается от былички? (Таблица 1)
Дать задание на ноутбуках
(См. приложение 1, таблица 2)
– Рассказ какого мальчика вам показался более интересным и почему?(Слушаются варианты ответов.)
(Мнения разделились: некоторым понравилась манера повествования Ильюши. Они утверждают, что он больше знает разных историй, и их привлекла обилие информации. Другим нравится Павлуша. Он – лидер.)
8. Речевая характеристика мальчишек.
– Давайте рассмотрим один из фрагментов более детально. Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке.
(Чтение рассказов учителем или хорошо читающими учениками.)
– Сравните фрагменты. Вопросы для сравнения вы видите на доске.
Вопросы для сравнения фрагментов.
– Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?
(Отличия:
1) Объем высказывания: Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.
2)Знаки препинания:
У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.
Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.
Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.
Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.
9. Беседа по вопросам.
- Что еще присутствует в речи ребят? Какие это слова?
(Диалектные и просторечные слова.)
-Приведите примеры диалектов.
(“Откентелеева” (откуда), “на-поди, напредки (наперёд, сначала), “боча” (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).
– Приведите примеры просторечий.
(“Хоша” (хоть), “перетрусился”
(испугался), “эфто” (это), “слышь” (слышишь), “шти” (щи), “хрестьяне” (христиане – крестьяне”, “испить” (выпить, напиться), “зачнётся” (начнётся), “куды” (куда), “запужала” (напугала), “авось” (всё равно).
- Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?
(Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.
Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.)
– Ребята, давайте обратимся к последнему заданию нашего читательского дневника.
– Ребята, кем, по-вашему мнению, является рассказчик, повествуя о своём приключении? (Писатель.)
– А кем он является по своему увлечению? (Охотник.)
– А кем герой-рассказчик становится в окружении мальчиков, у костра? (Наблюдатель.)
На доске:
Писатель – охотник – активный наблюдатель
10. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы обращались к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ автор; знакомились с пятью очень разными мальчиками у костра, с их размышлениями и сомнениями; работали над различными видами характеристик героев рассказа “Бежин луг”.
Эта работа облегчит ваше домашнее задание.
11. Домашнее задание.
– Откройте тетради и запишите домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру “Характеристика литературного героя”. На эту тему мы продолжим работу на уроках русского языка в 7классе и на уроках литературы с в 9-11 классах. А пока, согласно плану, дайте характеристику одного героя.
12. Выставление оценок.
Учитель комментирует поставленные оценки.
– Урок окончен, спасибо за внимание.