М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта», «Пророк». Образ поэта-пророка и судьба поэта в лирике Лермонтова

Разделы: Литература


Цель: знакомство с основными мотивами лирики поэта.

Задачи.

Обучающие:

  • обучение анализу лирического стихотворения;

Развивающие:

  • расширение сведений о биографии писателя;
  • знакомство с историко-культурными фактами, необходимыми для понимания произведения;
  • развитие умения понимать прочитанное;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие эмоционального восприятия учащихся;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к чтению и к русской литературе;
  • подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Оформление: ход урока сопровождается слайдами, на них представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена, которых звучат на уроке (Приложение 1).

Задание перед уроком

1. Индивидуальные задания отдельным учащимся:

  • Выучить наизусть стихотворения Лермонтова «Смерть Поэта», «Пророк», стихотворение Пушкина «Пророк»;
  • Подготовить краткую историческую справку «Россия в начале XIX века: Отчественная война, Восстание декабристов, создание правительством тайной полиции»;

2. Определить микротемы в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта»

3. Вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк» (тема, основная мысль)

4. Прочитать стихотворение Лермонтова «Пророк», определить тему, основную мысль.

Ход урока

В январе 1837 года от смертельной раны, полученной на дуэли, скончался великий русский поэт А.С.Пушкин. В эти скорбные дни среди передовых людей того времени в списках распространилось стихотворение «Смерть Поэта» и Россия узнала имя молодого поэта М.Ю.Лермонтова, которому суждено было стать преемником Пушкина. 

Звучит стихотворение «Смерть Поэта».

На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них

В.А,Жуковский – стихотворением «А.С.Пушкин», Ф.И.Тютчев – стихотворением «29 января 1837 года», А.В.Кольцов – стихотворением «Лес.(Посвящено памяти А.С.Пушкина)». В заглавиях этих произведений говорится о смерти Пушкина или указывается дата его смерти. Только у Лермонтова речь идет о смерти Поэта (без имени и фамилии!). Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение? На этот вопрос мы постараемся найти ответ сегодня на уроке.

Современник Лермонтова А.И.Герцен писал: «История нашей литературы – это … реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью.» К.Рылеев повешен. Пушкин убит на дуэли 37 лет, А.Грибоедов предательски убит в Тегеране, Лермонтов убит на дуэли 27 лет на Кавказе. Веневитинов убит обществом, 22 лет. В.Белинский убит, 37 лет, голодом и нищетой.

Что сближает стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» и высказывание Герцена?

- Общая мысль о трагичности судьбы талантливого человека в России в то время.

Историческая справка. В 1812 году Россия одержала победу в Отечественной войне. Заграничные походы русской армии породили среди передовой дворянской интеллигенции определенные надежды на перемены к лучшему и в первую очередь на отмену крепостного права. Этого не произошло. Возникают тайные общества, которые ставят цель поднять вооруженное восстание, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон – революционную Конституцию. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Руководители восстания были казнены. Остальные отправлены в ссылку, на каторгу, в Сибирь. Правительство во главе с императором Николаем I было напугано, оно перестало доверять независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. В России была создана секретная служба -  тайная полиция. Методами деятельности этого учреждения было введение осведомительной агентуры в различные слои населения и вскрытие корреспонденции на почте, т.е. перлюстрация писем, как система, которая, по словам А.Бенкендорфа, возглавившего это учреждение, «составляет одно из средств тайной полиции». В стране наступила эпоха, которая историками будет названа годами мрачной николаевской реакции.

В это сложное время отсутствия свободы Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта».

Какие микротемы можно выделить в стихотворении?

- Смерть Поэта. Поэт и светское общество. Убийцы.

Суд.

Прочитайте строки, где говорится о смерти Поэта.

- Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...
…..
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
…..
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Что дорого Лермонтову в Пушкине?

- Гордый дух, независимость от общественного мнения, свободолюбие, смелость, величина таланта.

Прочитайте строки, которые можно отнести к микротемам «Поэт и светское общество», «Убийцы».

- Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?

- Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Непосредственный убийца – ничтожество, жалкое орудие в руках светского общества – многоголовой светской толпы, раболепствующей, для которой нетерпим сам факт существования «невольника чести». «Свободы, гения и славы палачи», - называет их автор.

Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

- А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам нравственную и социально-историческую характеристику : это новая послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия», т.е. судьбой. Подлые – не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения.

О каком суде идет речь?

- Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Речь идет о Божьем суде. О суде совести. О суде потомков.

Итак, Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта», так как показан общественный конфликт между первым гением России и светским обществом, конфликт, который заканчивается трагически – гибелью Поэта! Мы видим и продолжение неравного поединка – одного против всех. Пока он стоил Лермонтову свободы : за это стихотворение он был сослан в ссылку на Кавказ.

Анализировать стихотворение Лермонтова «Пророк» интересно в сравнении с содержанием стихотворения  Пушкина с аналогичным названием. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк».(Стихотворение читает заранее подготовленный учащийся)

Стихотворение метафорично. Как бы вы определили прямой его смысл?

- Показан процесс превращения простого смертного в пророка, посланника Бога, устами которого говорит сам Бог.

Каков переносный смысл стихотворения?

- Речь идет о рождении поэта, о его судьбе, его назначении.

Какова судьба поэта у Пушкина?

- Нелегкая, она связана с большими трудностями, но он должен идти к людям и возвещать им истину.

Звучит стихотворение Лермонтова «Пророк».

Оно тоже метафорично. О чем, на ваш взгляд, это стихотворение?

- Пророк приходит к людям, несет им истину, но не понят ими, не принят, с позором изгнан в пустыню, оставаясь при этом верным своему предназначению. Речь идет о судьбе поэта. Она трагична, поэт одинок, его творчество не находит должного отклика среди читателей.   

Стихотворение Лермонтова, можно сказать, является продолжением стихотворения Пушкина, оно было написано в 1841 году, незадолго до гибели поэта. Лермонтов пришел в литературу как «невольник чести», а ушел, начертав на бумаге горькие строки: «Как презирают все его!»  Поэт XX века И.И.Кобзев написал стихотворение «Лермонтов», которое заканчивается такими словами:

Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотмщенной
Благородную кровь певца?!
Почему же никто
от имени
Оскорбленных людских сердец! –
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
Почему (бог с ним, с пистолетом!),
Не пугаясь опальным стать,
Гневных строчек «На смерть поэта»
Не посмел никто написать?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» или «Пророк».