Тип урока: Урок эстетического мышления.
I. Интрига
Разговор о настроении. Как вы чувствуете
настроение друг друга? Какое сейчас у тебя
настроение? А какое – у твоего товарища? Можете
ли вы определить настроение лучшей подруги по
цвету одежды?
Сегодня мы будем говорить с вами о настроении
поэмы «Мцыри». И разговор этот имеет очень важное
значение, потому что главной нашей задачей на
ближайшие несколько занятий станет постановка
спектакля по поэме «Мцыри». А спектакль – это
всегда настроение, передача зрителю своих
эмоций, чувств.
Итак, сегодня мы определяем настроение нашего
спектакля.
Совпадут ли они с настроениями автора, да и так ли
это важно?
В этой папке (учитель показывает папку)
будут собраны все материалы нашего спектакля.
Сейчас там фрагмент одного письма, письма М. Ю.
Лермонтова. Совпадут ли ваши представления о
поэме с представлениями автора? Мы узнаем это
очень скоро.
II. Воспоминание – эстетическая составляющая поэмы (пейзаж, цвет, и т.д.)
Мы готовимся к постановке спектакля. Сегодня мне нужны будут художники. Чьё настроение нам важно почувствовать и передать при оформлении спектакля? (Задания для трех групп)
Мцыри – главный герой.
Автор – рассказчик истории.
Есть в этой поэме ещё один персонаж, которого мы
как будто не видим. Это человек, которому Мцыри
рассказывает о трёх днях жизни – монах. Может
быть это – самая загадочная фигура поэмы. Не
проронив ни слова, он спорит с героем. Ведь юноша
постоянно обращается к нему, яростно доказывает
своё представление о жизни. А монах молчит, и это
молчание весомее всех аргументов. Что же кроется
за этим молчанием и этим образом. Молчание – это
звук, которого нет. Монах – это образ, которого
нет. Как передать это странное настроение? –
задание для третьей группы художников.
Группа 1. Настроение автора.
Группа 2. Настроение Мцыри
Группа 3. Настроение монаха
Я приглашаю по одному человеку от группы за отдельный стол. Вам необходимо внимательно слушать и фиксировать всё, что обсуждается каждым членом вашей группы. Из этих рассуждений вам предстоит создать текст, который ляжет в основу эскиза декораций.
1. Фронтальная беседа
– Назовите главное настроение этой поэмы.
– Как через описание природы автор передаёт
настроение.
– В рассказе Мцыри – 2 героя: человек и природа.
– Как связаны картины описания природы с
чувствами и переживаниями героя? Как в
художественных произведениях называются
описания природы?
2. Работа в группах (анализ)
Приём аллитерация в 1 и 2 части поэмы.
– Какова роль эпитетов, сравнений,
олицетворений в описании природы?
– Как вы думаете, для той части поэмы, которую
иллюстрируете вы, какое средство художественной
выразительности является самым ярким, самым
важным. Докажите это примерами из текста.
3. Действие
– Как вы думаете, к каким эпизодам поэмы
нарисованы эти иллюстрации?
– К каким эпизодам поэмы вы бы нарисовали
иллюстрации?
4. Выводы делают учащиеся от каждой группы
III. Логическая схема – варианты эстетического оформления спектакля
– Одинаковы ли будут оформлены части поэмы:
впечатления автора, рассказ Мцыри, чувства
монаха?
– Выпишите из текста слова, обозначающие цвет
этой части поэмы, звук, настроение.
Консультирование и корректировка работы группы:
– Почему в рассказе Мцыри о трёх днях на воле так много пейзажных зарисовок? Узнать о монахе, мы можем только по обращениям Мцыри, их много, найдите их, проследите, как и в связи с чем, меняется настроение Мцыри.
IV. Действие
– Выразительно прочтите отрывок по ролям к своей декорации.
V. Раскрытие интриги:
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас, да о небе. Престолы природы, с которых, как дым, улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновение гордился он ею!..». М.Ю. Лермонтов.