М.Ю. Лермонтов. Детские годы. "Бородино"

Разделы: Литература


Урок 1

Урок 2

Цели:

  1. Познакомить с композицией стихотворения “Бородино”.
  2. Воспитать любовь и уважение к великому прошлому России.

Базовый уровень:

  1. Уметь находить в произведении художественные средства (эпитет, сравнение, перифраз, гиперболу) и понимать их роль.
  2. Определять композицию стихотворения.
  3. Давать характеристику его героям.

Продвинутый:

  1. Понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство поэта в создании батальных сцен.

Оборудование:

  1. Портрет М.Ю.Лермонтова.
  2. Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели

III. Работа над содержанием стихотворения

1. Композиция

Слайд 15

– На сколько частей можно разделить текст стихотворения? (3: отступление, подготовка к бою, бой).

– Первые две строфы – вступление в стихотворение. Здесь поставлен вопрос и уже дан ответ: в Бородинской битве проявились богатырские силы народа, патриотизм солдат и был той силой, которая решила исход войны. Весь последующий текст и развивает эту мысль.

– Давайте проверим составленные дома планы.

1. Отступление (“Мы долго молча отступали”) – 3 строфа.

– О чём говорится в ней? (медленное течение событий, недовольство солдат, их горечь, боль, стыд – всё это должна передать интонация)

– Что испытывали солдаты, когда “долго молча отступали”?

– Как показано в стихотворении, почему произошла битва?

– Как изменилось настроение солдат, когда “нашли большое поле”?

– Как проявился в том характер русского народа?

– Почему в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит “я”, а не “мы”? (это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ ещё более достоверным)

– Во всех остальных случаях рассказчик не отделяет себя от всего войска: мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к Родине и готовность защитить даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И поэт, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва – осуществление воли народа, главный герой её – народ. А участники битвы – “богатыри”, “могучее, лихое племя”.

2. Выбор места сражения (“И вот нашли большое поле”) – 4 строфа

– Какую роль играют слова “И вот”? (битва произошла по воле народа)

3. Ожидание боя (“Два дня мы были в перестрелке”) – строфы 5,6.

– Почему целых две строфы посвящено ожиданию? (переживания солдат; прежде чем перейти к битве, нужна остановка, мобилизация всех сил).

4. Ночь перед сражением (“Прилёг вздремнуть я у лафета”) – 7 строфа.

– Давайте сравним два лагеря накануне главного сражения – русский и французский (французы ликуют, так как они привыкли к лёгким победам и считали себя уже победителями, а в лагере русских царит тишина: солдаты сосредоточенны, серьёзны, заняты подготовкой к предстоящему сражению).

5. Клятва верности (“И умереть мы обещали”) – строфы 8,9.

– Речь полковника, клятва солдат – идейный и эмоциональный центр стихотворения.

– Как солдаты относятся к полковнику, какими словами это передано?

– Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат?

– Почему о нём сказано не убит или погиб, а “спит в земле сырой”?

– Зачем нужно старинное слово “булат”, почему “очи”, а не глаза, “молвил”, а не сказал?

– Почему полковник обращается к солдатам с помощью слова “ребята”? К чему он призывает их?

– Как меняется смысл слов от повторения: “умрёмте” – “умирали” – “умереть”? ( с каждым новым повторением в слове растёт иной смысл: не смерть, а победа).

– Какой смысл он вкладывает в слово “Москва”? (Москва – символ Родины, её святости, целый комплекс патриотических идей)

– Какую клятву дали солдаты?

6. Описание Бородинского сражения (“Вам не видать таких сражений”) – строфы 10-12

– Эти строфы – кульминация стихотворения. Какова цель поэта? (передать, как тяжёл бой, какого мужества он потребовал от солдат, сколько жизней стоила победа).

– Как отражена динамичность боя? (при помощи глаголов).

– Назовите их.

– Как передана ожесточённость боя? (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”, “смешались в кучу кони, люди”).

– Как вы думаете, с какой интонацией следует читать эти строки? (усиление голоса, нагнетающая интонация).

– Прочитайте восклицательные предложения, которые использует рассказчик. Для чего они использованы?

– Найдите и прочитайте слова, выражающие готовность возобновить бой.

– Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?

7. Поле боя после сражения (“Тогда считать мы стали раны…”) – строфа 13-ая

При чтении этих строф должны быть выражены два чувства: гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Несмотря на потери, живые остались стоять на своих позициях, готовы к новому бою, и это свидетельствует о моральной победе русских над считавшимися непобедимыми наполеоновскими войсками. Значит, гибель героев была не напрасной. Это ответ на вопрос первой строфы стихотворения. Поэтому появляется раздумье, завершающее стихотворение и повторяющее вторую строфу. Так кольцевая композиция не только придаёт произведению законченность, но и позволяет подчеркнуть главную мысль Лермонтова о народе – богатыре, наполнить эти слова конкретным содержанием. Поэтому интонация последней строфы иная, чем во второй: здесь слова звучат как итог, доказанный всем предыдущим рассказом.

2. Художественные средства и их роль в произведении

Слайд 16

– Найдите и разъясните употребление сравнений. Повторим, что это, с помощью слайда. (“Французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени”, “земля тряслась, как наши груди”). В какой части они используются? Для чего? (Сравнения используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчёркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций)

– Найдите гиперболу. Повторим её определение. (“И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”). С какой целью она использована? (Использование гиперболы позволяет автору резко усиливать выразительность изображаемого, оценочность, эмоциональную убедительность).

– Найдите эпитет к слову “бой”. Повторим определение эпитета. (“бой удалый”) (удаль – безудержная, лихая смелость, соединённая с бойкостью ухарством; молодечество). Помогает ли нам эпитет понять основное качество боя?

– Найдите эпитет к слову “схватки”. (“боевые”; эпитеты помогают выделить наиболее существенные признаки предметов, усилить их, подчеркнуть; также передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления).

– Сегодня мы познакомимся с двумя художественными средствами, использованными поэтом в стихотворении, и научимся определять их роль в тексте. Первое – перифраз. Прочитаем его определение на слайде и запишем в тетрадь. Каким описательным оборотом речи заменена фраза: “Умер и похоронен”? (“спит в земле сырой”). С какой целью Лермонтов использует перифраз? (Перифразы позволяют выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого, ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого).

– Следует также упомянуть о синекдохе (внимание на слайд). Найдите в тексте примеры употребления единственного числа вместо множественного. Кто быстрее? (“Москва, спалённая пожаром, французу отдана”, “И слышно было до рассвета, как ликовал француз”, “Рука бойцов колоть устала”). (Синекдоха усиливает выразительность и экспрессивность речи).

3. Подведение итогов.

– Чтение стихотворения целиком

Слайд 17

– Определите его тему. (Тема – то, о чём рассказывает поэт). Название подскажет нам, что тема – события Бородинской битвы.

– Какова идея стихотворения? (Идея – его главная мысль о том основном круге явлений, которые изображены в этом произведении). Идея – прославление героизма народа – богатыря. Горячий патриотизм, любовь к Родине.

– В каких строчках заключена идея? Поэт выражает идею в монологе старого солдата, в его рассказе о подвиге русских воинов.

– “Бородино” – лирическое стихотворение, главное в нём – не изображение хода битвы, а передача чувств и мыслей простых русских солдат и чувств поэта, его размышления о роли народа в победе и о значении Бородинской битвы и о том, что такое настоящие люди, какой ценой добивается слава Родины. М.Ю.Лермонтов упрекает своих современников в том, что они недостойны своих отцов.

– Напишите эссе (что нового узнали о героях Отечественной войны и о том, хочется ли вам быть похожими на них) или синквейн.

Слайд 18

IV. Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

Слайд 19

Cписок использованной литературы

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. _ М.: “ВАКО”, 2003, 416с. – С. 140-147.
  2. Кудряшова А.С. Бородино. Издание 4-е. – МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ. – 1980г.
  3. Кудряшов К. Горечь бородинского хлеба./ Аргументы и факты. – №4, 2008. – С.37.
  4. Макаренко Л.А. Литература. 5 класс. Планы-конспекты уроков. – Харьков: Ранок, 2000. -160 с. – 74-78.
  5. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии “Родная литература” для 5 класса/Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, Р.И.Альбеткова и др.; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.: ил. – С.117-128.

Презентация