Урок 1
Урок 2
Цели:
- Познакомить с композицией стихотворения “Бородино”.
- Воспитать любовь и уважение к великому прошлому России.
Базовый уровень:
- Уметь находить в произведении художественные средства (эпитет, сравнение, перифраз, гиперболу) и понимать их роль.
- Определять композицию стихотворения.
- Давать характеристику его героям.
Продвинутый:
- Понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство поэта в создании батальных сцен.
Оборудование:
- Портрет М.Ю.Лермонтова.
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели
III. Работа над содержанием стихотворения
1. Композиция
Слайд 15
– На сколько частей можно разделить текст стихотворения? (3: отступление, подготовка к бою, бой).
– Первые две строфы – вступление в стихотворение. Здесь поставлен вопрос и уже дан ответ: в Бородинской битве проявились богатырские силы народа, патриотизм солдат и был той силой, которая решила исход войны. Весь последующий текст и развивает эту мысль.
– Давайте проверим составленные дома планы.
1. Отступление (“Мы долго молча отступали”) – 3 строфа.
– О чём говорится в ней? (медленное течение событий, недовольство солдат, их горечь, боль, стыд – всё это должна передать интонация)
– Что испытывали солдаты, когда “долго молча отступали”?
– Как показано в стихотворении, почему произошла битва?
– Как изменилось настроение солдат, когда “нашли большое поле”?
– Как проявился в том характер русского народа?
– Почему в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит “я”, а не “мы”? (это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ ещё более достоверным)
– Во всех остальных случаях рассказчик не отделяет себя от всего войска: мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к Родине и готовность защитить даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И поэт, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва – осуществление воли народа, главный герой её – народ. А участники битвы – “богатыри”, “могучее, лихое племя”.
2. Выбор места сражения (“И вот нашли большое поле”) – 4 строфа
– Какую роль играют слова “И вот”? (битва произошла по воле народа)
3. Ожидание боя (“Два дня мы были в перестрелке”) – строфы 5,6.
– Почему целых две строфы посвящено ожиданию? (переживания солдат; прежде чем перейти к битве, нужна остановка, мобилизация всех сил).
4. Ночь перед сражением (“Прилёг вздремнуть я у лафета”) – 7 строфа.
– Давайте сравним два лагеря накануне главного сражения – русский и французский (французы ликуют, так как они привыкли к лёгким победам и считали себя уже победителями, а в лагере русских царит тишина: солдаты сосредоточенны, серьёзны, заняты подготовкой к предстоящему сражению).
5. Клятва верности (“И умереть мы обещали”) – строфы 8,9.
– Речь полковника, клятва солдат – идейный и эмоциональный центр стихотворения.
– Как солдаты относятся к полковнику, какими словами это передано?
– Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат?
– Почему о нём сказано не убит или погиб, а “спит в земле сырой”?
– Зачем нужно старинное слово “булат”, почему “очи”, а не глаза, “молвил”, а не сказал?
– Почему полковник обращается к солдатам с помощью слова “ребята”? К чему он призывает их?
– Как меняется смысл слов от повторения: “умрёмте” – “умирали” – “умереть”? ( с каждым новым повторением в слове растёт иной смысл: не смерть, а победа).
– Какой смысл он вкладывает в слово “Москва”? (Москва – символ Родины, её святости, целый комплекс патриотических идей)
– Какую клятву дали солдаты?
6. Описание Бородинского сражения (“Вам не видать таких сражений”) – строфы 10-12
– Эти строфы – кульминация стихотворения. Какова цель поэта? (передать, как тяжёл бой, какого мужества он потребовал от солдат, сколько жизней стоила победа).
– Как отражена динамичность боя? (при помощи глаголов).
– Назовите их.
– Как передана ожесточённость боя? (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”, “смешались в кучу кони, люди”).
– Как вы думаете, с какой интонацией следует читать эти строки? (усиление голоса, нагнетающая интонация).
– Прочитайте восклицательные предложения, которые использует рассказчик. Для чего они использованы?
– Найдите и прочитайте слова, выражающие готовность возобновить бой.
– Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?
7. Поле боя после сражения (“Тогда считать мы стали раны…”) – строфа 13-ая
При чтении этих строф должны быть выражены два чувства: гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Несмотря на потери, живые остались стоять на своих позициях, готовы к новому бою, и это свидетельствует о моральной победе русских над считавшимися непобедимыми наполеоновскими войсками. Значит, гибель героев была не напрасной. Это ответ на вопрос первой строфы стихотворения. Поэтому появляется раздумье, завершающее стихотворение и повторяющее вторую строфу. Так кольцевая композиция не только придаёт произведению законченность, но и позволяет подчеркнуть главную мысль Лермонтова о народе – богатыре, наполнить эти слова конкретным содержанием. Поэтому интонация последней строфы иная, чем во второй: здесь слова звучат как итог, доказанный всем предыдущим рассказом.
2. Художественные средства и их роль в произведении
Слайд 16
– Найдите и разъясните употребление сравнений. Повторим, что это, с помощью слайда. (“Французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени”, “земля тряслась, как наши груди”). В какой части они используются? Для чего? (Сравнения используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчёркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций)
– Найдите гиперболу. Повторим её определение. (“И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”). С какой целью она использована? (Использование гиперболы позволяет автору резко усиливать выразительность изображаемого, оценочность, эмоциональную убедительность).
– Найдите эпитет к слову “бой”. Повторим определение эпитета. (“бой удалый”) (удаль – безудержная, лихая смелость, соединённая с бойкостью ухарством; молодечество). Помогает ли нам эпитет понять основное качество боя?
– Найдите эпитет к слову “схватки”. (“боевые”; эпитеты помогают выделить наиболее существенные признаки предметов, усилить их, подчеркнуть; также передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления).
– Сегодня мы познакомимся с двумя художественными средствами, использованными поэтом в стихотворении, и научимся определять их роль в тексте. Первое – перифраз. Прочитаем его определение на слайде и запишем в тетрадь. Каким описательным оборотом речи заменена фраза: “Умер и похоронен”? (“спит в земле сырой”). С какой целью Лермонтов использует перифраз? (Перифразы позволяют выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого, ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого).
– Следует также упомянуть о синекдохе (внимание на слайд). Найдите в тексте примеры употребления единственного числа вместо множественного. Кто быстрее? (“Москва, спалённая пожаром, французу отдана”, “И слышно было до рассвета, как ликовал француз”, “Рука бойцов колоть устала”). (Синекдоха усиливает выразительность и экспрессивность речи).
3. Подведение итогов.
– Чтение стихотворения целиком
Слайд 17
– Определите его тему. (Тема – то, о чём рассказывает поэт). Название подскажет нам, что тема – события Бородинской битвы.
– Какова идея стихотворения? (Идея – его главная мысль о том основном круге явлений, которые изображены в этом произведении). Идея – прославление героизма народа – богатыря. Горячий патриотизм, любовь к Родине.
– В каких строчках заключена идея? Поэт выражает идею в монологе старого солдата, в его рассказе о подвиге русских воинов.
– “Бородино” – лирическое стихотворение, главное в нём – не изображение хода битвы, а передача чувств и мыслей простых русских солдат и чувств поэта, его размышления о роли народа в победе и о значении Бородинской битвы и о том, что такое настоящие люди, какой ценой добивается слава Родины. М.Ю.Лермонтов упрекает своих современников в том, что они недостойны своих отцов.
– Напишите эссе (что нового узнали о героях Отечественной войны и о том, хочется ли вам быть похожими на них) или синквейн.
Слайд 18
IV. Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.
Слайд 19
Cписок использованной литературы
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. _ М.: “ВАКО”, 2003, 416с. – С. 140-147.
- Кудряшова А.С. Бородино. Издание 4-е. – МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ. – 1980г.
- Кудряшов К. Горечь бородинского хлеба./ Аргументы и факты. – №4, 2008. – С.37.
- Макаренко Л.А. Литература. 5 класс. Планы-конспекты уроков. – Харьков: Ранок, 2000. -160 с. – 74-78.
- Методическое руководство к учебнику-хрестоматии “Родная литература” для 5 класса/Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, Р.И.Альбеткова и др.; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.: ил. – С.117-128.