"Герой нашего времени" - одно из наиболее загадочных произведений М.Ю.Лермонтова. Вероятно, этим можно объяснить возникновение острой полемики по поводу произведения. Взгляды на него полярно разделились. Эти разногласия касались, прежде всего, главного героя романа Григория Александровича Печорина.
Сложен и противоречив внутренний мир этого человека, неоднозначен и загадочен его характер. Именно этот образ объединяет несколько самостоятельных повестей в единое целое. Белинский писал: "Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов".
История жизни Печорина хронологически такова: "Тамань", "Княжна Мери", "Бэла", "Фаталист", "Максим Максимыч". Но автор сознательно нарушает хронологию событий. Почему? Да потому, что автору важно, чтобы читатель постепенно "приближался" к герою: сначала мы "слышим" о нем от Максима Максимыча, затем "видим" его и, наконец, открываем его журнал.
Уже в рассказе Максима Максимыча Печорин предстает как человек таинственный, загадочный: "Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!"
В главе "Максим Максимыч" место рассказчика занимает повествователь, который не просто описывает Печорина, но дает его психологический портрет. А загадочность не исчезает, повествователь отмечает глаза Печорина: ":они не смеялись, когда он смеялся!" Как можно объяснить это? Это "признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Поэтому так рад путешественник, заполучив записки Печорина: "Я схватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся".
Теперь Печорин сам будет рассказывать о себе. Его журнал занимает особое место в композиции произведения: это как бы "роман в романе". Уже в первой новелле "Тамань" мы отмечаем основные характерные черты героя: стремление к активным действиям; безрассудную храбрость; любопытство, толкающее его ставить "эксперименты" над окружающими; стремление понять, что движет людьми, постичь их психологию. Причем, "эксперименты" Печорин проводит с людьми необычными, исключительными. Именно такие интересны ему. Эпизод с "мирными контрабандистами" - подтверждение тому. Каков результат? "Что сталось с старухой: не знаю. Да и какое мне дело:". Герой несет зло тем, с кем его сталкивает судьба. Почему? Как ответить на этот вопрос? Нужно узнать сокровенные мысли героя.
Но, даже познакомившись с дневниковыми записями Печорина в главе "Княжна Мери", где он пишет о своих мыслях, чувствах, поступках, мы не можем до конца понять героя. А понять его нам необходимо, так как речь идет, по мнению автора, о герое времени, личности, сформировавшей все черты, все достоинства и недостатки его времени: "Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения:".
Почему Печорин так относится к женщинам? Зачем он губит и Бэлу, и Веру, и княжну Мери? За что он презирает Грушницкого?: Сумеем ли мы понять "странную потребность сердца" героя? Нужен "ключ" к его душе. И таким "ключом" становится повесть "Фаталист", завершающая произведение. Она объясняет главное в характере героя: Печорин всю свою жизнь борется с Судьбой и постоянно терпит поражения. Тема фатума раскрывается во всех главах романа, но в "Фаталисте" автор исследует ее с наибольшим вниманием.
Печорин постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, познавая себя, пытается раскрыть корни добра и зла в одном человеке: "Я иногда себя презираю,:не оттого ли я презираю других:", ":зло порождает зло:". Значит, Печорин не смог разобраться в себе, реализовать себя, "живешь из любопытства",- скажет он о себе. "Из любопытства" герой постоянно испытывает судьбу. Его мучит вопрос, со спора о котором начинается глава: "И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?"
В поисках объяснения собственной души и судьбы Печорин заставляет людей ненавидеть, любить, страдать:Вот разгадка того, что он губит людей, встречающихся на его пути, не находя себе достойного применения. Печорин - незаурядная личность, но он эгоист и индивидуалист. Его пренебрежение к окружающим людям стало неотъемлемой чертой натуры, уродующей его собственную душу, искажающей его пылкую и страстную личность. Он не только губит людей вокруг себя, он сам - трагический герой, так как лишает себя непреходящих ценностей: любви, дружбы:
Глава "Фаталист" возвращает повествование в "крепость за Тереком", в которой и начиналась история с Бэлой, открывавшая роман "Герой нашего времени". Таким образом, роман обретает "кольцевую" композицию: это "возвращение на круги своя" подчеркивает бесконечность философских исканий главного героя и обреченность Печорина.
Размышления героя о вере и безверии говорят о его трагедии, так как, утратив Бога, он утратил моральные ориентиры, систему нравственных ценностей. Поэтому логическим итогом является бессмысленная смерть Печорина "где-то на пути из Персии": Жалеет ли Лермонтов своего героя?.. Оправдывает ли его?:
О чем предостерегал автор за год до своей гибели? Какова главная задача романа? "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно:". Ощущая себя внутри поколения, Лермонтов разделял его вину, судьбу, трагедию.