Тип урока – формирование и совершенствование знаний.
Форма (вид) – взаимное обучение с элементами экскурсии.
Оборудование – галерея прижизненных портретов М.Ю. Лермонтова, портреты родственников поэта, фотографии с видами Государственного Лермонтовского музея-заповедника “Тарханы” (в электронном варианте), романсы на стихотворения М.Ю. Лермонтова: “Парус”, “И скучно, и грустно”, “Ангел”; стихотворения поэта в исполнении артистов театра и кино: “Сон”, “Нет, я не Байрон…”; фрагмент виртуальной экскурсии в Тарханы в видеозаписи. Урок проводится с компьютерной поддержкой. (Желательно его проводить с использованием мультимедийной аппаратуры). Данный урок предваряла экскурсия-поездка в Государственный Лермонтовский музей-заповедник “Тарханы” Пензенской области, куда мы с учениками ежегодно совершаем экскурсии.
Цели урока:
- Дать представление о личности поэта М.Ю. Лермонтова, расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения.
- Развитие навыков монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова, аналитической работы с поэтическими текстами.
- Вызвать сожаление у ребят о ранней гибели поэта, воспитать бережное отношение к поэтическому наследию М.Ю. Лермонтова.
Ход урока
Перед началом урока в грамзаписи звучит вальс к драме М.Ю. Лермонтова “Маскарад”
- Сообщение учителем даты, темы, целей урока.
- Работа с тестовым заданием, которое проверяет выполнение домашнего задания. (тест прилагается) На выполнение теста отводится 6-7 минут.
- Доклад ученицы, содержащий информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Во время выступления ученицы на экране проходит демонстрация портретов поэта, портретов его родственников, изображение интерьера комнат барского дома и окрестностей Тархан.
- Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Ученики дома получили индивидуальные задания: выучить наизусть понравившееся стихотворение из учебника-хрестоматии и дать анализ стихотворного текста. В ходе работы с текстами произведений поэта ребята должны сделать вывод об основных направлениях его творчества.
1. Стихотворение “Ангел” – Родионова И.
- Какова тема этого стихотворения?
- В чем вы видите идею этого стихотворения
- Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении?
Для всех учеников этот стандартный набор вопросов.
После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Ангел”.
2. Стихотворение “Поэт” – Свотина А.
- Если вы согласны с тем, что стихотворение “Поэт” романтическое, то подтвердите правоту этой позиции анализом его лексики
- Какие эпитеты, метафоры и другие лексические средства отражают представления юного Лермонтова о художнике-творце и свободе поэтического творчества?
3. “Нет, я не Байрон, я другой” – Шевцов В.
- В чем вы видите основную мысль этого стихотворения?
- Чего в этом стихотворении больше – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве?
- Что, по вашему, символизирует образ океана?
4. “Монолог” – Спирин А.
- Какова тема данного стихотворения?
- Какова идея?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
5. “И скучно, и грустно” – Шахбанова Х.
После прочтения ученицей этого стихотворения звучит романс “И скучно, и грустно”.
- Какова тема данного стихотворения?
- Какова идея?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
6. “Нет, не тебя так пылко я люблю” – Рыжков Д.
- Какова тема данного стихотворения?
- Какова идея?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
7. “Пленный рыцарь” – Кисляков С.
- Какие мысли и чувства владеют лирическим героем этого стихотворения?
- С помощью каких приемов они передаются? Приведите примеры из текста
- Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно?
- Чего он желает?
8. “На севере диком” – Набиев Н.
- Какова тема данного стихотворения?
- Какова идея?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
9. “Сон” – Рябухин М.
- Какова тема данного стихотворения?
- Какова идея?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
После прочтения ученицком этого стихотворения звучит это же стихотворение в исполнении артиста театра и кино в аудиозаписи.
10. “Парус” – Безменова О.
- Какова тема данного стихотворения?
- Какова идея?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Парус”.
V. Попробуем сделать вывод и ответить на вопрос: какие основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова вы можете назвать в результате поиска и прослушивания стихотворений?
VI. Совершим виртуальную экскурсию в Тарханы и посмотрим фрагмент видеозаписи фильма “Прогулки по Тарханам”.
VII.. Выставление отметок и комментарии к ним
VIII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Три пальмы”. Ответить на вопросы на стр. 193.
Тест по литературе ученика(цы) 9 класса ----------------------------------------
Творчество М.Ю. Лермонтова
I. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
А) 1814 – 1841
Б) 1824 – 1849
В) 1812 – 1837
II. Укажите количество стоп в стихе: “Сижу за решеткой в темнице сырой…”
А) 2 стопы
Б) 3 стопы
III. Определите период творчества, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова:
- “Мцыри”, “Что толку жить”
- “Молитва”, “Завещание”
Романтический
Реалистический
IV. В строках стихотворения “Три пальмы:
…И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей, –
Автор прибегает к:
А) олицетворению
Б) сравнению
Г) иронии
V. Стихотворение “Три пальмы” вызывает у читателя:
А) чувство горести, наводит на раздумья о добре и зле
Б) сожаление о поступках людей
В) интерес к путешествиям
VI. Определите мотивы (темы) лирики М.Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
- “И скучно, и грустно”, “Монолог”, “Выхожу один я на дорогу”
- “Смерть поэта”, “Поэт”, “Нет, я не Байрон…”
- “Родина”, “Бородино”, “Прощай, немытая Россия”
- “Желание”, “Пленный рыцарь”, “Парус”
- “Я к вам пишу”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”, “Но я вас помню”
А) Тема поэта и поэзии
Б) любовная лирика
В) тема родины
Г) вольнолюбивая лирика
Д) философская лирика
VII. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
“В пространстве брошенных светил”
“Под ним Казбек, как грань алмаза”
А) метафора
Б) сравнение
Ключи к тесту М. Ю. Лермонтов
1. – А
2. – Б
3. – А – 1, В – 2.
4. – А
5. – А
6. – А – 2; Б – 5: В – 3; Г – 4; Д – 1
7. А – 1; Б – 2.