"Сад фруктовой моей великой души". (Урок по ранней лирике В.В. Маяковского в 11-м классе)

Разделы: Литература


Цель: определить особенности ранней лирики Маяковского, выявить, в чем заключается своеобразие лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста; воспитывать любовь к слову.

Оборудование: портрет поэта, фотографии разных лет, мультимедийный проектор.

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Биография поэта.

– Какие события жизни Маяковского показались вам интересными?
– В чем, на ваш взгляд, трагедия поэта?

(Ответы учащихся.)

3. Особенности ранней лирики.

– Вы прочли дома некоторые ранние стихотворения поэта. (“Ночь”, “Утро”, “Из улицы в улицу”, “Вывескам”, “Нате”, “Послушайте” и другие.) Ваши впечатления.

(Непонятно, необычно, оригинально, сильно, не похоже совсем на то, что читали раньше.)

– Да, действительно, Маяковского ни с кем не спутаешь.

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.

(Стихотворение выводится на проектор.)

– Это слова из стихотворения “Ко всему” (1916 г.). В них весь Маяковский с его идеей жертвенного служения людям, идеей в общем-то не новой для русской литературы. Просто сказанной другими словами.

Маяковский пришел в русскую поэзию страдающим и одиноким. (“Я одинок, как последний глаз/ у идущего к слепым человека!”) Первые же его выступления шокировали публику, и поэт получил амплуа литературного хулигана. И Маяковский поддерживал эту репутацию дерзкими выходками. Известно, что во время чтения стихотворения “Нате” 19 октября 1913 года на открытии кабаре “Розовый фонарь” дамы падали в обморок. Недаром Ю.Тынянов назвал Маяковского “уличным происшествием”, а Ахматова говорила о том, что в “душный зал” русской поэзии ворвался разбойный вихрь.

– Имя раннего Маяковского связано прежде всего с футуризмом – поэтическим авангардистским течением начала 20 века. Давайте вспомним основные черты этого направления.
– Ответы учащихся.

(Искусство будущего, разрыв с традицией, главное – не содержание, а форма.)

– А как назывался манифест футуристов?

(“Пощечина общественному вкусу”.)

– Под манифестом футуристов подписался и Маяковский. Он был самым известным поэтом школы кубофутуризма, основным принципом которой было противостояние культурной традиции. Поэзия воспринималась как “чистая графика”, в стихи переносились приемы кубистической живописи. Давайте посмотрим стихотворение “Из улицы в улицу”, являющееся образцом “графической” поэзии.

У–
лица.
Лица
у
догов.
Годов
рез –
че.

– Для кубофутуристов главным была форма, а не содержание, они стремились воздействовать на читателя не столько смыслом, сколько звучанием. Это был эстетический бунт, и многие ранние стихи Маяковского несут его отпечаток.
– Какие признаки разрыва с культурной традицией заметили в ранних стихах Маяковского?

(Так как творчество футуристов воспевает урбанизацию, во многих ранних стихах Маяковского присутствует городская тема, например “Адище города”, “Вывескам”, “А вы могли бы?”. Подчеркнуто отсутствует классическая тема природы.)

– Да, действительно, Маяковскому была близка идея городской цивилизации. В одном из своих выступлений поэт сказал: “Город заменяет природу и стихию. Город сам становится стихией…”. Город у Маяковского является предметом поэтического вдохновения, а природу поэт намеренно изображает антиэстетичной.

И тогда уже – скомкав фонарей одеяла –
ночь излюбилась, похабна и пьяна,
а за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная, дряблая луна.
(“Адище города”, 1913.)

В этих словах – намеренный вызов традиции19 века с ее воспеванием природы как источника гармонии и красоты.

4. Лирический герой.

– Но конфликт природы и города у раннего Маяковского отсутствует. Главной темой становится психологическое состояние его лирического героя, который, несмотря на радушие вывесок, чувствует себя одиноким, настолько одиноким и непонятым, что готов целовать “морду трамвая”.

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.
(“Надоело”, 1916.)

Лирический герой Маяковского тянется к людям.

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям влекомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.
(“Надоело”.)

– Однако городская цивилизация забыла создать человека, в ресторане можно увидеть “два аршина розового теста”. Именно к ним обращается Маяковский в знаменитом стихотворении “Нате” (1913). Город населен не людьми, а толпой, которую поэт презрительно называет “стоглавой вошью”. В ранней лирике очень сильно выражено противопоставление поэта и толпы. Выходки (“я захохочу и радостно плюну”) и декларации (“в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди”) – это обостренная реакция лирического героя на пошлость и бездуховность, на неспособность толпы понять искусство. Отсюда стремление взбудоражить, взорвать их спокойное существование. Лирическая дерзость – постоянная черта героя Маяковского. Но самое главное свойство лирического героя в том, что он обосновывает себя будущим. Именно люди будущего мыслятся адресатами лирики Маяковского.

Грядущие люди!
Кто вы?

В настоящем же герой Маяковского никем не понят. Он одинок и нелеп, “сумасшедший”, “рыжий”, “заморский страус”.

Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
(“А все-таки”, 1914.)

– Итак, драма лирического героя Маяковского – это драма “преждевременно пришедшего человека будущего”. И причины его внешней грубости и эпатирующего поведения – в глубоком одиночестве героя.

5. Итог урока.

– Что вы можете сказать о ранней лирике Маяковского и в чем увидели своеобразие лирического героя?

(Ответы учащихся.)

В качестве закрепления в конце урока можно показать презентацию. Приложение.

6. Домашнее задание: написать небольшую творческую работу на тему: “Каким мне представляется лирический герой Маяковского”; выучить понравившееся стихотворение наизусть.

7. Оценки за урок.

Литература

  1. Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1991.
  2. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980 гг. – Смоленск: Русич, 1994.
  3. Литература: 11 класс: Метод. советы. Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины 20 века . – М.: Высш. шк., 2001.

Интернет–ресурсы:

  1. Богаева И.М. Маяковский затеял шабаш. www.estetmagazine.ru/archive/12/191
  2. Серебряный век. Футуризм. literatura 5. narod.ru/futurizm.html