Цель: определить особенности ранней лирики Маяковского, выявить, в чем заключается своеобразие лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста; воспитывать любовь к слову.
Оборудование: портрет поэта, фотографии разных лет, мультимедийный проектор.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Биография поэта.
– Какие события жизни Маяковского показались вам интересными?
– В чем, на ваш взгляд, трагедия поэта?
(Ответы учащихся.)
3. Особенности ранней лирики.
– Вы прочли дома некоторые ранние стихотворения поэта. (“Ночь”, “Утро”, “Из улицы в улицу”, “Вывескам”, “Нате”, “Послушайте” и другие.) Ваши впечатления.
(Непонятно, необычно, оригинально, сильно, не похоже совсем на то, что читали раньше.)
– Да, действительно, Маяковского ни с кем не спутаешь.
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
(Стихотворение выводится на проектор.)
– Это слова из стихотворения “Ко всему” (1916 г.). В них весь Маяковский с его идеей жертвенного служения людям, идеей в общем-то не новой для русской литературы. Просто сказанной другими словами.
Маяковский пришел в русскую поэзию страдающим и одиноким. (“Я одинок, как последний глаз/ у идущего к слепым человека!”) Первые же его выступления шокировали публику, и поэт получил амплуа литературного хулигана. И Маяковский поддерживал эту репутацию дерзкими выходками. Известно, что во время чтения стихотворения “Нате” 19 октября 1913 года на открытии кабаре “Розовый фонарь” дамы падали в обморок. Недаром Ю.Тынянов назвал Маяковского “уличным происшествием”, а Ахматова говорила о том, что в “душный зал” русской поэзии ворвался разбойный вихрь.
– Имя раннего Маяковского связано прежде всего с футуризмом – поэтическим
авангардистским течением начала 20 века. Давайте вспомним основные черты этого
направления.
– Ответы учащихся.
(Искусство будущего, разрыв с традицией, главное – не содержание, а форма.)
– А как назывался манифест футуристов?
(“Пощечина общественному вкусу”.)
– Под манифестом футуристов подписался и Маяковский. Он был самым известным поэтом школы кубофутуризма, основным принципом которой было противостояние культурной традиции. Поэзия воспринималась как “чистая графика”, в стихи переносились приемы кубистической живописи. Давайте посмотрим стихотворение “Из улицы в улицу”, являющееся образцом “графической” поэзии.
У–
лица.
Лица
у
догов.
Годов
рез –
че.
– Для кубофутуристов главным была форма, а не содержание, они стремились
воздействовать на читателя не столько смыслом, сколько звучанием. Это был
эстетический бунт, и многие ранние стихи Маяковского несут его отпечаток.
– Какие признаки разрыва с культурной традицией заметили в ранних стихах
Маяковского?
(Так как творчество футуристов воспевает урбанизацию, во многих ранних стихах Маяковского присутствует городская тема, например “Адище города”, “Вывескам”, “А вы могли бы?”. Подчеркнуто отсутствует классическая тема природы.)
– Да, действительно, Маяковскому была близка идея городской цивилизации. В одном из своих выступлений поэт сказал: “Город заменяет природу и стихию. Город сам становится стихией…”. Город у Маяковского является предметом поэтического вдохновения, а природу поэт намеренно изображает антиэстетичной.
И тогда уже – скомкав фонарей одеяла –
ночь излюбилась, похабна и пьяна,
а за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная, дряблая луна.
(“Адище города”, 1913.)
В этих словах – намеренный вызов традиции19 века с ее воспеванием природы как источника гармонии и красоты.
4. Лирический герой.
– Но конфликт природы и города у раннего Маяковского отсутствует. Главной темой становится психологическое состояние его лирического героя, который, несмотря на радушие вывесок, чувствует себя одиноким, настолько одиноким и непонятым, что готов целовать “морду трамвая”.
Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.
(“Надоело”, 1916.)
Лирический герой Маяковского тянется к людям.
Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям влекомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.
(“Надоело”.)
– Однако городская цивилизация забыла создать человека, в ресторане можно увидеть “два аршина розового теста”. Именно к ним обращается Маяковский в знаменитом стихотворении “Нате” (1913). Город населен не людьми, а толпой, которую поэт презрительно называет “стоглавой вошью”. В ранней лирике очень сильно выражено противопоставление поэта и толпы. Выходки (“я захохочу и радостно плюну”) и декларации (“в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди”) – это обостренная реакция лирического героя на пошлость и бездуховность, на неспособность толпы понять искусство. Отсюда стремление взбудоражить, взорвать их спокойное существование. Лирическая дерзость – постоянная черта героя Маяковского. Но самое главное свойство лирического героя в том, что он обосновывает себя будущим. Именно люди будущего мыслятся адресатами лирики Маяковского.
Грядущие люди!
Кто вы?
В настоящем же герой Маяковского никем не понят. Он одинок и нелеп, “сумасшедший”, “рыжий”, “заморский страус”.
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
(“А все-таки”, 1914.)
– Итак, драма лирического героя Маяковского – это драма “преждевременно пришедшего человека будущего”. И причины его внешней грубости и эпатирующего поведения – в глубоком одиночестве героя.
5. Итог урока.
– Что вы можете сказать о ранней лирике Маяковского и в чем увидели своеобразие лирического героя?
(Ответы учащихся.)
В качестве закрепления в конце урока можно показать презентацию. Приложение.
6. Домашнее задание: написать небольшую творческую работу на тему: “Каким мне представляется лирический герой Маяковского”; выучить понравившееся стихотворение наизусть.
7. Оценки за урок.
Литература
- Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1991.
- Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980 гг. – Смоленск: Русич, 1994.
- Литература: 11 класс: Метод. советы. Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 1997.
- Мусатов В.В. История русской литературы первой половины 20 века . – М.: Высш. шк., 2001.
Интернет–ресурсы:
- Богаева И.М. Маяковский затеял шабаш. www.estetmagazine.ru/archive/12/191
- Серебряный век. Футуризм. literatura 5. narod.ru/futurizm.html