Москва старая и новое время в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Разделы: Литература


Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Выстраивание кластерной схемы.

Девятиклассники, вы стоите на пороге выпускных экзаменов. Как вы считаете, что должен знать ученик, получивший основное образование, о художественном произведении.

Выстраивание Кластерной структуры

Какие ниши схемы вы можете заполнить, опираясь на свой читательский опыт?

(Материал для заполнения: 1) время, эпоха; 2) мировоззрение; 3) особенности стиля; 4) представление о произведении; 4) факты биографии.)

II. Групповая работа: анализ источников (см. приложение 1, 2, 3) и материалов учебника. Итог: связанный рассказ о писателе.

III. Восприятие литературного произведения:

1. Легко или трудно было читать “Собачье сердце”?

2. Ваши впечатления о прочитанном.

IV. Переходный вопрос к обсуждению темы:

М.А. Булгаков жил и творил в начале XX века. Создайте палитру вашего представления о XX веке.

(Квадрат заполняется цветами, а потом учащиеся аргументируют выбранные цвета.)

XX век – “трагический” век.

1905 г. – русско-японская война.

1905–1907 гг. – первая русская революция.

1914 г. – первая мировая война, которая с 1918 г перешла в гражданскую войну.

? Каким образом передан трагизм эпохи в одноименном фильме по повести М.А. Булгакова (прослушивание увертюры к фильму).

V. Аналитическая беседа по теме урока:

1. У каждого времени есть свои приметы, есть они и у 1925 г. – года создания повести (просмотр первых кадров фильма: до встречи Шарика с Преображенским).

  1. Назовите приметы времени. Какое это время? (Настоящее.)
  2. Почему старое и новое время даны глазами Шарика?
  3. С чего начинается фильм? А первое предложение текста? Это все-таки вьюга или вой?

Мотив вьюги (по первой главе).

  • Цитаты враждебность, злые силы, демонизм.
  • Время суток (сумерки – мрак – морок). Кто морочит?
  • Хозяева нового времени. (Пролетарии: повар, дворник, швейцар, товарищи.)

Где мотив вьюги заканчивается? (Встреча с Преображенским.)

2. Просмотр фрагмента фильма. (Встреча Шарика с Преображенским, приход в квартиру, первые дни.)

Какой прием лежит в основе изображения двух миров? (Антитеза.)

Цитаты свет (по 2, 3 главам) на улице, в квартире Преображенского.

Только зашли в дом, что почувствовал Шарик? (Тепло.)

Представители старого времени, что для них характерно? (Ум, культура, рыцарство, ест обильно, не ворует, пинать не станет.)

Почему пропал Калабуховский дом и его жители?

Цитаты приметы времени, которые исчезли (цветы, ковры – символика красоты, уюта; сова – символика мудрости; паровое отопление, свет, калоши – символика порядка, чистоты).

3. Просмотр фрагмента. (Посещение квартиры Преображенского домовым комитетом и текст (конец 3 главы).)

Уместно ли слово посещение?

Стычка профессора с домкомом – столкновение двух разных философий или манер поведения.

Цель посещения (уплотнение московских домов – выселение старожилов-интеллигентов).

Почему в квартире Преображенского нет разрухи? (Каждый занимается своим делом.)

Бессмертны слова И.А. Крылова: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник”.

По мере анализа глав и фрагментов фильма учащимися заполняется таблица в тетради.

Старое время Новое время
Мотив вьюги – область беса. Уход старого мира; Пречистенка, Обухов переулок (ср.: как обухом по голове).
Стемнело – сумерки – нет
света – круг – круги ада
– нет выхода.

Стужа, голод, подворотня.

Свет, дом, тепло.
Пролетарии:

– Повар (воровство), пища (отрава).
– Дворник, швейцар.
– Товарищи (воровство, спекуляция).
– Машинистки (голод, болезни).

Господин умственного труда, культура, рыцарство.

Жители дома – бывшие.

  • Ест обильно.
  • Не ворует.
  • Пинать не станет.
Занятие: пение. Труд и его разделение.
Символика:

– черный ход – шиворот на выворот, бездомность;
– вторжение – посягательство на свободу человека;
– “мы” – лозунг, примитив, смешение женского и мужского начала;
– кожанка – новый лик (кто меняет лики?)

Калабуховский дом – Россия и ее судьба.

Жители: интеллигенция, буржуа, капиталисты.
Ковры, паровое отопление – уют.
Цветы – красота.
Сова – мудрость.
Кошка – хранительница домашнего очага.
Бюст Мечникова – развитие наук на благо человека (бактериолог, микробиолог).
Калоши – чистота.

VI. Домашнее задание: закладки к теме Шарик и шариковедение;

  • иллюстрация эпизодов;
  • какие эпизоды вы бы предложили осмыслить и прокомментировать.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.