Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Выстраивание кластерной схемы.
Девятиклассники, вы стоите на пороге выпускных экзаменов. Как вы считаете, что должен знать ученик, получивший основное образование, о художественном произведении.
Выстраивание Кластерной структуры
Какие ниши схемы вы можете заполнить, опираясь на свой читательский опыт?
(Материал для заполнения: 1) время, эпоха; 2) мировоззрение; 3) особенности стиля; 4) представление о произведении; 4) факты биографии.)
II. Групповая работа: анализ источников (см. приложение 1, 2, 3) и материалов учебника. Итог: связанный рассказ о писателе.
III. Восприятие литературного произведения:
1. Легко или трудно было читать “Собачье сердце”?
2. Ваши впечатления о прочитанном.
IV. Переходный вопрос к обсуждению темы:
М.А. Булгаков жил и творил в начале XX века. Создайте палитру вашего представления о XX веке.
(Квадрат заполняется цветами, а потом учащиеся аргументируют выбранные цвета.)
XX век – “трагический” век.
1905 г. – русско-японская война.
1905–1907 гг. – первая русская революция.
1914 г. – первая мировая война, которая с 1918 г перешла в гражданскую войну.
? Каким образом передан трагизм эпохи в одноименном фильме по повести М.А. Булгакова (прослушивание увертюры к фильму).
V. Аналитическая беседа по теме урока:
1. У каждого времени есть свои приметы, есть они и у 1925 г. – года создания повести (просмотр первых кадров фильма: до встречи Шарика с Преображенским).
- Назовите приметы времени. Какое это время? (Настоящее.)
- Почему старое и новое время даны глазами Шарика?
- С чего начинается фильм? А первое предложение текста? Это все-таки вьюга или вой?
Мотив вьюги (по первой главе).
- Цитаты враждебность, злые силы, демонизм.
- Время суток (сумерки – мрак – морок). Кто морочит?
- Хозяева нового времени . (Пролетарии: повар, дворник, швейцар, товарищи.)
Где мотив вьюги заканчивается? (Встреча с Преображенским.)
2. Просмотр фрагмента фильма. (Встреча Шарика с Преображенским, приход в квартиру, первые дни.)
Какой прием лежит в основе изображения двух миров? (Антитеза.)
Цитаты свет (по 2, 3 главам) на улице, в квартире Преображенского.
Только зашли в дом, что почувствовал Шарик? (Тепло.)
Представители старого времени, что для них характерно? (Ум, культура, рыцарство, ест обильно, не ворует, пинать не станет.)
Почему пропал Калабуховский дом и его жители?
Цитаты приметы времени, которые исчезли (цветы, ковры – символика красоты, уюта; сова – символика мудрости; паровое отопление, свет, калоши – символика порядка, чистоты).
3. Просмотр фрагмента. (Посещение квартиры Преображенского домовым комитетом и текст (конец 3 главы).)
Уместно ли слово посещение?
Стычка профессора с домкомом – столкновение двух разных философий или манер поведения.
Цель посещения (уплотнение московских домов – выселение старожилов-интеллигентов).
Почему в квартире Преображенского нет разрухи? (Каждый занимается своим делом.)
Бессмертны слова И.А. Крылова: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник”.
По мере анализа глав и фрагментов фильма учащимися заполняется таблица в тетради.
Старое время | Новое время |
Мотив вьюги – область беса. | Уход старого мира; Пречистенка, Обухов переулок (ср.: как обухом по голове). |
Стемнело – сумерки – нет света – круг – круги ада – нет выхода. Стужа, голод, подворотня. |
Свет, дом, тепло. |
Пролетарии: – Повар (воровство), пища (отрава). |
Господин умственного труда, культура,
рыцарство. Жители дома – бывшие.
|
Занятие: пение. | Труд и его разделение. |
Символика: – черный ход – шиворот на выворот,
бездомность; |
Калабуховский дом – Россия и ее судьба.
Жители: интеллигенция, буржуа, капиталисты. |
VI. Домашнее задание: закладки к теме Шарик и шариковедение;
- иллюстрация эпизодов;
- какие эпизоды вы бы предложили осмыслить и прокомментировать.