Цели урока:
образовательные:
- Дать характеристику пореформенной России 19 в., выяснить причины неудач крестьянской реформы и закономерность развития революционных настроений в обществе.
- Выяснить, как раскрывается характер эпохи в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; выразить в историко-философском аспекте позицию автора: счастье – в служении народу.
- Показать на примере поэмы Некрасова “отношения искусства и действительности”.
развивающие:
- Совершенствование умения видеть в художественном произведении воплощённую эпоху, определять через художественное своеобразие поэмы философские открытия автора.
- Развитие художественного и логического мышления в работе с поэтическим текстом и историческими первоисточниками.
воспитательные:
- Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Раскрыть актуальность поэмы, обозначив связь эпохи Некрасова и сегодняшнего времени (русское общество в переломный момент истории).
Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории
Принципы: наглядности, доступности, прочности, системности, научности
Методы: наглядно-иллюстративный, проблемный, частичнопоисковый
Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, сообщения на основе опережающего домашн. задания, проблемный диалог.
Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества (работа в поисковых группах), ИКТ (опережающие задания на основе презентаций)
Межпредметная область: история, литература, обществознание
Эпиграфы (цитаты) урока:
Наша жизнь во всех её фазах – неисчерпаемый источник для наблюдателя и живописца. Н. Некрасов
Это будет эпопея современной крестьянской жизни. Н. Некрасов
В художественном произведении нет ничего произвольного и случайного, но всё необходимо вытекает из его идей. В. Белинский. Искусство относится к жизни, как вино к винограду, - сказал один из мыслителей, и он был совершенно прав, указывая этим на то, что искусство берёт свой материал из жизни, но даёт сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала ещё не содержится. Л. Выготский
Вступительное слово учителя:
Некрасов задумал “Кому на Руси жить хорошо” вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни. Автор стремился к достоверности – уж очень много реальных фактов нашло отражение в поэме.
Наша задача – выяснить принципы изображения поэтом действительности, ведь жизненный материал подвергается творческому переосмыслению, в основе которого убеждения, мировоззрение писателя. Нас будет интересовать творческий процесс художника – от источника, эмпирического факта и события к художественному образу и сюжету.
Некрасов говорил о поэме как об эпопее. Словарь: э. - художественное произведение, изображающее с максимальной степенью
- полноты целую эпоху в жизни народа. События эпохи имеют общенациональное и общечеловеческое значение. В основе поэмы
- эпопеи – народное миросозерцание. Эпопейный мир отдалён от автора и с виду независим от него. Строящий этот мир поэт оставлен как бы за кулисами. Здесь лирическое начало равноправно соседствует с эпическим, автор-повествователь как бы отделяется от странников-правдоискателей, обретает большую активность, даёт читателю возможность узнать и увидеть то, что осталось за пределами наблюдений и понимания мужиков. Ощущая свою поэтическую деятельность как форму участия в освободительной борьбе, Некрасов в последних главах усиливает лирическое начало.
Первая учебная ситуация. “Пореформенная Россия 19 в.” Сообщение ученика на основе презентации.
Вторая учебная ситуация Черты эпохи в поэме и способы их художественного воплощения. Заполнение таблицы (поисково-аналитическая работа с текстом с опорой на вопросы семинара).
- Какие проблемы, широко обсуждавшиеся в публицистике 1860-х гг., поднял Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
- Как в поэме показаны настроения людей того времени?
- Результаты реформы. Образы “счастливых” крестьян; способы их художественного воплощения
- Как в поэме раскрывается понятие “счастье”? Идея произведения как выражение авторского понимания счастья.
История | Литература | Вывод | |||
Черты эпохи | Источники | Эпизод поэмы | Цитата | Художественые особенности и их роль в тексте | |
Массовые крестьянские бунты. Пробуждение народного сознания. | Все включились в обсуждение
Манифеста. Сходки кипели по большим сёлам. Шумели
до хрипоты, разъясняя друг другу новую жизнь.
Дискуссии в дворянстве. На объявление Манифеста
19 февраля 1861 г. крестьянство ответило небывалым
по силе и массовости взрывом возмущений: в 1861
году бунтами было охвачено около двух тысяч
имений. В целом же на протяжении 1861-65 гг.
крестьянским движением было охвачено 45 губерний,
т.е. 96% всей Европейской России, на которую
распространялось действие Манифеста. Причина
недовольства заключалась в тяжёлом положении
народа, оставшегося после реформы разорённым. Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. |
Пролог Диалог с помещиком |
...заспорили, кому живётся весело,
вольготно на Руси... одним концом по барину, другим по мужику Должно быть, взбутовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь... |
Сказочный зачин язык Пролога Образ и мотив дороги Приём путешествия как способ охватить всю Русь (эпопея народной жизни) |
Общество выходит из спячки. Двинувшиеся в путь некрасовские странники не традиционные странники-богомольцы. С подлинно мужицким стремлением докопаться до истины, до корня, до правды они отправляются в путь, бесконечно варьируя, углубляя и повторяя один вопрос: кто счастлив на Руси? Они – символ всей “тронувшейся с места, ждущей перемен пореформенной народной Руси. Спорят мужики - спорит Русь”. |
Разорение крестьянства | История жизни Якима Нагого очень
проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но
разорился, попал в тюрьму. После этого
возвратился в деревню, на свою родину, и принялся
за нечеловечески тяжёлую работу. Гл. “Счастливые”: вот они, результаты реформы. |
Невесело Глядеть, как изменилося Лицо твоё, несчастная Родная сторона! (“Помещик”) |
Портрет героя, речевая характеристика Весенний пейзаж глазами крестьян: образ земли, лишённый жизни | История Якима – типична для многих крестьян, это трагическая закономерность эпохи общественно-политического кризиса. Сочувствие Некрасова народу. | |
Вырождение помещичьей Руси | “Последыш” | Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И - разные глаза: Один здоровый светится, А левый - мутный, пасмурный |
Портретная характеристика Утятина
Карикатурный облик |
Неспособность помещиков управлять страной – приговор Некрасова-демократа действительности. Связь с современностью: нестабильность общества обусловлена во многом ошибками реформ и управления страной. | |
Голод | В 70-е гг. массовый голод становится одной из самых животрепещущих проблем русской жизни. | Песни “Солёная” и “Голодная” (гл. “Пир на весь мир”) |
Связь с современностью: кризис и сегодняшние проблемы людей, живущих за порогом бедности. | ||
Пьянство | В течение всех пореформенных лет в
печати дебатировался вопрос об усиливавшемся
пьянстве крестьян. Это был один из аргументов
крепостников против реформы, которая будто бы
была в этом виновата. Либералы: бедность народная есть следствие пьянства. Рев. демократы: у крестьян нет др. выхода, как затопить свою тоску в вине; пьянство – зло, но для устранения его нужно изменить условия быта низших классов. |
Гл. “Пьяная ночь” | Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, Что пьют до одурения... |
Пьянство как “вечная проблема” России и следствие социальных бед. Связь с современностью: трудности решения этого вопроса. | |
Рекрутчина | Гл. “Крестьянка” | Рассказ героини о своей судьбе | Усиление жестокости в армии. Связь с современностью: кризис в обществе вдвойне отражается в армии (случаи дедовщины, гибель солдат по вине офицеров и медработников – примеры из СМИ). Этим отчасти обусловлено нежелание служить в армии. |
||
Русь помещичья | Тоска по прошлой жизни | Гл. “Помещик” |
Встреча с помещиком | Реформы не принесли ожидаемых благ ни для народа, ни для государства. Связь с современностью: опасность половинчатых, непродуманных, популистских реформ. | |
Духовенство | Проблема д. была одной из самых актуальных в нач. 60-х гг. Его бедственное положение вызвало широчайший отклик тогдашней печати. Главным требованием защитников сословия стало назначение жалованья священнику. Дискуссия о духовном его назначении – одна из первых пореформенных дискуссий. | Гл. “Поп” | Какой ценой поповичем Священство покупается, Да лучше помолчим! |
Монолог попа пронизан авторским пониманием проблемы | Духовенство тоже недовольно
реформой и живёт трудно. Среди духовенства было немало честных, образованных людей. Ироничное отношение крестьян к “породе жеребячьей” вызвано кризисом в духовной жизни общества. |
Женская доля | Гл. “Крестьянка | Песни Матрёны Тимофеевны как выражение женской души (фольклорное начало) | Двойное иго: в обществе и в семье. Связь с современностью: сегодня наиболее тяжело кризис сказывается на положении женщины (поиск работы, социальная защищённость, не все законы “работают”) |
||
Польский вопрос. | Отношение императора Николая I к Польше как нельзя лучше характеризует его речь, произнесенная во время поездки по Польше в 1835 г. и обращенная к депутатам Варшавы: "Я ... объявляю вам, что при малейшем волнении - разгромлю ваш город, уничтожу Варшаву, и уж, конечно, не я выстрою ее снова". | Гл. “Помещик” | Куда ни едешь, попадаются Одни крестьяне пьяные, Акцизные чиновники, Поляки пере6сыльные, Да глупые посредники... |
В пренебрежительно звучащей
реплике помещика... голос русского
помещика-“патриота”, вполне удовлетворённого
расправой с восставшими. Связь с современностью: важность гуманного решения национального вопроса, особенно в период кризиса. |
|
Революционное народничество. Рост революционного сознания. |
Народные заступники: История Ермилы Гирина, Песни Гриши Добросклонова Легенда о двух великих грешниках |
Чахотка и Сибирь. | Песня как выражение народного
сознания как приём типизации, художественного
обобщения. Приём композиционного сопоставления: Яков примерный - Кудеяр |
Кризис не преодолён. Народная нравственность оправдывает гнев против угнетателей и даже насилие над ними: это праведный гнев: счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”. Пробуждение народного достоинства. | |
Общий вывод: | Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличением помещичьей власти. Счастье – в служении народу. Избавить народ от страданий можно только с помощью “силы несокркушимой”. |
Домашнее задание:
Эссе “Моё видение проблемы народного счастья на современном этапе российской истории” (на материале истории и современных социальных проблем).