Поэты ходят все по лезвию ножа и ранят
в кровь свои босые души...
В.В.Высоцкий
Цели:
- выявить связь авторской песни с литературным процессом и ее роль в развитии музыкальной культуры страны;
- познакомиться с творчеством и биографией В.Высоцкого, Б. Окуджавы, В. Цоя, И. Талькова;
- развивать речь, эмоционально-чувственную сферу;
- способствовать воспитанию культуры и нравственности подрастающего поколения с помощью авторской песни;
- совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия;
- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэтов;
- помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов России.
Оборудование:
- портреты В.Высоцкого, Б.Окуджавы, В.Цоя, И.Талькова;
- фотографии;
- аудиозаписи песен;
- видеофрагменты;
- компьютер; проектор; экран;
- компьютерные презентации учащихся;
- тексты песен; гитары.
Методические приемы:
- рассказ учителя;
- сообщения учащихся;
- прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций;
- аналитическая беседа.
Ход урока
Слово учителя. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомимся с поэтами, стоявшими у истоков жанра.
Авторская песня стала общественным движением 50-90 годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы "оттепели", когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни "неофициальные", соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Игоря Талькова и многих других.
Расскажу одну притчу. Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца-друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался– БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей своей песней свет и истину, формируя словами образы, исцеляющие душу.
Незатейливая мелодия, отсутствие аранжировки, слова, наполненные глубоким смыслом, рождающие отклик в сердцах и душах слушателей... Вот, пожалуй, главная особенность авторской песни.
Название это условно и подразумевает творчество поющих поэтов, сочетающих в
одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в
авторской песне является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и
манера исполнения. Как говорил Владимир Высоцкий, "авторская песня – тут уж без
обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в
глаза. И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят
точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же
мысли. И точно так же вам, как и мне рвут душу и скребут по нервам
несправедливость и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии. Вот
что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то
рассказать, а ваше желание что-то услышать".
В.Высоцкий
1-й ученик.
Наше выступление –
Не дань моде,
А дань памяти.
Памяти о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени.
Наша группа познакомит с жизнью и творчеством Вл.Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали его, восхищались его песнями. Мы постараемся понять:
– Каким он был?
– О чем он пел?
– И почему именно его называют человеком, поэтом, который воплотил в себе боль и совесть своего времени?
Вот как писал о нем Булат Окуджава.
Булат Окуджава
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил,
Что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил,
А безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.
– Каким он был?
I группа
Воспоминания москвича Александра Васина: "Владимир Высоцкий – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливейший поэт, автор – исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала это впечатление..."
Воспоминания его друга– одессита Станислава Говорухина: "Он был мужчина. По природе своей он должен был, вероятно, пойти в моряки, в летчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Он работал, не жалея ни времени, ни сил, ни здоровья. Он спешил жить, до предела уплотняя время и планы.
"Наверное, поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь. Боль других – их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь".
Он жил как пел: яростно и честно. Он пел как жил, до последнего глотка воздуха.
– Каким он был?
Вспоминает Семен Владимирович Высоцкий – отец Вл.Высоцкого. "Биография каждого человека, в том числе и творческая, начинается с отчего дома.
Первые годы своего детства Володя жил с матерью Ниной Максимовной.
Какими были эти годы?
Как у всех детей довоенного рождения: коммунальная квартира с множеством соседей, а потому и массой впечатлений, самые скромные игрушки. Затем война. Два года Володя жил с матерью в эвакуации...
Война разлучила нас с сыном на долгие четыре года. Встретились мы в июне 1945 года в Москве. И снова расставание...
Евгения Степановна Высоцкая – Махалатова стала для Володи на многие годы второй матерью.
Сын переехал к нам жить в январе 1947 года. Служил я в это время в Германии. Дома не бывал порой неделями...ученья, занятия в поле... Так что воспитанием Володи почти полностью занималась Евгения Степановна. Они с первых дней нашли общий язык, полюбили друг друга...
Но уже в те годы у Володи стал проявляться характер... Отличался ли Володя от других детей? Нет. Разве что более непоседлив, бесстрашен был, а потому, как правило, заводилой и в играх, и в проказах.
В тоже время с детства в его характере ярко проявилась доброта... Эта черта сохранилась в нем на всю его жизнь... любил радовать людей, делать им приятное.
В то же время с детства не терпел несправедливость, равнодушие людское, буквально лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Не раз приходил с синяками из-за этого.
Володя очень рано полюбил книгу... любил пересказывать прочитанное друзьям. Память у него была блестящая. В школе учился хорошо, но не очень ровно.
Именно в этот период формировалось его мировоззрение, понимание жизни...
Тяга к творчеству, к сочинительству у Володи появилась, когда он учился в старших классах, уже в Москве.
Жили в Большом Каретном переулке, в районе Самотеки.
В десятом классе начал посещать драмкружок в Доме учителя. Руководил кружком артист МХАТа Богомолов, который и заметил у Володи актерские способности...
Володя выбрал свою дорогу, свою крутую жизненную тропу, поступив в школу-студию МХАТа. И шел к своей мечте одержимо, целеустремленно."
1-й ученик
"Я вышел ростом и лицом – спасибо матери с отцом.
С людьми в ладу – не понукал, не помыкал, спины не гнул – прямым ходил,
и в ус не дул, и жил как жил, и голове своей руками помогал".
– Интервью – исповедь – как частица его автобиографии:
Интервью было датировано 28 июня 1970 года. И впервые было обнародовано в газете "Советская Россия" спустя 17 лет – 14 июня 1987 года.
Выходит В. Высоцкий
Имя, отчество, фамилия: Владимир Семенович Высоцкий.
Профессия: Актер.
Самый любимый писатель: М.Булгаков.
Самый любимый поэт: Б.Ахмадулина.
Любимый театр, спектакль: Театр на Таганке, "Живой".
Любимый фильм, кинорежиссер: "Огни большого города", Ч.Чаплин.
Любимый композитор, музыкальное произведении, песня: Шопен "12 этюд", песня "Вставай, страна огромная".
Страна, к которой относитесь с симпатией: Россия, Польша, Франция.
Человек, которого Вы ненавидите: Их мало, но список значительный.
Самый дорогой для Вас человек: Сейчас – не знаю.
Самая замечательная историческая личность: Ленин, Гарибальди.
Историческая личность, внушающая Вам отвращение: Гитлер и иже с ним.
Что такое, по-вашему, дружба? Когда можно сказать человеку все, даже самое отвратительное о себе.
Любимые черты в характере человека: Одержимость, отдача (не только на добрые дела).
Отвратительные качества человека: Глупость, серость, гнусь.
Твои отличительные черты: Разберутся друзья.
Каким человеком считаете себя? Разным.
За что Вы любите жизнь? Какую?
Чего хотите добиться в жизни? Чтобы помнили, чтобы везде пускали.
Любимое место в любимом городе: Самотека, Москва.
Ваша мечта: О лучшей жизни.
Хочешь ли ты быть великим? Хочу и буду.
Презентация с песней "Я не люблю".
О чем он пел?
Творчество Вл. Высоцкого можно назвать биографией нашего времени, так как в огромном числе песен, пропетых в разные времена, Высоцкий затронул очень важные, переломные моменты нашей истории Он высказывал самое насущное, то истинное, чем народ болел, о чем действительно думал, и тем самым выразил менталитет русского человека, коснувшись глубин, уходящих очень далеко...
Вспоминают современники В.Высоцкого:
"Его не везде понимали. Они никак не могут понять,– почему человек с набухшими жилами поет дома, что это?"
"Действительно, о чем можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците была Правда..., Искренность..., Открытость... – об этом он и пел"...
"Нуждались и нуждаемся в очищении. Ото лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости, и не выводится из организма. Высоцкий же был и остается противоядием ото лжи, барьером против лицемерия."
"Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека невоевавшего. Даже не голос,– крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды."
"Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность".
"Это говорится для того, чтобы унизить его и отучить нас думать. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный".
Песни Вл.Высоцкого заставляют думать о дружбе в первозданном смысле этого слова. И сразу становятся понятными слова: честь, совесть, долг, когда слушаешь песни Вл.Высоцкого.
Именно о настоящей дружбе поет он, объясняя нам; что
И во веки веков, и во все времена
Трус – предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на нее уповаем...
Звучит " Песня о друге".
– Что поражает в этом человеке?
"Вл.Высоцкий всю свою жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством и которые видели в нем все, что хотели видеть – блатнягу, пьяницу, истерика, искателя дешевой популярности, кумира пивных и подворотен.
В итоге на старт он выходил совершенно обессиленный. В песнях у него не было ограничений... он кричал свою спешную поэзию, и этот магнитофонный крик висел над всей страной – "от Москвы до самых до окраин". За его силу, за его правду ему прощалось все. Его песни были народными, и сам он был народным артистом, и для доказательства этого ему не нужно было предъявлять удостоверения".
Валентин Гафт. "ХУЛИГАНЫ. В. Высоцкому"
Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,
Он не пристанет к вам на полустанке,
В войну Малахов помните курган?
С гранатами такие шли под танки.Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,
Навеки жилы напряглись на шее.Что за манера – сразу за наган,
Что за привычка – сразу на колени.
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.Мы живы, а они ушли туда,
Взяв на себя все боли наши, раны...
Горит на небе новая Звезда,
Ее зажги, конечно, хулиганы.
Роберт Рождественский: "К песням В.Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Лучшие песни В. Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо".
– Таким, очень разным он жил, таким и остался в памяти народной.
II группа Б.ОКУДЖАВА
1-й чтец. В поэзии ХХ века бесспорное лидерство по части "крылатых слов" принадлежит Булату Окуджаве. Мы все знаем его стихи, а некоторые песни уже считаем народными. Ныне в стране не то что дня – часа не проходит без того, чтобы где-нибудь в газетном заголовке, по радио или на ТВ не прозвучала (пусть искаженная, либо неосознанная) цитата из Окуджавы.
2-й чтец. Булат Шалвович Окуджава. Родился в Москве 9 мая 1924. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был тяжело ранен, навсегда в душе поэта поселилось воспоминание о войне.
После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР.
3-й чтец. Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая, ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих слетов и фестивалей, названием песенных рубрик.
1-й чтец. Давайте послушаем современников Булата Шалвовича.
1-й ученик. "На Булата обрушивался гнев начальства, случались и другие жизненные неурядицы. Но никогда я не слышал от него ни одной жалобы на жизнь или людей. В нем была какая-то особая деликатная гордость."
2-й ученик. Он испытал все странности эпохи: его отец, коммунист, был расстрелян, его мать была арестована дважды. Но никогда он не хотел уехать из России, писал прекрасные стихи и запоминающуюся музыку.
3-й ученик. "Печаль в искусстве, которая понимает и отражает нашу жизненную печаль, есть бодрящая печаль. В этом смысле Булат Окуджава был нашим великим общенародным утешителем. Цель искусства в конечном итоге – утешение".
4-й ученик. Еще один фронтовик режиссер Петр Тодоровский вспоминал: "Булат вообще был человеком совсем не простым: с годами все больше любил одиночество... Писал только ручкой, никаких машинок не признавал, как часто не признавал и столов: на диване, полулежа, в кресле... А как заразительно смеялся! Мне в нем это очень нравилось!.."
Документальная запись. Интервью с Б.Окуджавой.
Слово учителя. А песня "Давайте восклицать!", одна из любимых всеми окуджавских песен, и сегодня звучит актуально: в мире так не хватает добра, терпения, внимания, уважения.
(Песня "Давайте восклицать!" в исполнении ребят)
Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассеты, компакт-диски.
У поэта соперника нету Ни на улице и ни в судьбе. И когда он кричит всему свету, Это он не о вас – о себе. Руки тонкие к небу возносит, Жизнь и славу по капле губя. Догорает, прощения просит... Это он не за вас – за себя. |
Но когда достигает предела, И душа отлетает во тьму – Поле пройдено, сделано дело... Вам решать: для чего и кому. То ли мед, то ли горькая чаша, То ли адский огонь, то ли храм... Все, что было его – нынче ваше. Все для вас. Посвящается вам. |
III группа В.ЦОЙ
1-й чтец. Дорогие друзья, наша группа будет говорить о "прерванном полете" барда Виктора Цоя.
Высвечивается фотография В.Цоя
1-й чтец. Поколение 90-х годов ХХ века нашло своего кумира, им был Цой и его песни. В первых песнях Цоя веселый и раскованный абсурд, подчас, начисто лишенный смысла.
2-й чтец. Солидная публика пыталась разобраться, что к чему, но у нее порой глаза лезли на лоб от того, о чем пел бард в песне.
3-й чтец. Поколение Виктора Цоя, дурачась, входило в жизнь, которая к тому времени требовала новых лидеров, как искусство – героев. Цой удачно стал лидером в этой новой жизни и героем нового искусства.
Прекрасный пример перенесения рок – культуры в кино, например, фильм Сергея Соловьева "Асса" (показывают кадры из фильма). В финале картины, похожей на попытку иностранца совершить путешествие в совершенно другой мир, который ему представляется экзотическим, великолепным, Цой поет свою знаменитую песню "Мы ждем перемен". Он вышел быстрой походкой – поверх сюжета – в финале фильма. И перед толпой, зажегшей в ночной темноте спички, как факелы единения, спел пророческие на тот момент слова
(Звучит песня "Мы ждем перемен.)
4-й чтец. Ощутимым знаком происходящих в искусстве изменений было уже само появление полуподпольной рок-звезды на официальном экране: не в качестве музыкального антуража, а в качестве героя нашего времени, который и пропускает через свое сердце общую боль и беду. Бескорыстный, милосердный герой, который не хочет победы любой ценой, не собирается никому ставить ногу на грудь. Он был нужен времени очищения.
5-й чтец. 1988 год – год наивысшего взлета "Кино" и самого Цоя, его "команда" насчитывала по всей стране уже сотни тысяч. Но что они знали о жизни Виктора.
Хроника жизни и творчества Виктора Цоя. (Презентация )
1-й чтец. Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем.
К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.
В 1977 году окончил восемь классов, поступил в Ленинградское художественное училище имени В. Серова, в 1978 году исключен из училища за неуспеваемость. Поступает работать на завод и учится в вечерней школе. С 1979 по 1982 учится в ПТУ № 61 на специальности резчика по дереву, заканчивает его и поступает на работу в садово-парковый трест. В 1981 году Цой создает группу, которая вступает в ленинградский рок-клуб, в 1982 происходит запись первого альбома – "45".
2-й чтец. Группа, сменив название на "Кино", исчезает на год. Виктор Цой вспоминал: "Мы были прикреплены к Ленинградскому рок-клубу... Мы играли столько, сколько хотели. Но так как это была самодеятельность, то игра не могла быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работали. Я, например, в котельной, кочегаром".
3-й чтец. Первый продюсер Цоя в США Джоанна Стингрей отмечала: "Я спрашивала Виктора, почему он не бросит свою кочегарку?" Он отвечал: "Нравится". Может быть, именно потому его песни значили так много для нас: песни человека из реального мира".
1-й чтец. Первые гастроли в Свердловске и Новосибирске не отрывали его от работы в "Камчатке": работал "сутки через трое" оставляла время на путешествия. Новые альбомы, постоянно устраивались премьеры новых песен различных музыкантов, там был снят фильм "Рок".
В1988 году Цой впервые побывал в Америке, Ему помогли с организацией гастролей. Он дал в США свой единственный концерт.
"Это не любовь" и "Ночь", вышедшие на фирме "Мелодия", закрепили за Цоем титул первого рок – музыканта страны.
2-й чтец. Во второй половине 70-х певец уже стал живой легендой. А 1986 году о группе "Кино" впервые сняли фильм. Цой ездил по стране и выступал с аншлагами на стадионах. Без него не обходился ни один крупный фестиваль. А питерская котельная, где работал Цой, стала чем-то вроде музея солиста группы "Кино".
3-й чтец. 24 июня 1990 года на выступление артиста пришли 65 тысяч человек – это был абсолютный рекорд по количеству зрителей на концерте в нашей стране. Все четыре часа зрители стоя пели с Виктором его песни, Его долго не хотели отпускать со сцены, он улыбался и обещал снова встретиться.
4-й чтец. Как это было ...
В начале июля он уехал на два месяца отдыхать под Юрмалу, 15 августа 1990 года практически всех людей, близко знавших Цоя, мучили кошмары, видения. Дурные сны никому не дали спокойно выспаться. И неслучайно.
5-й чтец. Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы: "Столкновение автомобиля "Москвич 2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года на 35-м километре трасы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р.Цоя наступила мгновенно. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем. Водитель автобуса не пострадал".
1-й чтец. Так одной яркой звезды на отечественном небосклоне нам стало не хватать...Но до сих пор его песни являются откровением для тысяч молодых людей. С нами остались его роли его песни
1-й чтец. Герой цоевских песен – неплохой парень, чаще из спецшколы или обычного ПТУ. Нам хорошо знакома его нелегкая жизнь, и мы знаем о нем почти все, вплоть до мелочей.
2-й чтец. Цой говорил: "Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что с помощью материальных благ можно усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет труднее понять, неустроенному, того, кто уже достаточное время живет в комфорте. И последний уже вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого."
3-й чтец. В песнях В.Цоя подкупает честность. Для него это было тем, чем нельзя поступиться... "Нам за честность,– говорил певец в одном интервью,– могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают".
4-й чтец. Цой был кумиром, как школьников младших классов, так и их тридцатилетних отцов. Он не кривлялся, был далек от политики, не терпел жлобства. Его влияние на умы поколения еще предстоит оценить. Ведь не случайно возник палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где похоронен В.Цой, не случайно появилась "стена Цоя" на Арбате, не случайны рукописные "заклинания" на стенах – будто они способны вернуть потерянное навсегда.
5-й чтец. Игорь Тальков в своей книге "Монолог" сказал так: " И все-таки, как бы не готовил нас Цой к своему уходу, осталась неисчезающая горечь, с которой нам, видно, суждено теперь жить – от потери к потере.
Земля. Небо.
Между Землей и Небом – Война!
Спев одну строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все – просто и гениально. До сих пор мне не понятна смерть Цоя: предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Цоя нет, как и нет Высоцкого".
(Звучит песня И.Талькова "Памяти Виктора Цоя")
(Зажигаются свечи у портрета Цоя)
IV группа. И. ТАЛЬКОВ
1-й чтец. Эту песню написал Игорь Тальков в августе 1990 года.
Игорь Тальков ...Звезда эстрады, кумир молодежи. Поэт. Композитор. Но отношение к нему неоднозначно. Бесспорно одно: Тальков– неординарная личность, одаренная натура, талантливый человек. Он достоин того, чтобы сегодня прозвучало его имя.
2-й чтец. Творчество этого поэта многопланово и разнообразно; кого-то покоряет мелодичная лирика; кому-то ближе рок– бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России.
3-й чтец. 6 октября 1991 года, вечером, примерно в 16 часов 30 минут в Санкт-Петербурге в спортивно-концертном зале "Юбилейный" прогремели роковые выстрелы. Был убит Игорь Тальков.
Татьяна Талькова: Он с радостью раньше ездил в Питер, а тут ехать не хотел. В последнее время звучали очень часто слова: "Вот меня убьют!" Я злилась на это.
Теперь многое, что он говорил, оказалось пророческим. В 1983 году он сказал, когда ребята не хотели с ним лететь в самолете:
Игорь: "Не бойтесь со мной лететь. В авиакатастрофе я не погибну, меня убьют чуть позже, при большом скоплении народа, и убийцу не найдут".
Девушка-журналист: Что же все-таки произошло? Эта мысль не дает покоя и, видимо, не даст никогда. Предполагаю и отбрасываю предположения, выискиваю в памяти и пытаюсь сопоставить причины и следствия. Не являясь политиком и не очень в ней разбираясь, я все-таки поняла: гибель Игоря не что иное, как ритуальное убийство.
1-й чтец:
И вот предстал ты перед Богом,
Князь Игорь –
Песни русской князь.
За нашу Родину молясь,
Ему поведаешь о многом.
Не защитил тебя народ,
Ни подвиг русского солдата.
Высок был в душах твой полет.
И место в сердце
Было свято.
Тебя уж нет,
А те – вдали,
Кто отвести мог путь картечи?
"С тобой нам было
Чуть полегче", – сказал
И бросил ком земли.
Прощаемся.
Господь с тобой!
Задрапирован Свет России
Кромешной
Безысходной тьмой.
Молитесь об убитом сыне...
1-й чтец. По факту убийства Игоря Талькова было возбуждено уголовное дело. В убийстве обвиняется Валерий Шляфман.
Татьяна: Игорь был независимым человеком со своим взглядом на все происходящее. Не терпел хамства и не любил дураков, можно сказать, боялся их. Знал, что словом можно погубить человека. Это и произошло. Хамство явилось причиной его смерти. Директор группы виноват в том, что допустил ту трагическую ситуацию, в которой мой муж просто не мог поступить иначе.
Журналист: На похоронах Талькова, когда из дверей Двореца молодежи вынесли гроб, народ, заполнивший все пространство перед Дворцом и прорвавшийся сквозь заслоны милиции на Комсомольский проспект тихо, но настойчиво скандировал: "На руках!" Люди хотели отдать последний долг своему любимому композитору, поэту, певцу.
Татьяна: Игоря предупреждали, чтобы он вел себя осторожнее, что телефоны прослушиваются, но он ответил, что больше, чем в своих песнях, сказать ничего не может.
1-й чтец. Когда же впервые мы услышали Игоря?
Игорь: Это было в 1987 году. Меня пригласил тогда Тухманов в группу "Электроклуб" в качестве автора-аранжировщика. Я согласился на это предложение потому, что надеялся на помощь Тухманова. Когда я понял, что он этого делать не будет, я сразу же ушел, но к этому времени успел записать "Чистые пруды" на одну из его пластинок. Совершенно неожиданно песня стала популярной. Меня стали приглашать для участия в различных концертах...
На фоне звучит песня "Чистые пруды".
2-й чтец. На афишах Вас представляли как рок-барда. Что это значит?
Игорь. Я себя так не называл. Это несколько лет назад сделали некоторые газеты. И потом название как-то закрепилось за мной. Поначалу я смутился, но потом подумал, а почему бы и нет? Рок– это музыка протеста. Ну, а бард– это человек, выражающий с помощью музыки и стихов то, что его волнует.
3-й чтец. Чем еще, кроме музыки, Вы интересовались?
Игорь: Я изучал астрофизику и психологию, увлекаюсь философией, поэтому для начала поделюсь тем, что меня глубокого заинтересовало и взволновало.
Все на земле продумано и закономерно. Ничто не происходит просто так, без ведома Космического разума. Среди массы живущих на Земле людей есть посланцы. Белой силы и слуги Черной.
Только вот ведь в чем беда:
Перекрасить можно рожу,
Ну а душу– никогда.
Журналист. Игорь, Вы себя считаете русским патриотом? А что Вы вкладываете в это понятие? Ведь патриотизм приобрел сейчас различные формы.
Игорь: Я считаю себя русским патриотом, потому что мне не безразлично, что происходит с Россией. Россия обескровлена, находится в коматозном состоянии. Выход из этого состояния зависит от того, как скоро люди, населяющие ее прозреют и потянутся к Правде, Свету, Истине, Богу.
Татьяна: Игорь любил Россию, он хотел ее возрождения. Он был по-настоящему счастлив, когда получил возможность петь на сцене свои гражданские песни. Люди не уходили с его концертов равнодушными. Каждый раз это были и спектакли, и исторические лекции одновременно.
Игорь: Песни– это кратчайший путь к сердцу и уму человека, но мне всегда казалось, что я не смог высказаться до конца, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемику, а иногда даже в лекции. Интерес к истории у меня появился, когда ушел из жизни отец. Тогда я вдруг узнал, что мои родители были незаконно репрессированы, а брат и вовсе родился в неволе. Я стал изучать историю, позднее заинтересовался екатерининской эпохой, боготворил Екатерину Великую.
Журналист. Игорь Тальков написал книгу "Монолог". В авторском варианте она называлась "Эпоха Вырождения". И в песнях, и в книге Тальков много говорит о Боге. Вы верующий?
Игорь: Я русский православный человек.
Татьяна: Игорь верил в Бога, не окруженного ангелами с крылышками, сидящего на небесах в своей обители, а обитающего в душе каждого человека.
Игорь: Разрушение храмов– божьих обителей– привело к утверждению и беспределу дьявола.. Ему удалось обманным путем перевернуть мир, и перевернутый мир объявил войну законам природы.
А природа объявила нам войну и правильно сделала. Еще древние предупреждали: "Живите в согласии с природой, любите ее, не противоречьте ее законам. Мы созданы природой, а не природа нами. Поэтому нет ничего глупее изречения: "Человек– хозяин природы".
Природа не может творить по приказу...
Я хотел спеть песню "Чистые пруды",
Но в прудах известных чистой нет воды.
Вместо "из застенчивых" виснут провода,
"Друг мой" канул в вечность и не придет туда.
"Сон веков" нарушен, "пристань сожжена",
"Что произошло? Война".
1-й чтец. Но Игорь Тальков пел не только гражданские песни.
Игорь: Зрителей приходящих на мои концерты, удивляет сочетание несочетаемого в моем творчестве: мягкие лирические песни о любви звучат рядом с резкими политическими, кричащими композициями. Хочу объяснить: и те, и другие – компоненты моей души. Я не сочиняю специально, я пишу только тогда, когда меня что-то глубоко волнует.
Мы живем в самое страшное время для нашей многострадальной Родины, в момент кульминации войны. Злые силы знают, против чего они воюют – против любви, поскольку только Любовь может победить их. Любовь – это принцип существования всего живого на Земле. Ради нее и во имя ее разрушаются государства, системы, миры, совершаются войны, люди становятся либо отпетыми негодяями, либо святыми. Любовь – это стимул жизни, вечный поиск, единственная возможность роста и совершенствования.
Ничто так просто не дается
Нам в этой жизни – закон таков.
За счастье надобно бороться.
И за мечту, и за любовь.
Игорь: Я уязвим. Как и любого человека, меня терзают искушения, бывает, и грешу, как все... Но... нельзя переходить грань Божественного терпения. Уже дважды я умирал (и это было предупреждение), но был возвращен. Третьего раза не будет, и я это знаю.
Как ни странно, моей ахилесовой пятой оказалось любовь. Я влюблялся не однажды со всей силой земной страсти, но последняя была гибельной. Понял, что умру, если не смогу ее победить.
Журналист: Почему все Ваши лирические песни такие грустные?
Игорь: Я ничего не придумываю. Пою о том, что чувствую. Нет ничего горше и больнее разочарования, и раны, которые оно оставляет в душе, сочатся пожизненно. Мои песни о любви вбирают в себя душевную боль. Может быть, поэтому они и грустные.
Журналист: Издавна повелось на Руси, что талантливых людей здесь не берегли. Признавали и воздавали им должное лишь после их смерти. Смерти физической, которая, однако, не прерывала духовной жизни художника.
Вот так уж в жизни повелось –
Все в этом мире повторится:
Когда рождается ПОЭТ,
Во тьме рождается убийца...
Песни гражданского содержания – его метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, он решил бороться до конца.
Но правительство не могло этого допустить, и его убрали.
1-й чтец. В Прокуратуре Российской Федерации нам сообщили, что следствие по делу о злостном убийстве поэта, композитора, певца Игоря Владимировича Талькова не закрыто.
Презентация на песню И.Талькова "Я вернусь".
Итог. Мы сегодня только прикоснулись к безграничному явлению под названием авторская песня, прикоснулись к творчеству мэтров бардовской песни. Они считали своим долгом донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.
Ученики читают свои записи.
Запись в тетрадях
– Что подразумевает название "авторская песня"? (Творчество "поющих поэтов", сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора.)
– Чем обусловлено появление авторской песни? (В годы "оттепели" появилась как противовес официальной советской песне.)
– Что составляет ее главную притягательную силу? ("Неформальность", дух романтики, дух свободы, простота мелодии и глубина смысла, заложенного в стихотворный текст.)
– Находите ли вы, что жребий русского поэта столь темен?
– Или же это закономерность?
– Можно ли что-то в этом изменить? Прервется ли эта роковая цепочка?
– Какими предстает перед нами эти люди как личности, как поэты, как исполнители? (Ответы учащихся.)
-В чем вы увидели индивидуальность этих исполнителей? (Ответы учащихся.)
-Правильно ли подобран эпиграф к этому уроку? Обоснуйте ответ. (Ответы учащихся.)
-Можно ли назвать каждого из них поэтом-гражданином? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся.)
А сколько еще имен, сколько песен! Какова же судьба бардовской песни в современном мире? Нужна ли она? Что несет эта песня людям?
Домашнее задание. В своих песнях поэты пытались рассказать о жизни людей в самое страшное время для многострадальной родины, в момент кульминации войны правительства со своим народом. Они считали своим долгом донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.
Почему до сих пор ее поют? Я предлагаю поразмышлять вам над этими вопросами дома: сочинение-рассуждение "Авторская песня. Прошлое... Настоящее... Будущее?"