Цель: повысить уровень экологической культуры и грамотности учащихся.
Задачи:
- Мотивация учащихся к сохранению экологически чистой среды существования.
- Формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Оборудование:
- мультимедийная установка (для показа презентации);
- картинки животных, птиц, рыб;
- макет Красной книги;
- выставка книг, плакат “Десять нельзя”.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
ХХI век стал реальностью. Это прекрасно, это значит, что все мы живем. Но как долго будет продолжаться жизнь на Земле? Смогут ли наши потомки дожить до следующего ХХII века? Уверено дать положительный ответ никто не в силах. Потому что нашему единственному и самому большому дому, нашей планете Земля, очень тяжело. Все люди должны изменить свое сознание, понять, что человек – это часть Природы, а не природа для человека. Взаимоотношениями в нашем “доме” между живыми организмами, средой и человеком занимается молодая наука экология (хотя Э.Геккель заявил об экологии как о науке еще в 1866 г).
“Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают”. И это подтверждается этимологией данного слова. "Экос" – переводится с греческого как "жилище", "логос" – наука. Т. е. экология – наука о "жилищных условиях" обитания организмов.
В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания. Но до этого идеала еще далеко.
Наша задача, задача людей, состоит в том, чтобы приблизить к себе флору и фауну Земли. В настоящее время человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, а на второй план зачастую отходит беспокойство о наших соседях по планете – разнообразных видах растений и животных. А они ведь испытывают двойной гнет: во-первых, от загрязнения и разрушения мест своего обитания, во-вторых, от непосредственного преследования со стороны человека (сбор растений, охота и рыболовство, повреждение и уничтожение от добычи полезных ископаемых, да и просто случайное уничтожение).
2. Выступления учащихся.
Ученик 4 “А” класса Ворошилов Ян. Истории с собакой (из личного опыта).
С лаской к Ласке.
За недавно построенным и уже заселённым домом осталась большая куча песка. У её основания дворовая собака Ласка, ненецкая лайка, выкопала себе круглую нору. Когда ребятишки залезали наверх, воображая себя альпинистами, вход в нору всё время засыпался. И неутомимая Ласка вновь и вновь начинала работать своими сильными лапами, отрывая дверь в свой домик.
Собака была ничьей, приблудная. Никто и не помнит, кому обязана она своей кличкой. Но и взрослые, и дети гостеприимно приняли её в своём дворе, подкармливали, не обижали.
Ласка была и впрямь хороша собой: длинная рыжая блестящая шерсть, могучие лапы, умные чёрные глаза, стоящие уши. Никто не отмывал её в тёплой воде, никто не расчесывал её густую шёрстку. Сама, видно, себя обихаживала. Жила себе Ласка тихо – мирно, понапрасну не лаяла, не затевала ссоры с другими четвероногими, никого не трогала, всем была довольна.
И однажды собака ощенилась. Как-то неожиданно для всех. Принесла в помёте пятерых щенят: четыре ярко-рыжие, в мать, а пятый тёмно-серый с белыми пятнами. Крупные такие, забавные.
Ребятишки ползали в её логово, рассмотрели. Домочадцы и их приняли. Не вызвали ветеринарную службу, не сдали в приёмник для собак. И теперь стали приносить кормящей мамочке кусочки побольше, посытнее и повкуснее, чтобы молока хватало на всех детишек.
Однажды ночью собака завыла, разбудила своим воем людей. Никогда прежде она не позволяла себе мешать людям отдыхать. Что-то случилось?! Но никто не вышел в эту холодную тёмную ночь с пронизывающим ветром, поворчали лишь на Ласку, пожурили про себя. Завтра кому на работу, кому в школу, кому в детский сад – мало ли какие дела у человека. А она развылась.
Утром обнаружилась пропажа одного щенка. Так вот почему плакала собака! Она звала людей на помощь. А они не помогли, не поняли.
Я переживал долго. Задавал себе и другим вопросы. Где щенок? Почему ночью исчез? В темноте, когда никто не видит?
Через три дня пропала ещё рыженькая малютка, которую потом нашли растерзанною в канаве. Маленькое бездыханное щенячье тельце. Ужас!
И тогда моя мама написала объявление о том, что крохи-щенки ищут доброго хозяина. И такие нашлись. Всех оставшихся трёх пёсиков мы устроили в хорошие руки.
Собака – это наша природа, полезное животное, доброе, верное, надёжное. Собака – это друг человека. В общении с ней ты становишься добрее, ласковее, у тебя появляется желание заботиться о “брате младшем”.
Преступник, поднявший руку на беззащитную псину, может не пожалеть и человека.
Губя природу, человек не осознаёт, что гибнет сам. Ведь его здоровье и благополучие зависят от окружающей среды.
Когда я прощался с последним щенком, которого увозил в деревню бородатый мужчина, я взглянул вдаль. За кустарником, за низкорослыми деревьями сухо блестел и желтел полевой простор, откуда тянуло теплом, светом, счастьем последних летних дней. Справа всплывало неизвестно откуда взявшееся большое белое облако. Всё на месте, всё продолжало жить. Но нет рядом маленьких, забавных, трогательных комочков. И мне стало так грустно, что я захотел крикнуть: “Люди! Надо с лаской относиться к нашим Ласкам”.
2.2. Ученица 11 класса Самкова Юлия. Экскурсия в Ненецкий краеведческий музей города Нарьян-Мара.
Государственный природный заповедник “Ненецкий”.
Мы с классом ходили на экскурсию в краеведческий музей г. Нарьян-Мара. Там нам показали фильм о заповеднике “Ненецкий”. Как познавательно! Как красиво! Я переполнилась гордостью за свою Малую родину, свою землю.
Арктика – суровый, но в то же время бесконечно прекрасный край. А европейский север России можно назвать жемчужиной Арктики. Территория Ненецкого автономного округа уникальна по своему природному разнообразию и привлекательна чистотой рек и озёр, нетронутых ландшафтов, богатством животного и растительного мира. Сохранить эту Землю для будущих поколений – это нелёгкий труд.
18 декабря 1997 года постановлением Правительства РФ на территории Ненецкого автономного округа был создан Государственный природный заповедник “Ненецкий”.
До настоящего времени природа заповедника, благодаря своей отдаленности от крупных производств, является эталоном первозданной красоты северных тундр. Прекрасно существуют в естественных условиях все природные комплексы, увеличивается численность видов, занесённых в Красную книгу.
Кто хоть один раз посетил заповедник и увидел богатство родной природы северной России, познакомился с уникальными культурно-историческими памятниками, бытом и традициями коренных народов Севера, с добрыми людьми, работающими в нелёгких северных условиях, тот сохранит эти прекрасные моменты на долгие годы.
Государственный природный заповедник расположен на северо-востоке Европейской части России, в Ненецком автономном округе. Здесь, в Малоземельской тундре, сохранились нетронутыми единственные в Европе равнинные субарктические и арктические тундры, места обитания ценных видов растений и животных.
Общая площадь заповедника составляет 313,4 тыс. га, из них 181,9 тыс. га (58,04%) приходится на морскую акваторию. На его территории выделено четыре участка – дельта реки Печора, Захарьин берег, Болванский, Островной.
Снежный покров сохраняется 230 дней в году. На островах почти нетронутым сохранялся ягельник, как яркий образец оленьих пастбищ.
В заповеднике гнездятся “краснокнижные” виды птиц: малый лебедь, гусь-пискулька, белощёкая казарка, сапсан, кречет, орлан-белохвост, беркут и др.
В заповеднике многочисленные озера и протоки, в которых плавает рыба: навага, камбала, сайка, корюшка, пелядь, сиг и др.
Возвышенная тундра является характерным участком норения песцов, красной лисицы, росомахи. В зарослях кустарниковых ив обитает заяц-беляк. В лесотундре встречается бурый медведь, ондатра, волк, лось, ласка, горностай. В весенний период обычны заходы белых медведей.
Непременный обитатель морских вод – кольчатая нерпа, морской заяц, серый тюлень, белуха, касатка и др. А численность редкого атлантического моржа на галечниковой косе острова Голец, которая является лежбищем этих величественных животных, достигает 500 голов.
На арктических островах заповедника находится множество историко-культурных памятников. А какое разнообразие растительности здесь! Ковёр красок тундры воспет поэтами и прозаиками ненецкой земли.
… Заповедный и добрый арктический край,
Мир суровой зимы и полярного лета,
Уходящего мира языческий рай,
Птичьих стай и туманных печорских рассветов.
Пусть останется вечной земли благодать,
Равновесие хрупкое просто нарушить,
Чтобы дети и внуки смогли повидать,
То, что видели мы, сохранившие душу…
Уходила из музея я окрылённая. Даже не представляла раньше себе, какая красота окружает меня. Мы ищем прекрасное в экзотических странах, среди пышной растительности, заморских животных. А оказывается, удивительное находится совсем рядом. Только сумей вглядеться, вслушаться… И найдешь, и обретешь для себя сказочное, неповторимое. Я мечтаю побывать вживую на этой земле, где слился океан с полярным небом.
3. Викторина. Алена – ведущая в костюме мудрой совы.
– Здравствуйте, ребята. Я проведу викторину и узнаю самого умного, любознательного, начитанного человека в классе. Будьте внимательны.
1) Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями?
(Пернатые.)
2) К какой группе животных относится черепаха?
(Пресмыкающееся.)
3) Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. К каким животным она относится? Почему?
(Насекомое.)
4) Шуба из шерсти этого животного очень теплая.
(Овца.)
5) Самое ласковое животное.
(Кошка.)
6) Почему корову называют домашним животным, ведь она, например, в отличие от кошек не живет в доме, а живет в коровнике?
(О ней заботится человек.)
7) Можно ли паука назвать насекомым?
(Нет, он относится к отряду членистоногих.)
8) Как отличить жабу от лягушки?
(У жабы бородавчатая поверхность кожи.)
9) Из какого молока делают сыр – брынзу?
(Из овечьего.)
10) Из чего делают клей, желатин?
(Из рогов и копыт.)
11) Что такое кумыс?
(Кобылье молоко.)
4. Узнали меня? Да, я рассудительный скворец (перед ребятами появляется ведущий Иван). Думаю, что мои загадки вы отгадаете со скоростью света. Покажите свою смекалку!
1) Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова.)
2)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке – летом. (Заяц.)
3) Не рыбак, а сети расставляет. (Паук.)
4) Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)
5) Горбатый мост на четырёх ногах стоит. (Верблюд.)
6) Вестник весны. Это кто? (Грач.)
7) Певец полей. Это кто? (Жаворонок.)
8)
Явился в желтой шубке
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок.)
9) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
10)
Стройный, быстрый,
Рога ветвистые,
Носится весь день.
Кто это? (Олень)
11)
Глазищи, усищи, когтищи,
А моется всех чище. (Кот.)
12)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал он.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грузен был… (Кабан.)
13)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
5. Вы узнали меня? Да, я пчела.
Ведущий Кирилл проводит игру “Знакомое насекомое”.
Две команды по шесть человек выстраиваются друг против друга. Поочередно им задаются вопросы. По одному человеку из команды выходят к столу, ищут картинки с ответом и помещают на доску.
1) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)
2) На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
3) Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка.)
4) Кто за печкою живет, спать мне ночью не даёт. (Сверчок.)
5) То погаснет, то зажжется ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся. (Светлячок.)
6) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
7) Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар.)
8) В лесу у огня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)
9) Сок из цветков она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.)
10) Самое прожорливое насекомое планеты? (Стрекоза. В день съедает больше, чем весит сама.)
6. Сценка из сказки А. Н. Толстого “Золотой ключик” или “Приключение Буратино”.
Кот Базилио. Здорово, дядюшка Дуремар! Как твои дела? Много пиявок наловил?
Дуремар. Мне хватает, да и другим продам. Пиявка – полезное животное, живет в водоеме, хорошо присасывается к телу, помогает человеку: выпускает дурную кровь вместе с вредными бактериями.
Кот Базилио. Знаю я. Не продашь ли и мне пять пиявок?
Дуремар. Продам. А сколько дашь денежек?
Кот Базилио. Десять сольдо.
Дуремар. По рукам.
7. Слово учителя о Красной книге.
Какая красота вокруг нас находится! Стоит только вглядеться и вслушаться. Это прекрасные творения природы. Мы могли бы бесконечно восхищаться ими, если бы не одно обстоятельство – не всегда все остается на местах. Это обозначает, что им всем угрожает исчезновение с земли. Ученые подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 150 видов животных. Причем более половины вымерших видов исчезли за последние 50 лет и почти все по вине человека. Мы должны знать о Красной книге. Красный цвет книги – это сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится он в Швейцарии, в городе Морже. В нее занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: защити!
Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растёт.
Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.
Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие.
На красных страницах книги записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, синий кит, гепард, полосатая гиена, зебра Греви и другие.
На желтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие.
На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук геркулес и другие.
8. Выходит Руслан в костюме Буратино.
– Здравствуйте! Мы, школьники, должны помочь природе жить и здравствовать многие века. А для этого мы обязаны усвоить правила поведения на природе. Их десять. Их легко запомнить.
Десять “нельзя”:
- разорять птичьи гнезда;
- рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;
- ломать ветки деревьев, кустов;
- давить насекомых;
- шуметь в лесу;
- разводить костры без взрослых;
- оставлять мусор в лесу и водоемах;
- сбивать мухоморы и прочие поганки;
- убивать лягушек и ужей;
- брать лесных зверьков домой.
9. Стихотворение “Красная книга”. Читает ведущая.
Охраняется красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у неё иная: всё живое хранить зовёт.
Приложение. Презентация.
Литература
- Брем А.Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра, 2004. С. 76–78.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс, 2004. С. 101-106.
- Дежкин В.В. Беседы об экологии. – М.: Молодая гвардия, 2000. С. 72–73.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. – М.: Педагогика, 1981.
- Мамедов Н.М. Проблемы экологии. – М.: Знание, 1989.
- Матвеев А.Г. КВН по природоведению.// Нач. школа. – №6 – 1991. С 65.
- Государственный природный заповедник “Ненецкий”.// Буклет. -№3. – Н-Мар – 2007.