Ход мероприятия
Шторы задвинуты. Из – за сцены раздаётся голос.
Суровый Дант не презирал сонета;
В нём жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдалённой
Певец Литвы в размер его стеснённый
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас его ещё не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
(Распахиваются шторы, на сцене появляется Сонет.)
Сонет : Разрешите представиться, я – Сонет. В чём моя тайна? Может в магическом числе 14? Нет, наверное в моих авторах. Ведь во мне – все их чувства, настроения, любовь, душа. Я всегда готов раскрыть свои объятия и унести вас на крыльях двух катренов и двух терцетов в царство вдохновения и возвышенных чувств.
(Звучит музыка.)
Сонет: Данте и Беатриче…(выводит за руки героев). Вряд ли в истории можно найти другой столь яркий пример пламенной и совершенной любви.
Беатриче:
Жил беспокойный художник
В мире лукавых обличий.
Данте:
Грешник, развратник, безбожник,
Но он любил Беатриче.
(На экране идёт фильм о Данте и Беатриче, роли которых играют учащиеся 10–11 классов.)
Взирает на достойнейшее тот,
Кто на мадонну среди донн взирает, –
В веселии за нею он течёт
И Господа за милость восхваляет.
Такую благость взгляд её лиет,
Что зависти никто из донн не знает,
Но всех она в согласии ведёт
И верой, и любовью оделяет.
Всё перед ней смиренно клонит лик,
Но не себе она тем славу множит,
А каждому награду воздаёт,
И свет её деяний столь велик,
Что лишь кому на мысль она прдёт,
Тот о любви не воздохнуть не может.
Сонет: Почти всегда вместе с именем Данте Алигьери мы произносим имя его младшего современника Франческо Петрарки.
(На сцене появляются Лаура и Петрарка.)
Петрарка: Её зовут Лаура. Это та, которой я посвятил свои сонеты. Когда я увидел её в церкви, то полюбил на всю жизнь, хотя на не суждено было встретиться никогда.
Лаура: Средневековые поэты представляли любимую женщину существом, лишённым плоти. А Петрарка изобразил меня живым и земным человеком.
Сонет: Петрарка тщательно выбирал перо и, осторожно обмакнув его во флакон с чёрной, приготовленной их чернильных орешков краской, начинал писать. На жёлтый лист ложились ровные, круглые, с едва заметным наклоном вправо буквы. Он писал, будто произносил слова молитвы, вознося хвалу Всевышнему за то, что послал ему средь тысяч женщин одну – единственную, ставшую его вечной возлюбленной.
(На экране идёт фильм о Лауре и Петрарке, роли которых играют учащиеся 10–11 классов.)
Меж стройных жён, сияющих красою,
Она царит – одна во всей вселенной,
И пред её улыбкой несравненной
Бледнеют все, как звёзды пред зарёю.
Амур как будто шепчет надо мною:
Она живёт и жизнь зовут бесценной;
Она исчезнет – счастье жизни бренной
И мощь мою навек возьмёт с собой.
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Сонет: Он любил её духовной любовью, почитая даму своего сердца образом совершенства и чистоты. Где бы он ни был, куда бы ни заносила его судьба, всюду преследовал его лик возлюбленной.
(Звучит песня на итальянском языке.)
Сонет: Летело время. И я уж на туманном Альбионе. Сонет английский. Лишь подумал я, как с уст срывается Шекспир.
(Выходит на сцену Шекспир.)
Шекспир: Я остаюсь для всех загадкой. О жизни моей известно мало. Нет ничего удивительного в том, что не сохранилось точных сведений о героине моих Сонетов – Смуглой леди сонетов. Биографы не раз пытались выяснить, кто она, но в большинстве случаях исходили из догадок.
Смуглая леди сонетов: Я вероломна, безжалостна в своей красе, порочна. Посвящённые мне сонеты обжигают огнём живого чувства, и нет сомнения, что они – следствие личной драмы, поэтическая исповедь о неразделённой любви. Я принесла поэту много страданий, но несмотря на это, оставалась обожаемой, страстно любимой, пленительной.
Шекспир:
My mistress, eyes are nothing like the sun;
Coral is far more fed than her lips, red;
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damask, d, red and white,
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in the breath than from my mistress reeks.
I love to hear her speak, yet well I know
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goodess go;
My mistress, when she walks, treads on the ground:
And yet, by heaven, I think my love as rare
As any she belied with false compare.
(На экране во время чтения появляется перевод сонета.)
Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И всё ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
(Танец под сонет № 90.)
Шекспир: Мои сонеты не только гимн любви, но и размышления о трагедии человеческой жизни. Многие из них могли бы стать эпиграфом к моим трагедиям.
Tired with all these, for restful death I cry,
As, to behold desert a beggar born,
And needy nothing trim d in jollity,
And purest faith unhappily forsworn,
And gilded honour shamefully misplaced,
And right perfection wrongfully disgraced,
And strength by limping sway disabled,
And art made tongue – tied by authority,
And folly doctor – like controlling skill,
And simple truth miscalld simplicity,
And captive good attending captain ill:
Tired with all these, from these would I be gone,
Save that, to die, I leave my love alone.
(На экране во время чтения появляется перевод сонета.)
Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг…
Но как тебя покинуть, милый друг!
Сонет: Я продолжаю своё триумфальное шествие по Европе. Ни одна европейская литература не обошла своим вниманием меня. И испанская, и польская, и немецкая литература отдали мне свою дань.
(Чтец читает сонет Людвига Уланда Der Wald на немецком языке.)
(Звучит музыка М. Огинский. “Полонез”.)
Кассандра: Франция, 16 век. Сонет продолжает своё триумфальное шествие по Европе. Меня зовут Кассандра. Мне посвятил французский поэт Пьер де Ронсар свои сонеты.
(Чтение наизусть сонета Ронсара, на экране – перевод сонета.)
Сонет: Простившись с Сеной, Темзой, Одром, минуя Днестр, Дунай и Вислу, на берегах Невы холодной, в России снежной очутился.
(Звучит музыка из к/ф “Метель”. Выходит А.С.Пушкин, читает сонет “Мадона”.)
Сонет: Наше путешествие подходит к концу. Хотя обо мне можно говорить бесконечно. Но всё же я чаще всего ассоциируюсь со словами: Любовь, Прекрасная Дама. И, поэтому закончим наш разговор сонетом, который называется “Женщине”, написанный В.Брюсовым.
Чтец:
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свегнутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжёт огнём, едва в уста проник,
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено без пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звёздной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века – на тебя!
Приложение. Презентация.