Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, в раскрытии темы любви в рассказе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, кинофильм “Жестокий романс”, кинофильм “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964).
Ход урока
Эпиграф
Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин
1. Вступительное слово учителя.
Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Поэты прославляли это чувство по-разному.
2. Индивидуальные сообщения учащихся.
1) Вот как писал о любви ещё в 17 веке Ж.Б. Мольер.
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил...
2) У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь,- гласит преданье, -
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем оно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.
3) Незабываемые слова сказал о любви А.С. Пушкин:
Я помню чудное мгновенье...
3. Слово учителя.
Героиня пьесы Островского “Бесприданница” по-своему переживает свою трагическую неразделённую любовь. (фрагмент кинофильма “Жестокий романс” (романс в исполнении Ларисы).
Куприн так говорил о любви: “Это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя.” Любви посвящает свой рассказ “Гранатовый браслет”.
Прежде чем перейдём к обсуждению произведения, к раскрытию его главной темы, проведём викторину. Её вопросы помогут нам вспомнить детали произведения –рассказа “Гранатовый браслет”.
4. Викторина:
1 В какое время года происходит действие рассказа? (середина августа)
2 Где происходят события произведения? (черноморский курорт)
3 Как зовут главную героиню? (княгиня Вера Шеина)
4 Как зовут сестру Веры? (Анна)
5 Какого числа были именины княгини Веры? (17 сентября)
6 Что подарил Вере муж? (серьги из жемчужин грушевидной формы)
7 Кто подарил Вере гранатовый браслет? (Желтков)
8 С чем сравнивает Вера густо красные гранаты? (с кровью)
9 Род деятельности Желткова? (мелкий чиновник)
10 Имя Желткова? (Георгий)
11 О ком Куприн писал: “... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой , нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах...? (о Вере)
12 О ком пишет Куприн: “... очень бледный, снежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?” (о Желткове)
13 Музыка какого композитора звучит в произведении? (музыка Бетховена)
14 Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки. У него было большое грубое красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах... какое свойственно мужественным и простым людям...” (генерал Аносов)
Подведение итогов викторины.
5. Аналитическая беседа.
1) О чём рассказывается в произведении Куприна?
2) Почему любовь Желткова неразделённая и безответная? (Между этими людьми существуют социальные преграды и сословное неравенство. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают неразделённой и безответной любовь Желткова.)
3) Как показывает автор ту среду , к которой принадлежит княгиня Вера? (Эти люди смеются над письмами Желткова, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Даже считают его сумасшедшим.)
4) Как относится муж Веры к письмам Желткова? Обратимся к 9 главе (чтение и комментарий)
5) Вспомните письмо, написанное Желтковым в день именин Веры. Индивидуальное сообщение учащегося (чтение наизусть)
6) Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (семейная реликвия, память, оберег)
7) Обратимся к фрагменту из фильма “Гранатовый браслет” (киностудия “Мосфильм”, 1964). Какова роль генерала Аносова в рассказе? (Он рассуждает о истинной настоящей любви.)
8) Почему автор дал имя главному герою рассказа Георгий? (Имя Георгий означает “победоносец”. Куприн в своём рассказе показал “маленького человека” ,окрылённого большой любовью.)
9) Какие произведения русской литературы раскрывают тему “маленького человека”? (Пушкин “Станционный смотритель”, Гоголь “Шинель” ,Достоевский “Униженные и оскорблённые”).
10) Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? (Бог дал ему дар любви, глава 11)
11) Оценила ли Вера чувство Желткова? (Она поняла всю исключительность прошедшей мимо неё любви и предчувствие скорой смерти Желткова, глава 11-чтение по ролям)
12) Почему Желтков хотел, чтобы Вера услышала музыку Бетховена? (Он часто видел её на концертах где исполняли музыку Бетховена.)
6. Подведение итогов урока.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова И.А. Бунина. Как эти слова связаны с рассказом “Гранатовый браслет”? В чём состоит сила любви?
(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему “громадное счастье”. Эта идеальная, чистая любовь возвышает “маленького человека”, делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Именно такая любовь воспета Куприным.)
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание: подготовиться к сочинению.
Темы:
1) “Мои мысли о прочитанном рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;
2) “...что это было: любовь или сумасшествие?” (по рассказу “Гранатовый браслет”)