Цели игры.
- Активизировать работу в классных коллективах по изучению творчества Н.А. Некрасова.
- Содействовать личностному развитию учащихся.
- Привлечь учащихся к активной интеллектуальной деятельности через чтение произведений Н.А. Некрасова.
Задача игры.
1. Формирование исследовательских навыков в процессе подготовки к игре.
2. Прививать навыки самостоятельной работы с текстами.
Правила игры.
Организатор игры определяет круг вопросов, которые будут звучать в игре, за 2 недели до проведения игры участники получают примерный список литературы, которые они должны прочитать, чтобы найти ответы.
В процессе игры за правильный ответ команда (количество игроков определяет сам учитель, или, возможно, играть только в одном классе, тогда каждый ученик играет за себя) по очереди отвечает на поставленный вопрос, жетон за правильный ответ получает тот игрок, который последний дал ответ. Выигрывает та команда, которая набрала больше жетонов. Вопросы, звучащие в игре, должны иметь как можно больше ответов.
Оборудование: иллюстрации к произведениям Некрасова, коллажи, плакаты с цитатами из произведений Некрасова, выставка книг.
Время проведения: 1, 5 часа.
Помещение: небольшой зал на 30 человек.
Ход игры
Лот “Биография”
- Какие привычки унаследовал Н.А.Некрасов от своих родителей?
(Любовь к охоте, умение ездить верхом, хорошо играть в карты, умение хладнокровно вести денежные дела, делать записи без ошибок – от отца; страсть к сочинительству, любовь к музыке и литературе – от матери)
- Назовите географические названия мест, связанных с Некрасовым?
(г. Немиров - родился, с. Грешнево - воспитывался и жил, имение Некрасовых, г.Ярославль - гимназия, где учился поэт, с.Абакумцево - могила матери, Петербург - зрелая жизнь поэта с 1838 г., с. Карабиха, Чудовская Лука, Алешукино - там поэт любил отдыхать, Италия, Вена - заграничные поездки и т.д.)
- На какие факультеты Петербургского университета подавал документы поэт?
(Историко-филологический, факультет восточных языков, юридический)
- В каких журналах работал Некрасов?
(“Сын Отечества” - опубликовано первое стихотворение, “Мысль”, “Литературная газета”, “Пантеон Русского и всех европейских театров” - сотрудничал, “Современник” “Отечественные записки” - редактор)
- Кого из писателей “открыл” Некрасов как редактор?
(И.Гончаров, Г.Успенский, В.Слепцов, Н.Помяловский, Л.Толстой)
- Известно, что Некрасов был азартным игроком. А кто ещё из русских писателей и поэтов страстно любил играть в карты?
(Сумароков, Державин, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Л.Толстой, В.Маяковский, Асеев)
Лот “Творчество”
- Под какими псевдонимами печатался Некрасов?
(Иван Бородавкин, Перепельский, Назар Выволочкин, Стукотин)
- Какие стихи Некрасов написал о детях и для детей?
(“Крестьянские дети”, “Плач детей”, “Генерал Топтыгин”, “Мазай и зайцы”, “Дядюшка Яков”, “Дедушка”, “Накануне светлого праздника”)
- Какие песни и романсы на стихи Некрасова вы знаете?
(“Тройка”, ”Коробочка”, “Признание”, “Песня Еремушке”, “Меж высоких хлебов”)
- В каких произведениях поэт пел о бурлаках?
(“На Волге”, “Размышление у парадного подъезда”, “Кому на Руси жить хорошо”)
- Какие произведения поэта рассказывают о женской судьбе?
(“Тройка”, “Мороз, красный нос”, “Орина, мать солдатская”, “Зине”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Маша”, “В полном разгаре страда деревенская…”, “Русские женщины”)
- Кому из соратников по “писательскому цеху” посвятил Некрасов стихи?
(“Памяти Добролюбова”, “Не рыдай так безумно…” - Писареву, “не говори: забыл он осторожность” - Чернышевскому, “Тургеневу”, “На смерть Шевченко”)
- Каких стихах Некрасова присутствует мотив дороги?
(“Железная дорога”, “Тройка”, “Школьник”, “В дороге”, “Размышления у парадного подъезда”, “Еду ли ночью по улице темной”, “Накануне светлого праздника”)
- Какие имена вынесены в заголовки стихов поэта?
(“Маша”, “Зине”, “Влас”, “Дядюшка Яков”, “Орина, мать солдатская”, “Ванька”, “Калистрат”)
- В поэме “Русские женщины” Некрасов рассказал о подвиге двух женщин-декабристок, но, как известно, их было 12. Назовите фамилии других женщин, отправившихся за мужьями в Сибирь?
(Е.Трубецкая, М Волконская, Е.Нарышкина, А.Муравьева, А.Ентальцева, М.Юшкевская, А.Давыдова, Н.Фонвизина, А.Розен, К.Ивашева .П.Анненкова. А.Якушкина)
- Некрасов посвятил цикл стихов любимой женщине, он называется “Панаевский цикл”. Назовите стихи из этого цикла?
(“Ты всегда хороша несравненно”, “Мы с тобой бестолковые люди”, “Прости”, “Три элегии”, “Я не люблю иронии твоей”, “Мы разошлись на полпути”, “Да, наша жизнь текламятежно”)
- Какие говорящие фамилии придумал поэт для своих героев в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
(Обол-Оболдуев, Утятин, Алтынников, Нагой, Гирин, Добросклонов, Овсянников)
- Из каких деревень были мужики? Поэма “Кому на Руси жить хорошо”.
(Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайко, Несытово, Голодухино)
- Какие афоризмы из стихов Некрасова вы знаете?
(“То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть”. “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. “После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья”.
“Правилу следуй упорно, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно”. “Сейте разумное, доброе, вечное”. “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
“Вот приедет барин - барин нас рассудит”. “Благослови же работу народную и научись мужика уважать”. “Семья-то большая, да 2 человека всего мужиков-то: отец мой да я”.
“Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”)