Композиционные особенности повести Т.Пономаревой "Водяной Бык"

Разделы: Литература


Пономарёва Татьяна Дмитриевна, родилась в прошлом — XX-м — веке в Москве у Покровских ворот. Училась в маленькой сельской школе в подмосковном посёлке Клязьма, потом в любимой 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Закончила Литературный институт им. Горького. Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором… Долго искала себя, но не жалеет ни о чем, что было в ее жизни. На вопрос: "Почему Вы стали писателем?" Татьяна Пономарева отвечает с присущим ей чувством юмора: “Наверное, потому, что уже поздно становиться балериной. А ещё потому, что мне всё время дарят красивые ручки и разные блокнотики.

Первой публикацией Пономаревой был рассказ “Лишние яблоки”, напечатанный в газете “Маяк”. Вообще к своим произведениям Пономарева относится как к любимым детям, никому не отдавая предпочтения. “Рассказы: “Неизвестный”, “Трудное время для попугаев”, “Хорватский дог” и другие, повести: “Солнце - желтый карлик”, “Водяной Бык” - это проза для подростков. Ее книги заставляют задуматься о жизни, внимательно посмотреть на тех, кто рядом с тобой. По сказкам Пономаревой выпущено два мультфильма: “Дверь” и “Случай на болоте”.

Тему, выбранную нами, можно считать актуальной, так как современной литературе для подростков в литературоведении и литературной критике уделяется недостаточное внимание.

К рассмотрению художественного текста можно подойти по-разному. Цель нашей работы - сосредоточить внимание на композиционных особенностях повести “Водяной Бык”. Современные авторы давно ушли от стандартного подхода к построению жанра. Тем интереснее самостоятельно попытаться разобраться в построении произведения, в его внутреннем мире, созданном художником слова. Композиция повести Т. Пономаревой интересна своей самобытностью.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат.compositio – слагать, составлять) – построение художественного произведения. В понятие композиции входят следующие элементы: художественное время, художественное пространство, построение сюжета, группировка персонажей, повествователь, речевая организация текста.

Исследовательские задачи: проследить, как организованы в повести Т.Пономаревой элементы композиции, какова роль такого построения, в чем заключается самобытность стиля писательницы.

Начинается повесть необычно: “Пришла телеграмма: ЗАДЕРЖИВАЮСЬ ДЕНЬГИ ПИТАНИЯ КОШЕК ГОЛСУОРСИ ВТОРОЙ ТОМ”.

У читателя возникает предположение, что далее развернется детективная история. Но кошки, хотя одна из них и пропала, никому особенно не интересны, и появятся они только в шестой главе повести (кстати, кошек тоже шесть).

Художественное пространство этого произведения двухслойное. Первый пространственно-временной слой – это реальная жизнь главной героини- восьмиклассницы Усти, полное имя Устинья (так бабушка нарекла). Второй пространственно-временной слой – переживания Усти, связанные с воспоминаниями о бабушке и о том, что происходило во время учебного года. События, которые рассказывают о жизни Усти в это лето ( после окончания 8 класса она проходит производственную практику на фабрике и собирается учиться дальше в 9 классе), происходят в Москве примерно в 60-е годы ХХ века. (Это время юности наших бабушек).

Все ребята, кроме Усти и ее друга Леши, уехали работать в Эстонию. Квартира Великодворской, в которой живут шесть кошек и попугай ( присматривать за ними в это лето и пришлось Леше и Усте) - это тоже особое пространство, в котором происходит самопознание Усти, ее погружение в себя.

В первой и второй главах повести читатель знакомится с главной героиней. Тема взросления девочки раскрыта в ее размышлениях о себе и о своей семье. Повествование о главной героине идет словно бы от лица какого-то человека, хорошо знающего ее семью и посвященного во все переживания и секреты главной героини.

Читатель узнает, что в семье не все ладно. Отец Усти “болен” идеей уехать из Москвы и купить дом в деревне Дерябино. Он работает на двух работах, чтобы собрать нужную сумму для покупки дома. Отец настолько поглощен этой идеей, что не замечает ни жены, ни дочек. Цитата: “Последние полгода они экономили на всем, даже на питании. Ради серьезного дела можно и потерпеть. Но когда все время эти каши, каши… бесконечный жареный минтай с винегретом… Валя вообще последнее время плохо ела. Она каждый раз после детского сада влетала в кухню с одним вопросом: “А чего у нас есть?” Но, увидев, что все то же, что и вчера, уходила в комнату играть, как бы забыв о еде.”

Мама Усти, хотя и не очень-то хочет жить в деревне, старается всячески поддержать мужа, тоже работает с утра до вечера. Так что Усте, кроме учебы, всю зиму приходилось заботиться и о своей младшей сестренке Вале: забирать ее из садика, играть и гулять и ней. В родной семье Устя чувствует себя одиноко, поэтому она так дорожит дружбой с одноклассником Лешей. Леша – преданный друг. Ведь именно из-за Усти он не поехал летом в Эстонию, куда на летнюю практику уехал весь их 8 класс. Именно Леша понимает домашнюю ситуацию своей подружки, пытается защитить ее от лишних забот. Леша, сильный физически, обладает добрым и преданным сердцем. Леша и Устя в это лето особенно сдружились.

Когда Усте грустно, она вспоминает свою любимую бабушку Алевтину, которая в детстве была для нее главным человеком. Бабушка жила в своем доме в небольшом городке Тутове на юге России. После того, как деда арестовали, бабушка, забрав всех своих детей и внуков, уехала в Москву. А дом бабушки потом сгорел. Бабушка, как вспоминает Устя, обладала удивительным даром “сбереженной любви”. Как будто по воле рока, люди, которых бабушка знала, после смерти продолжали жить в новом своем качестве: в рассказах и сказках, которые придумывала или рассказывала бабушка. Они все становились некими фольклорными персонажами, позволяя себе вести самостоятельную жизнь в бабушкиной памяти. Бабушка умерла три года тому назад, но оставила внучке в наследство умение всматриваться в людей и понимать их.

Пространство, связанное непосредственно с бабушкой, – это и есть пространство настоящего дома, которое было после ее смерти утрачено детьми: отцом и матерью Усти. Девочка пытается воссоздать этот ДОМ в своих воспоминаниях, потому что в ее реальном доме, в ее семье нет радости общения и взаимопонимания. Когда Устя случайно оказывается одна в квартире Великодворской, она многое понимает для себя. Фамилия Великодворской, кстати, не случайна. Женщина, которая держит 6 кошек и попугая, на самом деле так и не обрела своего дома, она как бы живет во дворе, хотя двор ее и не мал, но счастья в нем явно недостает.

Устя это отчетливо ясно понимает, когда остается одна в чужой квартире. Цитата: “Устя сидела, закинув голову на спинку кресла, и пыталась себе представить, что никакой Великодворской на свете нет, а это ее, Устин, дом, где живет ее семья – муж и дети. Детей она представила моментально: девочку и мальчика…а с мужем вышла заминка…Возможно, это был все же Леша, и даже, скорее всего, именно он, только внешне немного другой… Обязательно завела бы кота и собаку, и много цветов…

И ,конечно же, по всей квартире – подсвечники! С разноцветными свечками. Она бы зажигала их, особенно зимними вечерами, включала

музыку… Ужинали бы при свечах…разговаривали, отдыхали…желтые язычки пламени отражались бы в оконном стекле…”

Желание зажигать свечи не случайно: в своем родном доме Усте не хватает тепла, любви, ей не хочется туда идти. Чтобы был свой дом теплым, надо чтобы рядом были любящие и понимающие тебя люди. Люди, которые так же “дышат”, как и ты. А место жительства почти не имеет значения.

Именно здесь, наедине с собой Устя начинает сравнивать Лешу и Беса, Игоря Бещева. В Игоря Устя влюбилась, как только он появился в их классе. Цитата: “Бес был бес! Племянник известного композитора, старого и одинокого, обещавшего Бесу ко дню его восемнадцатилетия сумму с четырьмя нулями, если тот поступит в университет… Учился Бес с блеском, как будто все положенные с первого по десятый знания давно свили себе гнездо в его совершенно кудрявой голове и теперь он только выпускал их, как почтовых голубей, по первому требованию предметников… Бес был одинок, хотя вокруг него увивалось всегда человека три-четыре… Некоторые дублировали его диктаторские замашки…”.

Необычный подросток, у которого, кажется, есть все: ум, хитрость, сила, деньги, но нет семьи, нет настоящего дома и настоящих друзей, чем-то привлекает и задевает Устю. Она не может разобраться: то ли влюблена, то ли ненавидит Беса. Да к нему и невозможно относиться одинаково: настолько противоречивы его поступки.

Когда Бес приходит к Усте в трудную минуту, девочка еще больше растерялась: ей и жаль Беса, но она и осуждает его, Бес и нравится ей, но Устя понимает, что принесет ей Бес одни несчастья.

Цитата: “Он ел медленно, по-детски долго держал еду за щекой, согревая, видно, больной зуб. На лбу у него, полуприкрытый челкой, уголком белел шрам, которого раньше почему-то Устя не замечала…

Уходя, он взял Устины руки, прижал ладонями к своему лицу:

- Если б ты знала, как мне сейчас паршиво…”.

Желание помочь, пожалеть Беса и недоверие к нему все время борются в душе девочки.

В повести не только два параллельных пространственно- временных слоя, но и две параллельные сюжетные линии. Одна связана с домом, с семьей Усти, с ее непростым отношением к отцу. А другая линия связана со школой, со школьными отношениями, с первой влюбленностью в Беса.

Первая сюжетная линия заканчивается поездкой к дяде Юре, маминому брату.

Устя здесь еще раз убеждается, что те отношения между родственниками, которые так ценила и оберегала бабушка, давно утрачены. Близкие когда-то люди стали чужими, и помощь от них идет не от души, не от сердца, а по причине долга. Вроде как дядя Юра должен помочь сестре, - вот и выполняет свой долг, хотя и без радости. Его дочь Катька, даже долга не признает… Она считает, что никто никому ничего не должен.

Иначе думает Устя. Она не может взять деньги, которые даны не от чистой души. Усте трудно, обидно, но память о бабушке снова помогает ей, как добрая фея из детской сказки.

У родника, недалеко от поселка, в котором живет семья дяди Юры,Устя вспоминает бабушку. Родник этот они с бабушкой называли Водяной Бык, потому что издали глыба земли, скрывающая родник от посторонних глаз, напоминала быка. Забравшись в теплую земляную ямку, где когда-то в детстве она пряталась от бабушки, девочка успокаивается и снова начинает верить в доброту и справедливость мира.

Цитата: “Устя сидела там долго, словно выжидая какой-то срок, который вот-вот должен был наступить, и тогда все само каким-то чудесным образом повернется к лучшему, нужно только внимательно слушать, не упустить знак… Здесь, в нише, он был как раз. Он просеивался сквозь тишину… и по невидимым трещинам и норкам уходил под землю… чтобы потом, где-то в неведомых краях, вырваться как выдох…

- Ау, бабушка, мы тут!

- Живы и, слава Богу…”.

Водяной Бык приобретает в повести значение символа. Вода имеет символическое значение жизни, очищения. Родник как живая вода возвращает девочку к вере в добро, успокаивает ее. Бык в славянских мифах - символ космического начала, он соединяет четыре стихии: землю, небо, подземное царство, море. Это грозное животное считается врачевателем, животворящей или охранной силой (энциклопедия “Символы и знаки”).

Таким образом, финал семейной линии, темы ДОМА закрыт. Устя теперь воспринимает и любит своих близких такими, какие они есть, прощает их.

Финал второй линии остается открытым, он только намечен. Иначе и быть не может: ведь Усте только 15 лет, ей еще предстоит сделать выбор, решить: что такое любовь, кто на самом деле Бес, по какую он сторону - добра или зла? А пока у нее есть надежный друг Леша, который всегда рядом, который познакомил ее с арбатским художником Ворпестом.

Ворпест живет на Арбате и пишет необыкновенные картины. В его мастерской живут человекоподобные хищники, георгины в золотой вазе, реки и церковушки, окно с мухой, портреты … В финале повести Леша дарит Усте картину от Ворпеста. Цитата: “Очень старая дверь старого уснувшего дома – с непременной паутиной на косяках и смелой крапивой под порожком. У двери не было ручки, на месте прежнего замка зияло дупло… Странно, но здесь это не воспринималось как след житейской неопрятности. Наоборот, от него, этого дупла, шел уютный дух прибежища, и не было ничего удивительного, если вдруг оттуда показалась бы чья-то мохнатая лапка или клювастая голова… за ней был свет, тонкими волокнами проникающий в незаметные щели. За ней была жизнь, люди!... Должна же быть справедливость на свете! И если нашлась печальная дверь, через которую ты ушел, то должна, в конце концов, найтись и другая – радостная, пронизанная скрытым светом, через которую ты вернешься! Ждали бы…”.

Каждый человек рано или позднее расстается со своим сказочным детством, выходит через свою сказочную дверь во взрослую жизнь.

Но во взрослой жизни очень важно знать , что СПРАВЕДЛИВОСТЬ существует и что тебя ЖДУТ!

(Устинья – имя латинского происхождения, обозначает “справедливая”)

Выводы и обобщения.

Исследовав композиционные элементы повести, можно сказать, что Татьяна Пономарева удачно совместила в художественном мире этого произведения план событий реальной жизни героини и план духовного взросления девочки-подростка.

Автор как сторонний, но весьма сведущий наблюдатель видит и передает читателю переживания Усти, ее размышления о людях - близких и чужих. В тексте множество загадок, которые читателю интересно отгадать.

Повествование наполнено диалогами, создающими атмосферу живого общения, удачными пейзажными картинками, передающими чувства главной героини, вставными главами- воспоминаниями. Внесюжетные персонажи повести также играют важные смысловые роли.

Как и в других произведениях многих современных авторов, в повести Т.Пономаревой присутствует интертекстуальность.

Например, эпизод поездки Усти в село к дяде Юре, когда она убегает из его недружелюбного дома через раскрытое окно и ищет успокоения у родника, перекликается с сюжетом волшебной сказки, в которой есть тема пути в тридесятое царство, злая сестра (здесь Катька), добрая фея (здесь бабушка), волшебные предметы – помощники (Водяной Бык).

Эпизод таинственного исчезновения из квартиры кота Ярика и не менее загадочное его появление - это прием, заимствованный из детективной истории.

Художник Ворпест (его манера общения и игра в сказочного героя, его явная театральность) напоминает героя из рассказа Виктории Токаревой “Факир”. Интертекстуальная соотнесенность – одна из отличительных особенностей творчества Т.Пономаревой.

Итак, героиня повести, и читатель вместе с ней, побывали и в мире обнаженной правды, где подчас трудно различить добро и зло, и в мире сказки, помогающей обрести веру в справедливость.

Презентация