Литература
-
Открытый урок литературы на тему "Знакомьтесь, Владимир Высоцкий". 11-й класс 2014
Урок знакомит детей с поэтом, певцом и актером Владимиром Семеновичем Высоцким; рассматривается отличие авторской песни от песни развлекательной. Изучаются отличительные черты поэзии В.С. Высоцкого.
-
Урок краеведения "Да ведают потомки наши родного города минувшую судьбу" 2014
Прошлое служит настоящему и будущему. Интегрированный урок истории, литературы и музыки посвящен городу Самара. Представляет собой маленький гимн родному городу, воспитывает любовь, уважение к его истории и культуре. Ребята совершат прогулку по родному городу и увидят Самару, которую мы потеряли, увидят яркий, колоритный культурный и торговый центр Поволжья, который называли маленьким Парижем. Счастлив будет тот, кто на этом уроке прикоснется к судьбе родного города и откроет его для себя.
-
Открытый урок внеклассного чтения по повести В.А. Курочкина "На войне как на войне". 8-й класс 2014
Урок представлен в форме литературной игры «Что? Где? Когда? Как? Почему?». Такая форма урока нравится детям, пробуждает интерес к чтению. Игра увлекает, активизирует внимание, учит анализировать произведение. Размышления о событиях прерываются фрагментами фильма, музыкальными паузами.
-
Народная баллада "Ворон к ворону летит…" в переводе А.С. Пушкина 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с народной балладой, выявляют признаки баллады; используют навыки исследовательской работы.
-
Формирование у школьников интереса к истории и духовной культуре родного края при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–9-х классах 2014
Литература родного края – один из разделов программы по литературе для средней школы под редакцией Г.Р. Курдюмовой. Введение регионального компонента формирует внутреннюю потребность личности изучать литературу родного края. На уроках донского фольклора учащиеся не только читают и анализируют сказки, но и шьют костюмы сказочных героев, иллюстрируют сказки, готовят поделки к сюжету сказок.
-
Пословицы и поговорки 2014
Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс 2014
Тексты Ф.Кривина служат для учащихся образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего мировосприятия, отношения, оценки. На их материале можно выполнять речеведческие задания, заниматься орфографией, пунктуацией, выполнять разные виды разбора.
-
Урок литературы по теме "И.А. Крылов. Басня "Свинья под дубом" 2014
Урок литературы соответствует требованиям ФГОС. Формует у учащихся различные УУД. На уроке применяются современные педагогические технологии: проектно-исследовательского обучения, модульной технологии, также нестандартные формы и методы работы.
-
Литературно-музыкальный вечер "Тургенев и музыка" 2014
Литературно-музыкальный вечер призван донести до учащихся глубокую любовь писателя к родине, России, искусству, литературе, природе; произвести впечатление литературными и музыкальными произведениями, которые исполняются и объединены интересами многогранной личности великого писателя, широко образованного человека, гуманиста и патриота.
-
Внеклассное чтение. Рассказ М.Осоргина "Террорист". 10-й класс 2014
Цель урока: обсудить прочитанный рассказ, проанализировать его, познакомиться с писателем русского зарубежья М.А. Осоргиным, обнаружить, есть ли какая-то связь между романом Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и рассказом "Террорист", сопоставить главного героя рассказа М.А. Осоргина с Родионом Раскольниковым.
-
Произведения, зачерпнувшие истины ("Крохотки" А.И. Солженицына) 2014
В ходе урока ученики участвуют в ролевой игре, в создании фильма-ассоциации. Учащиеся решают проблемные ситуации, раскрывающие жанровую, стилистическую и смысловую специфику произведений А.И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа произведений А.И. Солженицына «Лиственница», «Лихое зелье», «Молния» учащиеся более подробно узнают о творческой манере писателя, об особенностях его мировоззрения.
-
"Рыцарь пустоты" (Манилов) по роману Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс 2014
Урок помогает самостоятельно анализировать отдельные главы романа «Мертвые души», следить за развитием действий в произведении, учит делать выводы в работе над образами. Обобщает знания, понятия и представления о духовной культуре и морали. Обсуждение отдельных глав литературного произведения нацелено на продолжение воспитания этических представлений и норм поведения, развитие эмоционального восприятия.
-
В.К. Арсеньев – исследователь, путешественник 2014
Владимир Клавдиевич Арсеньев − выдающийся путешественник и ученый, внесший большой вклад в изучение Восточной Азии. Научное и литературное наследие В.К. Арсеньева не потеряло своей актуальности; ученые и исследователи многих стран постоянно обращаются к нему, находя ценные данные о природе, истории и этнографии Дальнего Востока.
-
Литературная игра "Году Лошади посвящается…" 8‒9-й класс 2014
Игра позволяет в увлекательной форме вспомнить интересные сведения об удивительных животных, которые верно служили человеку и сопровождали его всю жизнь, произведения разных видов искусства, посвященные лошадям. Хотя прошли те времена, когда лошади были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина, помогали людям осваивать дальние страны, решать исход войн, они остаются в сознании русского человека символами верности, вольности, неукротимости, трудолюбия…
-
Дидактический материал по высказываниям 2014
Статья представляет собой дидактический материал при работе с высказываниями: «С книгой не знаться – от людей отстать» и «Язык голубит, язык и губит» и содержит 28 заданий (по 14 на каждое высказывание).
-
Урок внеклассного чтения по теме "Мы в ответе за всех, кого приручили" (по рассказу А.В. Костюнина "Нытик"). 5-й класс 2014
Урок внеклассного чтения по рассказу Александра Костюнина «Нытик» воспитывает внимательное отношение к животным, бережное отношение к окружающему миру; развивает желание совершать добрые поступки, умение анализировать текст, речь; учит разбираться в людях, обогащает словарный запас . Урок знакомит с творчеством молодого современного писателя, чьи произведения заставляют думать о жизни, гуманности.
-
Обобщающий урок по басням И.А. Крылова 2014
Урок расширяет представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова. В ходе урока ученики учатся выразительному чтению наизусть и театральному мастерству.
-
"Апокалипсис, сотворенный людьми" (по повести В.Распутина "Прощание с Матерой"). 11-й класс 2014
Урок предполагает идейно-художественный анализ произведения, акцентируется внимание учащихся к нравственным проблемам: ответственности за происходящее, духовной связи с предками, землей, природой, совести. Фронтальная беседа, групповая работа, пересказы, анализ эпизодов, пейзажей, работа с лексикой – формы работы, с помощью которых учащиеся приходят к выводу: сами творим конец света – апокалипсис.
-
Урок литературы на тему "Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Человек на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы раскрывает главную нравственно-эстетическую особенность изображения войны в романе, воспитывает уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности, национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
-
Тема урока: "Своеобразие жанра стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина". 6-й класс 2014
В основе уроков лежит исследование учениками художественного текста, в начале которого ученики в той или иной форме знакомятся с тестом. Основу для урока составляет домашнее задание: необходимо нарисовать иллюстрацию к стихотворению, отразив все происходящее. В итоге учащиеся сами находят ответы для своих вопросов.
-
Читая "Записки охотника" И.С. Тургенева (опыт прочтения литературного произведения) 2014
Работа помогает учащимся прочувствовать силу лирического проникновения в духовную жизнь человека, красоту русской земли, оценить изящество и совершенство языка Тургенева. Соединив текст «Записок охотника», фотографии пейзажей средней полосы России и музыку Рахманинова, автор работы убеждает нас в том, что Россия – земля заповедная, осененная Божьей благодатью, не стоит искать спасения в других землях, спасение души находи в земле своей – в России.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме «Пушкин – историк и создатель повести "Капитанская дочка"» 2014
Интегрированный урок истории и литературы расширяет представления учащихся о личности А.С. Пушкина как историка, характеризует историческую обстановку в 60–70-е годы XVIII века, раскрывает сложность образа Емельяна Пугачева.
-
Урок литературы "М.Ю. Лермонтов "Бородино"" 2014
Урок расширяет представления ребят о биографии писателя, развивает интерес к его судьбе и творчеству.
-
Внеклассное мероприятие "Вопросы словесности" 2014
Учащиеся демонстрируют знания по русскому языку и литературе. Вопросы сформулированы на материале классической литературы.
-
Урок литературы по теме "Жизнь, смерть и вечные вопросы бытия в рассказе И.А. Бунина "Часовня" 2014
В ходе урока выявляются особенности понимания любви И.А. Буниным. Изучается авторская позиция, художественная манера писателя; развиваются навыки творческого чтения.
-
Интеграция литературы и истории по теме "Отечественная война 1812 г. на страницах истории Саратовской области и в произведениях М.Ю. Лермонтова" 2014
Проектная деятельность через постановку проблемы развивает мышление учащихся, коммуникативные способности, умение творчески подходить к результатам работы. Представлены итоги работы групп над проектами на внеклассном мероприятии.
-
"Слова-стрелы" Платона Ойунского в произведении "Мальчик-быбак" 2014
Цель: поделиться некоторыми смысловыми оттенками отдельных слов, слов-стрел.
-
Урок литературы на тему "Образы представителей нового купечества и их влияние на жизнь общества в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". 10-й класс 2014
Цель урока: выявить приоритетные черты представителей новой купеческой среды, определить влияние этих черт на жизнь общества. Урок проводится в малых группах (по 5 человек). Работа группы определяется решением задачи на основе пьесы.
-
Литературно-театральное внеклассное мероприятие "Английские стихотворения в переводах С.Я. Маршака и К.И. Чуковского в 5–7-х классах" 2014
Конспект литературно-театрального внеклассного мероприятия составлен для интегрирования литературы и английского языка на основе материалов литературы по УМК Коровина В.Я. На уроке используются элементы межпредметных связей с английским языком и информатикой.
-
Тема урока: "Богини Парнаса" 2014
Урок в форме презентации знакомит учащихся со знаменательными этапами биографии, лицейскими годами А.С. Пушкина.