"Проект в изучении творчества М.А. Шолохова на уроках литературы". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Проектный метод в современном школьном образовании определяется как дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся.

Основные учебные задачи, которые преследует проектный метод, можно сформулировать следующим образом:

  • научить школьников самостоятельному достижению цели, а также конструированию полученных знаний;
  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации;
  • приобрести навыки проведения исследований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Роль учителя крайне важна для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта учащихся, а также для презентации результатов проекта. Если у учащихся навыки проектной деятельности еще недостаточно сформированы, на первом уроке (занятии) целесообразно обсудить этапы работы над любым проектом в принципе.

Основных этапов несколько.

  1. Целеполагание, выделение основной проблемы (круга проблем).
  2. Работа с информацией, выделение важных элементов.
  3. Работа над композицией будущего продукта.
  4. Обработка и оформление.
  5. Презентация готового продукта.

Следует отметить разнообразие жанров, в которых может быть представлен проект, от реферата до мультимедийной презентации, видеофильма или слайд-шоу. Несомненно, без применения ИКТ трудно представить себе работу над проектом.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

На уроках русского языка и литературы достаточно часто предлагаю учащимся участие в проекте. В качестве примера представляю организацию проекта "Мир донского казачества в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон".

Изучение романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" на уроках литературы в 11-м классе по праву занимает одно из ключевых мест. Учащиеся постигают глубину творческого мира писателя, знакомятся с отдаленной для них эпохой гражданской войны на Дону, изучают быт и нравы донских казаков, колоритные характеры главных героев произведения. Работу над проектом можно начать со знакомства с эпохой, изображенной Шолоховым, цель такого урока можно сформулировать следующим образом:

показать закономерность эпохи в фактах частной жизни; познакомить учащихся с нравами и обычаями казачьей станицы на примере семейства Мелеховых.

Цель урока можно соотнести с целеполаганием будущего проекта.

“Лексика урока”: этнос, сословная группа, субэтническая общность, ксенофобия.

Безусловно, роман “Тихий Дон” – это книга о донском казачестве. Обратившись к толковому словарю, мы найдем следующее определение:

“Казачество – сословная группа с чертами субэтнической общности, т. е. своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка.” Работа со стендом “Лексика урока”: дается толкование слов при помощи толкового словаря, определяется их стилистическая принадлежность. Это сухое академическое определение не может в полной мере отразить прекрасную и трагическую историю казачества, какой мы видим ее в романе “Тихий Дон”. В произведении Шолохов сумел показать казачество как целый мир, со своим, только ему свойственным, укладом, даже со своей философией. Помимо этого, автору в полной мере удалось через судьбу простого человека изобразить судьбу целого народа, всей России.Этап работы с источниками и отбора информации можно начать с вопроса классу:

  • О продолжении чьей традиции можно сказать?

Учащиеся сопоставляют роман Шолохова с романом Л. Н. Толстого “Война и мир”: от частного – к общему; резкое противопоставление картин мира картинам войны; “маленький человек” на войне, "мысль семейная"...

Предлагаю учащимся впервые побывать в атмосфере “Тихого Дона”. Какие события и какие герои изображаются автором?

Донское казачество в романе “Тихий Дон”.

На данном этапе работы ученики отвечают на вопросы:

Какой период времени изображен в романе? Какие исторические события мы видим в первой книге? А в остальных трех?

В результате приходим к выводу, что содержание первой книги изображает период накануне Первой мировой войны и ее начало, до 1914 года. Книга вторая - 1916-1918 годы, первая попытка установления Советской власти на Дону. Книга третья – Верхнедонское восстание в 1919 году, события заключительной книги романа связаны с установлением Советской власти на Дону. Таким образом, в романе отражена эпоха почти 10 лет – с мая 1912 по март 1922 года.

Примечательно то, что событий непосредственно двух революций в книге нет. Почему? Шолохов выводит на первый план только те факты, которые в первую очередь связаны с жизнью казаков, живущих на Дону. Чем же так привлекли они писателя? Учащиеся представляют заранее подготовленные сообщения об истории казачества в России, в частности, о донском казачестве. Чтобы лучше понять специфику исследуемой нами эпохи, предлагаю классу ознакомиться с историческим документом, который был открыт сравнительно недавно при исследовании архивов КГБ. 24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП (б) приняло секретную директиву о “расказачивании”. В ней говорилось: “Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи”.

И еще один документ... В марте 1919 года был подписан приказ по войскам Южного фронта. В нем перечислялись следующие меры: “Сожжение восставших хуторов, беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании. Расстрелы через пять или десять человек взрослого мужского населения хуторов. Массовое взятие заложников из соседних и восставших хуторов...” На этапе рефлексии учащиеся делятся мнениями по весьма актуальным вопросам: Что, по вашему мнению, происходит в обществе в настоящее время? Можно ли говорить о возрождении казачества? Вернемся все же к содержанию романа. В первой книге мы видим картины мирной жизни хутора Татарского станицы Вешенской. Казаки – люди со сложным, не всегда понятным характером. Кому и по какой причине они противопоставляют себя? В чем проявляются их сословная спесь, ксенофобия? (книга 1, часть 2, глава 5). Предлагаются вопросы и задания: Расскажите об образе жизни жителей станицы. Какие семейства изображены в центре повествования? Учащиеся проводят сравнение с эпопеей Л. Толстого, называют представителей семей: Мелеховы: Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петро, Григорий, Дуняша, Дарья, Наталья. Коршуновы: Мирон Григорьевич, Лукинична, Митька, Наталья, дед Гришака. Помимо этих семей, мы встречаемся с семьями Моховых, Кошевых, Астаховых, Листницких. Истории какой семьи автор уделяет наибольшее внимание? Итак, МЕЛЕХОВЫ. На данном этапе чаще всего организую работу в группах, каждая из которых получает определенное задание.

1 группа: предыстория семьи Мелеховых (часть 1, глава 1).

История Турков; как проявляется обособленное положение Мелеховых; как проявляются отношения между хуторянами; зачем автор вводит историю Прокофия Мелехова.

2 группа: эпизод “На рыбалке” (часть 1, глава.2).

Как ведут себя отец и сын; какова была истинная цель рыбалки.

3 группа: эпизод “ На сенокосе” (часть 1, глава 9).

– Найти индивидуальные и коллективные портреты; как изображена земля в эпизоде; какое чувство испытывают казаки во время работы; каково общее настроение эпизода.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя цитаты из текста. Завершая анализ фрагментов, предлагаю несколько обобщающих вопросов. Как можно доказать, что в основе характера Мелеховых лежат высокие нравственные ценности? Какие качества они ценят в людях? Где можно увидеть сходство характеров отца и сына Мелеховых? Идеализирует ли Шолохов своих героев? (В доказательство можно привести эпизоды гульбы на свадьбе Григория и Натальи, драки с хохлами.)

Подводя итоги работы, учащиеся могут сказать о том, что казачество было обособленным сословием, которое отличало стремление к независимости, свободолюбие, любовь к труду, дисциплинированность, уважение к старшим. Однако в то же время можно выявить и некоторые негативные черты характера казаков: консерватизм, даже заносчивость, уверенность в сословном превосходстве, ксенофобию.

Таким образом, казачество представляло собой своеобразный этнос, со своими обычаями, мировоззрением, языком (диалектом).

Мы видим, как своеобразие эпохи Шолохов отражает не только через освещение исторических событий, но и обращаясь к фактам частной жизни своих героев. С первых страниц романа автор указывает на особое положение Мелеховых на хуторе, раскрывает красоту и мощь их гордых, независимых характеров, выделяет в них такие качества, как благородство, великодушие, отзывчивость, трудолюбие. Мелеховы – люди духовно чистые, однако пример Григория доказывает, что и их временами обуревают страсти. Как сложится их судьба, какие испытания выпадут на их долю, мы узнаем из последующих глав романа.

Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон" – многоплановое, очень глубокое в историческом и психологическом аспектах произведение. Безусловно, как и личность самого автора, так и его роман в течение длительного времени вызывали множество мнений, суждений, порой противоречивых и самых смелых. Так, к примеру, остро дискутировался в литературоведении вопрос об авторстве Шолохова. Работа над "Тихим Доном" продолжалась долгие годы. Полная версия романа была опубликована в 1941 году. Начиная с 1929 года по начало нового столетия исследователи пытаются доказать: одни – что автор Шолохов (и никто больше!), другие – что произведение написано другим человеком. В чем же причина таких жарких споров? Очень долгое время не могли найти рукопись романа, который, по мнению многих, просто не мог быть написан столь молодым по возрасту человеком, каковым был Шолохов. И, наконец, произведения, вышедшие в свет после "Тихого Дона", по своей художественной силе уступают знаменитому предшественнику. Против авторства Шолохова активно выступали А. И. Солженицын, Р. Медведев, Л. Вайнер, Зеев Бар-Селла, некоторые другие исследователи и критики. Предлагаю учащимся подготовить творческие работы (доклады, рефераты, сообщения) с изложением точки зрения какого-либо исследователя. На итоговом уроке по творчеству Шолохова делимся находками и открытиями, обсуждаем спорные вопросы. В результате выясняем, что в настоящее время можно достаточно точно утверждать, что авторство Шолохова подтверждают многочисленные экспертизы, проведенные с применением новейших технологий. Но загадка все-таки осталась. Загадка таланта великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова, сумевшего осмыслить увиденное и услышанное в годы потрясений нашей страны и описавшего этот опыт в прекраснейшем романе.

Использованная литература

  1. Бондаренко М. Если бы "Тихий Дон" был дописан, Мелихова расстреляли бы. Неизвестная судьба шолоховского героя. http://www.zimovaya.ru/statji/esli-by-tihiy-don-byl-dopisan-melihova-rasstrelyali-by.html
  2. Вайнер Л. Еще – о "Тихом Доне".http://www.philol.msu.ru/~lex/td/?pid=0245&oid=024
  3. Загадки и тайны Тихого Дона. Сборник. Самара. 1996.
  4. Зеев Бар-Селла. Литературный котлован. – Париж. 2000.
  5. Медведев Р. Загадки творческой биографии Михаила Шолохова. Париж. 1976.
  6. Солженицын А. Стремя "Тихого Дона". – Цюрих. 1974-1975.